Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 3 Финансирование дорожного хозяйства в России и зарубежных странах


Частное финансирование по модели пользователей
      Введенный в действие в 1994 г. закон о строительстве и финансировании федеральных автомагистралей из частных источников создал правовую основу для модели пользователей при строительстве федеральных автомагистралей. В будущем в частные руки может быть  передано строительство, содержание, эксплуатация и финансирование федеральных автомагистралей. Финансирование частными лицами дорожные проекты становятся частью государственной сети дорог, т.е. не являются частными дорогами. Новые правила дают частным лицам возможность раньше осуществлять в рамках модели пользователей экономически рентабельные проекты дорожного строительства, которые не могли быть осуществлены в ближайшее время вследствие необходимости финансирования из бюджета других мероприятий.
    Для рефинансирования частно-хозяйственных инвестиций по дорожному строительству предусматривается внимание частниками сборов. Закон о частном финансировании магистральных дорог дает возможность внимания сборов только при наличии:
заново построенных мостов, туннелей и горных проходов при прохождении федеральных автострад и федеральных дорог;
реконструированных, подобных автостраде, федеральных дорог.
    Ограничение модели пользователей определенными мероприятиями дорожного строительства производятся с учетом европейского права - согласно этому праву, нельзя взимать сборы с тяжелых грузовых автомобилей на автострадах одновременно со сбором за проезд по автостраде, что предусматривается делать для грузовых автомобилей начиная с 12 т с 1 января 1995 г* .
_________________________
* Этот сбор был введен регионально совместно со странами Бенилюкса и Данией
    Согласно европейскому праву, взимание сборов, включая и тяжелые грузовые автомобили, допускается на автострадах только для вышеупомянутых инженерных сооружений на дорогах. Таким образом, взимание сборов на участках автострады за пределами мостов и туннелей следовало бы ограничивать легковыми автомобилями, что необходимо отвергнуть из транспортно-политических соображений.