Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 4 Проблема ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации. Пути решения


7. КОНЦЕПЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

     
Национальная концепция противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации.

     Глобальное распространение вируса иммунного дефицита (ВИЧ), вызывающего развитие смертельного синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД) представляет угрозу жизни и здоровью населения Российской Федерации, сохранению численности россиян, нормальному функционированию экономики страны и системы российского здравоохранения, обеспечению национальной безопасности и геополитической целостности страны.
    Национальная концепция противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации направлена на предупреждение распространения ВИЧ на территории РФ и ограничение негативных последствий распространения ВИЧ как для граждан России, пострадавших вследствие заражения этим вирусом, так и для общества в целом.
    Она основывается на положениях Конституции РФ и действующего законодательства РФ, международных договорах и обязательствах РФ, учитывает уровень социально-экономического развития страны и культурно-исторические традиции народов РФ, использует позитивный международный опыт борьбы с ВИЧ/СПИД.
    Национальная концепция подразумевает активное вовлечение в дело борьбы с ВИЧ/СПИД и эффективное сотрудничество широкого круга правительственных учреждений, образовательных, научных и академических организаций, общественных и политических объединений, негосударственных, некоммерческих, благотворительных и религиозных организаций, частных предприятий и отдельных граждан, включая лиц, непосредственно пострадавших от ВИЧ/СПИД.
    Концепция основывается на принципах обеспечения полного равноправия граждан в сфере доступа к средствам предупреждения заражения ВИЧ, к лечению ВИЧ-инфекции и СПИДа и получению других видов помощи независимо от пола, возраста, места проживания, от принадлежности к той или иной социальной группе, от политических убеждений, от особенностей бытового поведения или отношения к религии. Она подразумевает участие России в международных мероприятиях по борьбе с ВИЧ/СПИД и оказание помощи населению других стран, пострадавших от пандемии ВИЧ/СПИД.
    Национальная концепция основывается на том, что исключительная угроза ВИЧ-инфекции для национальной безопасности России делает борьбу с этим заболеванием обязанностью как Российского государства, так и всех граждан Российской Федерации и всех лиц, находящихся на территории России.
    В результате осуществления ее всеобщего доступа к профилактике и лечению ВИЧ/СПИД должны быть достигнуты следующие цели:
Благодаря проведенному обучению и информированию о способах предотвращения заражения среди жителей России и других лиц, находящихся на ее территории, должен будет сформироваться широкий слой населения, поведение которого лежит вне зоны риска заражения ВИЧ;
В результате мероприятий по улучшению обеспечения, усовершенствованию методик и усилению контроля за деятельностью медицинских учреждений должен быть исключен риск заражения ВИЧ в медицинских учреждениях при проведении медицинских вмешательств, включая переливание крови и другие манипуляции с использованием донорских материалов;
Вследствие развития инфраструктуры, необходимой для осуществления профилактики, психологической и социальной поддержки людей, живущих с ВИЧ, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, должна будет осуществляться квалифицированная помощь всем без исключения российским гражданам, пострадавшим от распространения ВИЧ/СПИД;
Благодаря продлению жизни лиц, живущих с ВИЧ, с помощью современного лечения и вследствие усилий по предупреждению рождения инфицированных ВИЧ детей должно быть минимизировано негативное влияние ВИЧ-инфекции на демографические процессы;
В результате совершенствования межсекторальной и межведомственной координации деятельности государственных организаций, а так же за счет привлечения общественных и частных организаций, в том числе представителей сообщества ВИЧ-позитивных лиц, и благодаря активности отдельных граждан должна будет повыситься эффективность противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ;
В результате стимуляции научных исследований в области противодействия ВИЧ/СПИД и благодаря поддержке производства средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции должна быть сформирована отечественная научно-производственная база, которая может быть использована как в деле борьбы с ВИЧ, так и в противодействии другим возможным эпидемиям инфекционных заболеваний;
Вследствие обучения населения и активного участия государственных правовых институтов, общественных и частных организаций и граждан в мероприятиях по уменьшению дискриминации людей, живущих с ВИЧ, должно быть достигнуто их полное и фактическое равенство в вопросах получения медицинской помощи, образования и трудоустройства; уменьшены бытовые проявления дискриминации.
    Одним из путей реализации национальной концепции является укрепление государственной системы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД. Важнейшим элементом усиления противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД является укрепление межведомственного и межсекторального взаимодействия путем создания эффективно действующих координирующих звеньев как на федеральном, так и на территориальном и муниципальном уровнях.
    В настоящее время Национальным координирующим звеном на федеральном уровне является Правительственная комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, к работе которой привлекаются руководители министерств и ведомств, политические лидеры, представители общественных организаций, включая людей, живущих с ВИЧ/СПИД.
    Правительственная комиссия должна формировать Национальную стратегию в области борьбы с ВИЧ/СПИД и участвовать в обеспечении финансирования этих программ, направленных на выполнение работ по воплощению этой стратегии и ее компонентов, проводя соответствующие консультации с российскими и международными экспертами.
    Федеральные программы по борьбе с ВИЧ/СПИД разрабатываются по заданию Правительства Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального развития совместно с другими заинтересованными ведомствами.
    В Федеральных программах отражается участие гражданского общества и частного сектора в противодействии ВИЧ/СПИД. При участии Комиссии при Правительстве Российской Федерации федеральные программы по борьбе с ВИЧ/СПИД интегрируются в долгосрочные планы экономического развития Российского Государства.
    Аналогичная система взаимодействия должны быть организована в субъектах РФ, в территориальных или муниципальных образованьях.
    В рамках структур, связанных с деятельностью Министерства здравоохранения и социального развития, так же должна быть проведена реорганизация, обеспечивающая эффективное взаимодействие соответствующих подразделений, подготовлены нормативные документы, обеспечивающие выполнение компонентов концепции.
    Для быстрого внедрения последних достижений науки в практику борьбы с ВИЧ/СПИД должен быть организован Национальный Институт СПИДа, являющийся федеральным специализированным центром, который будет обеспечивать научно-методическую составляющую единой национальной стратегии по борьбе с ВИЧ/СПИД, содействовать укреплению фундаментальных и технологических основ противодействия эпидемии.
    Управление ресурсами, необходимыми для осуществления Национальной стратегии и ее отдельных компонентов должно планироваться и осуществляться в рамках единой системы мониторинга и оценки эффективности всего комплекса мероприятий, осуществление которых направлено на предупреждение распространения ВИЧ/СПИД и снижение уровня негативных последствий эпидемии.
    Также должно усиливаться участие общественных и частных организаций и граждан в противодействии эпидемии ВИЧ/СПИД. Действуя в тесной координации с государственными организациями и в рамках законодательства Российской Федерации, они осуществляют программы, связанные с информированием населения о путях предупреждения заражения, с оказанием помощи лицам, пострадавшим от эпидемии.
    Неправительственные организации и частные лица, участвующие в борьбе с ВИЧ/СПИД, должны разделять задачи и принципы национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации и активно участвовать в реализации стратегии и могут действовать как самостоятельно, так и в рамках различных ассоциаций и объединений, в том числе с государственными организациями.
    Деятельность общественных, негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, а так же частных лиц в области борьбы с ВИЧ/СПИД может финансироваться из различных источников, разрешенных законодательством Российской Федерации, в том числе из государственных средств, направляемых на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД и преодоление ее последствий.
    Координация деятельности государственных и общественных организаций по выполнению задач Национальной концепции достигается путем равноправного участия представителей общественных организаций, в том числе лиц, пострадавших от эпидемии, в деятельности федеральных, территориальных и муниципальных комиссий по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД.
    

Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде
_________________________
Сайт Нет - Наркотикам , Москва, 2006 г.

     Цель данной Концепции - выработать согласованную позицию Минобрнауки России, Минздравсоцравития России и других заинтересованных министерств и ведомств по развитию системы превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа, направленного на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации среди детей и молодежи.

Задачами Концепции являются:

Формирование приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде; единой концептуально-методологической базы превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа; базисных принципов обучающих профилактических программ.
Выработка единой стратегии организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в рамках межведомственного взаимодействия Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, других заинтересованных министерств и ведомств и сотрудничества с международными организациями и общественными объединениями.
Создание платформы для организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа органами государственной власти, органами местного самоуправления, международными организациями, общественными объединениями.
Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов в области превентивного обучения по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, включая негосударственные и международные организации.
Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации и в её субъектах.

Основные положения Концепции.

     Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации - это общенациональная политическая задача, она не может и не должна осуществляться как ведомственный проект. Субъектами профилактической деятельности являются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, педагогическое, научное, культурное, бизнес - сообщество, другие общественные институты, молодежные объединения, все граждане России, в том числе семья и родительская общественность.
     Концепция основывается на оценке современной эпидемиологической ситуации, последних научных и методологических достижениях в области вирусологии и профилактики социально обусловленных заболеваний и состояний. В случае появления новых данных, дополняющих или противоречащих ныне признанным, возможно внесение изменений и дополнений в Концепцию.
     Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа является планируемым и прогнозируемым только тогда, когда оно формируется в терминах и понятиях своеобразного государственного стандарта , определяющего участников профилактического процесса, особенности организации их деятельности, выделение целевых групп , с которыми они работают, прогноз ожидаемого результата. В противном случае оно остается стихийным, малоуправляемым процессом, связанным с разрозненными инициативами авторов отдельных программ, образовательных и других учреждений.
     Профилактические программы, как просветительские, так и тренинговые, являются мощным инструментом воздействия на поведение детей и молодежи. Их спонтанная реализация может быть связана с риском повышения интереса к экстремальным формам поведения, активацией механизмов резистентного поведения, закрепления недостоверной информации и другими негативными последствиями. В связи с изложенным, все программы, реализуемые в системе образования, должны быть утверждены структурами, уполномоченными проводить экспертизу образовательных программ на уровне муниципального образования, региона, федерации.
     Для осуществления эффективной реализации данных программ необходима целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением. Все специалисты, занятые в этой области, должны иметь документы, подтверждающие их право на ведение профилактической деятельности в образовательной среде.
     Профилактические программы, разрабатываемые для системы образования, должны базироваться на научных достижениях в области психологии, образования и культуры. Они должны учитывать специфические особенности регионов и тех целевых групп, для которых они предназначаются, включая этнические, социально-экономические, возрастные и гендерные особенности.
     Для детей и молодежи, воспитывающихся в асоциальных семьях, находящихся в детских домах, приютах и местах ограничения свободы, склонных к асоциальному поведению, необходима разработка специальных профилактических программ, учитывающих особенности их жизненного опыта, специфику социальной среды, эмоционально-личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы.
     Для сохранения преемственности различных направлений формирования ответственного поведения и здорового образа жизни целесообразно использовать уже реализованные модели и программы профилактики наркоманий и других социально обусловленных заболеваний с усилением компонента профилактики ВИЧ/СПИДа.
     Ключевые элементы превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде включают: просвещение и информирование населения в области ВИЧ/СПИДа, инфекций, передающихся половым путем (ИППП), репродуктивного здоровья; развитие личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, развитие адаптивной стратегии поведения, формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации.
     Концепция превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде является развивающейся системой, которая в дальнейшем может стать частью общенациональной стратегии формирования ответственного поведения всех членов общества.
     Настоящая Концепция служит основой для разработки соответствующих целевых программ превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД среди несовершеннолетних и молодежи на федеральном, региональном и местном уровнях в зависимости от эпидемиологической ситуации.
     Можно выделить следующие базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде:
Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.
Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.
Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности:
o образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования;
o социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
o психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок быть успешным , быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.
Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров инфицирования ВИЧ и как следствие - сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции.
Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.
Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.
Принцип легитимности - профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Принцип соблюдения прав человека - профилактические действия не должны нарушать права и свободы человека.
Принцип комплексности - предполагает согласованность взаимодействия:
o на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
o на ведомственном уровне - органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность по профилактике ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
o на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.);
o на уровне государственных, общественных и международных организаций.
    
     Эксперты ВОЗ и отечественные ученые выделяют сегодня наиболее перспективные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа:
просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа;
обучение ответственному поведению детей и молодежи;
формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.


Реализация Концепции предполагает:

разработку специализированных образовательных программ по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа и их методического обеспечения с участием ведущих образовательных и научно-исследовательских учреждений Российской Федерации;
внедрение этих программ в практику образовательных учреждений и/или интеграцию вопросов превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в программы общего и дополнительного образования; в систему воспитательной и социальной работы;
обеспечение системы подготовки педагогических кадров по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа в учреждениях высшего профессионального образования и последипломного образования;
создание механизмов экспертизы программ превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде на основе объективных критериев их безопасности, эффективности и действенности;
создание системы мониторинга профилактики ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации и в её субъектах, основанного на современных научных методах. Вопросы проведения мониторинга должны быть упорядочены нормативными актами и реализовываться по поручению и под контролем исполнительных органов власти наиболее компетентными специалистами. Результаты мониторинга должны использоваться при анализе эффективности профилактических мероприятий и программ и дальнейшем планировании профилактической работы;
создание поддерживающего окружения путем реализации программ родительского всеобуча в области репродуктивного здоровья и ВИЧ/СПИДа, программ по принципу равный равному , вовлечения общественных организаций, СМИ в превентивное обучение в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде;
усиление взаимодействия органов и учреждений системы Минобрнауки России с органами и учреждениями системы Минздравсоцразвития России (региональные центры по профилактике и борьбе со СПИД, органы социальной защиты населения и др.), Росспорта, МВД России, других ведомств, международными и общественными организациями, а также органами, координирующими деятельность по профилактике ВИЧ/СПИД.
    В рамках данной Концепции употребляются следующие основные термины:
Ё Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - вирус, вызывающий поражение клеток иммунной системы.
Ё Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - комплекс вторичных симптомов, вызываемых ВИЧ, характеризующийся присоединением инфекций и развитием полиорганной недостаточности.
Ё Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся: наркотические средства (наркотики), транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
Ё Наркотики - ПАВ, включенные в официальный перечень наркотических средств и психотропных веществ.
Ё Злоупотребление ПАВ - употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Ё Профилактика распространения ВИЧ/СПИДа в образовательной среде - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих ВИЧ-инфицированию, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий ВИЧ-инфицирования.
Ё Гендер - культурно-специфический набор признаков, определяющих социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними.