Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 15 Об автономных учреждениях в Российской Федерации


Аудиторское заключение

     Аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения является одной из неотъемлемых составляющих перечня документов, открытость и доступность которых должно обеспечить учреждение. аудит - не налоговая проверка, иногда лучше пригласить аудиторов и выявить ошибки, чем потом подсчитывать штрафные санкции по акту выездной налоговой проверки.  Исходя из того, что аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности является обязательным, можно считать, что для таких учреждений предусмотрен обязательный аудит. Специфика оказания автономным учреждением различных услуг социальной направленности обусловливает проверку следующих основных операций в учреждении:

_________________________
Петров В.А. Аудиторское заключение для автономного учреждения // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2008, N 9

     - учет целевых поступлений и выплат, произведенных за счет целевых средств;
    - отражение доходов и расходов, относящихся к коммерческой деятельности автономным учреждением;
    - ведение раздельного учета бюджетных и коммерческих операций;
    - отражение финансового обеспечения учредителя на счетах учета автономным учреждением;
    - формирование капитала учреждения;
    - порядок совершения автономным учреждением крупных сделок;
    - правильность ведения и документального оформления операций с денежными средствами при оказании услуг населению.
    Автономное учреждение может заказать не только бухгалтерский, но и налоговый аудит. Он предполагает проверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам для автономных учреждений самыми существенными можно назвать обязательства по зарплатным налогам. Кроме этих налогов в части оказания населению платных услуг автономным учреждением могут включить в план проверки налог на прибыль и НДС. На фоне федеральных не следует забывать о региональных налогах, таких как налог на имущество, транспортный налог (при наличии зарегистрированных транспортных средств). Если в отношении того или иного налога вероятность ошибки небольшая, то заказчик в лице автономным учреждением может исключить его из программы проверки. Если автономным учреждением совмещает налоговые режимы в отношении разных видов услуг, то ему целесообразно включить в план проверки анализ правильности ведения раздельного учета в отношении налогообложения разных видов услуг, а также исчисления единого налога, уплачиваемого при применении спецрежима.
    Финансовое обеспечение, предусмотренное в задании учредителя автономному учреждению, как правило, включает:
    - субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам;
    - субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
    - субсидии на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
    В этом списке нет затрат на проведение аудита, поэтому не исключено, что они будут финансироваться за счет собственных средств учреждения, полученных им от ведения предпринимательской деятельности (оказания платных услуг).