Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 15 Об автономных учреждениях в Российской Федерации


Крупные сделки

     До недавнего времени институт крупных сделок был характерен только для коммерческих организаций, так как подобные нормы в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ О некоммерческих организациях отсутствуют. Положение изменилось в связи с принятием закона, когда законодатель счел необходимым вести речь о крупных сделках. Согласно закона крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

_________________________
Гутников О.В. Недействительные сделки в гражданском праве (теория и практика оспаривания). М., 2007. С. 339

     Важно определить предмет крупной сделки, совершаемой автономным учреждением. В соответствии со ст. 14  закона предметом крупной сделки могут быть денежные средства с одной стороны, и имущество - с другой. крупными признаются не только единичные сделки, но и несколько взаимосвязанных сделок. Критериев взаимосвязанности сделок законодательство не устанавливает, поэтому практика стала их вырабатывать самостоятельно. В отношении крупных сделок автономных учреждений законодатель иначе решил, отказавшись от понятия взаимосвязанные сделки и установив тем самым, что крупной является только единичная сделка. Объяснение этому следует искать, возможно, в специфике правового режима имущества автономного учреждения, без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Интересы учредителя учреждения как собственника имущества, по аналогии с акционером (участником) хозяйственного общества, защищены от вывода активов гораздо надежнее, нежели интересы последнего. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований закона, оспорима и может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения. К крупной сделке автономных учреждений законодатель отнес сделки, связанные с отчуждением имущества, а также с передачей такого имущество в пользование или в залог. В случае с автономными учреждениями законодатель использовал понятия отчуждение и передача в пользование , соединив их словами а также и избежав тем самым их синонимичности, законодатель  не раскрывает само понятие отчуждение . В связи с этим в литературе было высказано справедливое утверждение о том, что под отчуждением всегда понимается окончательный, бесповоротный переход прав к другому лицу.
    С учетом срока аренды и стоимости передаваемого в аренду имущества крупной сделкой для арендодателя может быть признан договор аренды, когда в аренду сдается имущество, необходимое организации-арендодателю для осуществления основной производственной деятельности, в результате чего организация фактически прекращает производственную деятельность, дававшую ей основной доход.
     В  рамках положений действующего законодательства многое зависит от конкретной формулировки решения наблюдательного совета об одобрении крупной сделки. Решение об одобрении крупной сделки может расцениваться как обязательное при совершении сделки, но не обязывающее руководителя ее совершить. Окончательное решение о заключении сделки примет руководитель автономного учреждения.

_________________________
Вифлеемский А.Б.Крупная сделка автономного учреждения заключается с одобрения наблюдательного совета. Но ведь получение такого одобрения требует времени, и может случиться так, что необходимость в сделке отпадет. Обязательно ли руководителю АУ ее совершать, если одобрение наблюдательного совета получено, а необходимость в совершении сделки отпала? // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 6