АВ 2009г. Выпуск 4 Проблема ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации. Пути решения
9. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭПИДЕМИИ ВИЧ/СПИД
Н. Герасименко: Стране нужен мощный межведомственный орган, который мог бы объединить все усилия по противостоянию ВИЧ-инфекции. Во главе его должен стоять кто-то из высшего руководства страны: президент, вице-премьер или секретарь Совета безопасности .
_________________________
Труд, "СПИД идет лавиной", 01.12.2008.
В.В.Покровский поддерживает Н. Герасименко и полагает, что государственный комитет должен возглавить президент, так как СПИД - это действительно национальная угроза. Но, по крайней мере, секретарь Совета безопасности должен бы его курировать, потому что ситуация действительно очень серьезная .
_________________________
НТВ, 21.11.2008.
Противодействие распространению ВИЧ-инфекции - это глобальная проблема, получившая политическое звучание и заслуживающая пристального внимания со стороны законодателей. ВИЧ-инфекция имеет самые негативные социальные и экономические последствия, поэтому государство должно обеспечить доступность медицинской помощи для ВИЧ-инфицированных граждан. Об этом говорила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко, открывая заседание круглого стола по теме: Повышение эффективности государственной политики по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в России . Она обратила внимание на то, что вирус иммунодефицита забирает из жизни молодежь, представителей трудоспособного и детородного возраста. 80 процентов инфицированных ВИЧ - лица в возрасте от 15 до 30 лет, причем почти 2 тысячи из 371 тысячи инфицированных - это дети, подчеркнула глава комитета. Она отметила, что к концу 2004 года общее количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, составило в России 14 тысяч, у 421 ребенка установлен диагноз ВИЧ-инфекция .
В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Всемирной организации здравоохранения, Федерального и регионального центров по профилактике и борьбе со СПИДом, органов здравоохранения субъектов Российской Федерации. В выступлениях участников прозвучали и другие фактологические данные, подтверждающие актуальность избранной темы. Эпидемия ВИЧ в России распространяется неравномерно. Около 60% от всех зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции сконцентрировано в десяти регионах - экономически и финансово развитых, с крупными по численности населения городами. Так, в Санкт-Петербурге инфицировано 4,3% населения в возрастной группе от 15 до 30 лет. Примерно 70% всех случаев заражения ВИЧ-инфекцией связано с употреблением инъекционных наркотиков. Однако наблюдается рост случаев заражения половым путем - с 6 до 30%. Эпидемия переходит от групп риска к основному населению. При отсутствии своевременного и правильного лечения средняя продолжительность жизни человека после заражения ВИЧ составляет 10 - 11 лет.
В ходе дискуссии за круглым столом поднимались такие вопросы как доступность лекарств, рациональное использование денежных средств, модернизация схем и методов лечения, необходимость прогнозирования ситуации с ВИЧ-инфекцией в стране на три года вперед, что соответствует бюджетному прогнозированию в России.
Участники заседания высказали ряд рекомендаций в адрес федеральных и региональных органов государственной власти в сфере управления здравоохранением по сдерживанию дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции в России, совершенствованию инфраструктуры и лекарственного обеспечения в области оказания помощи ВИЧ-больным. Участники слушаний обратились к Минздравсоцразвития России с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении числа медиков - специалистов по ВИЧ и центров, специализирующихся на оказании помощи больным СПИДом, с учетом их территориальной доступности для населения.
Федеральному Собранию РФ рекомендовано законодательно закрепить доступность лекарственных средств для лечения ВИЧ/СПИД всем пациентам, включая программы по снижению распространения инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков, а также с учетом эпидемиологической ситуации в стране рассмотреть и утвердить перечень социальных групп, подлежащих обязательному тестированию на ВИЧ.
Правительству РФ предложено расширить финансирование программ по профилактике ВИЧ-инфекции и разработать государственные гарантии, связанные с лечением и лекарственным обеспечением всех ВИЧ-инфицированных за счет средств федерального бюджета.
Действующие законы РФ не допускают проведения обязательного обследования призывников на ВИЧ-инфекцию. Сегодня в обязательном порядке на ВИЧ обследуют доноров, специалистов, работающих с ВИЧ-инфицированными, персонал акушерско-гинекологических отделений, лиц, получающих гражданство РФ, а также поступающих в военные вузы и контрактников. При выявлении ВИЧ-инфекции призывники подлежат увольнению из Вооруженных сил и направляются на лечение как гражданские лица. Если же речь идет об офицерском составе, в каждом случае вопрос решается индивидуально - в зависимости от состояния здоровья больного, сообщил Акимкин.
_________________________
Власова И. Газета , 17 сентября 2008 год.
На сегодняшний день Минобороны РФ будет добиваться введения обязательного освидетельствования призывников и военнослужащих на наличие ВИЧ-инфекции. Такое предложение по изменению федерального законодательства уже подготовлено министерством, заявил главный санитарный врач Минобороны Василий Акимкин.
Мы не раз выходили с предложениями на уровень Росздрава и будем обсуждать эту проблему с представителями Госдумы , - сообщил Акимкин на встрече с журналистами в Петербурге.
По данным Василия Акимкина, уровень заболеваемости ВИЧ/СПИДом в российской армии составляет от 0,3 до 0,5% общего числа инфицированных в стране. В большей степени эта инфекция привнесена извне , - заявил санитарный начальник.
Основываясь на принципах национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации можно утверждать, что противодействие распространению ВИЧ-инфекции и участие в мероприятиях по предотвращению и уменьшению негативных последствий ее распространения является обязанностью Российского Государства, правом и обязанностью всех граждан Российской Федерации и всех лиц, находящихся на территории РФ.
Национальные программы по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД и преодолению ее последствий должны быть интегрированы в долгосрочные планы развития Российского государства.
Оказание всемерного содействия реализации региональных, национальных и международных программ борьбы с ВИЧ/СПИД - обязанность всех органов государственного управления.
Мероприятия по предупреждению распространения ВИЧ инфекции и преодолению негативных последствий распространения ВИЧ основаны на уважении к правам человека и осуществляются в сотрудничестве государственных учреждений, международных, общественных, некоммерческих, частных организаций и отдельных граждан, в том числе лиц, пострадавших от ВИЧ/СПИД.
Для всех граждан Российской Федерации должен быть обеспечен равный доступ к информации, мероприятиям комплексной профилактики, лечению, уходу и поддержке в связи с ВИЧ-инфекцией.
В основе мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ российских граждан лежит систематическое информирование граждан России и всех лиц, находящихся на ее территории, о способах предупреждения заражения ВИЧ с использованием всех доступных средств и методов обучения и распространения информации.
Информирование и обучение населения способам предупреждения заражения ВИЧ является обязанностью как государственных учреждений, так и общественных и частных учреждений и организаций.
Для групп населения и лиц, возможности которых на получение информации могут быть по тем или иным причинам ограничены (языковой барьер, территориальная удаленность, ограниченные физические возможности и т.п.), для обеспечения доступа к информации должны быть использованы специальные методы и способы распространения сведений о способах предотвращения заражения ВИЧ.
Молодежи и другим представителям угрожаемых по ВИЧ/СПИД контингентов должен быть обеспечен наиболее прямой и широкий доступ к информации о путях предупреждения заражения ВИЧ как посредством системы образования, так и путем внедрения специальных форм информирования и обучения, направленных непосредственно на представителей наиболее уязвимых к заражению ВИЧ групп населения.
Информирование населения о способах предотвращения заражения ВИЧ должно быть научно обоснованным, адекватным и полным.
Предупреждение распространения ВИЧ в медицинских учреждениях должно обеспечиваться путем внедрения передовых производственных и медицинских технологий и совершенствованием осуществления постоянного государственного контроля за безопасностью медицинских процедур.
Безопасность переливания крови, пересадки органов и других процедур с использованием потенциально угрожающих заражением ВИЧ материалов должно обеспечиваться комплексом мероприятий, направленных на максимальное снижение риска передачи ВИЧ.
Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией должна осуществляться в максимально доступном объеме с учетом новейших достижений медицинской науки с привлечением средств государства или за счет других легальных источников финансирования, на основе полного равенства доступа, независимо от возраста, пола или принадлежности больного к какой-либо этнической, религиозной или социальной группе населения.
Лицам, живущим с ВИЧ, должны быть обеспечены максимальные возможности к рождению здоровых детей.
Российское государство, общественные, частные организации и отдельные граждане должны участвовать в создании и укреплении инфраструктуры борьбы с ВИЧ-инфекцией и ее последствиями: в создании и работе центров по профилактике и консультированию населения, в деятельности центров по лечению и социальной поддержке пострадавших от эпидемии, а так же научно-исследовательских центров и предприятий по производству средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
Совершенствование системы предотвращения распространения ВИЧ должно осуществляться путем постоянной поддержки государственными, общественными и частными организациями научных исследований, направленных на разработку новых эффективных методов и способов профилактике, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
Государственные и частные организации должны активно стимулироваться к участию в разработке и производстве средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
Полное равенство людей, живущих с ВИЧ/СПИД, в области получения образования, трудоустройства, получения социальных благ и медицинских услуг должно соблюдаться и обеспечиваться как государственными учреждениями, так и общественными и частными организациями.
Государственные и общественные организации и отдельные граждане должны поощрять путем морального и материального стимулирования деятельность специалистов и других лиц, участвующих в предупреждении распространения ВИЧ, лечении ВИЧ-инфекции и устранении последствий ВИЧ/СПИД.
Государственными, общественными и частными организациями должна осуществляться подготовка кадров специалистов, необходимых для осуществления программ, связанных с борьбой с эпидемией ВИЧ/СПИД и ее последствиями.
Государственными и общественными организациями должны инициироваться изменения законодательства, направленные на улучшение обеспечения и совершенствование инфраструктуры противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД и уменьшения вреда от последствий его распространения.
Однако, анализируя сложившуюся ситуацию, руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Минздрава РФ (ФНМЦ СПИД) В. В. Покровский замечает: Федеральная программа Анти-СПИД в 1996 - 97 годах вообще не финансировалась из федерального бюджета. В III квартале 1998 г. было выделено 6% от запланированного, в 1999 г. - 18, 09%, а за 9 месяцев 2000 г. - 21, 5% (42, 6 млн. рублей). Денег, которые выделяются государством на федеральную программу по борьбе со СПИДом, катастрофически не хватает. В этом году нам обещали выделить всего 44 миллиона рублей, которых хватит, чтобы качественно пролечить... 50 человек. Ведь в год лечение одного ВИЧ-инфицированного обходится в 10 тысяч долларов США. Зарегистрированных же зараженных у нас около 70 тысяч, хотя на самом деле их гораздо больше - около полумиллиона человек. В течение ближайших десяти лет без лечения они рискуют заболеть СПИДом. По меньшей мере, половина из них может умереть .
_________________________
Новые известия, "Россию накрыла эпидемия СПИДа", 17.11.2008.
Программа Анти-ВИЧ/СПИД была утверждена в 1996 году и предусматривала комплекс мер на период до 2000 года. Главный лоббист программы, которого коллеги по Государственной Думе так и называют - "медицинским лобби" - председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, член-корреспондент РАМН Николай Герасименко.
Н. Герасименко выбил деньги для финансирования этой программы из бюджета: нашему комитету удалось увеличить расходы на здравоохранение в федеральном бюджете на 1 млрд. рублей (прибавки получат федеральные целевые программы Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России , Анти-ВИЧ/СПИД , Сахарный диабет ) .
_________________________
НГ, 30.11.2008.
Н. Герасименко сожалеет о том, что программа была профинансирована всего на 18%, причем в основном деньги начали поступать с 1999 года. По другим оценкам "Анти-ВИЧ/СПИД" финансировалась только на 12%.
_________________________
Труд, 01.12.2008. МП, Всем миром против СПИДа , 12.01.2009.
Интервью Н. Герасименко с обозначением его позиции по вопросу борьбы со СПИДом были опубликованы в Медицинской газете , Парламентской газете , а также в Независимой газете и в Янтарном крае , Московском комсомольце .
_________________________
Медицинский кодекс неизбежен , 01.12.2008. Герасименко: самое циничное и самое страшное у нас - это зарплата медиков , 30.11.2008. Пора вспомнить о рационализме , 30.11.2008. Калининград, "Здоровье народа - высший приоритет государственной политики", 25.11.2008. Последний из россиян , 29.11.2008.
В СМИ уже сложился ряд мнений относительно того, какие меры необходимо принять, чтобы исправить существующее положение дел.
В.В. Покровский, Н. Герасименко: речь идет сейчас только о том, чтобы спасти здоровых ;
Создается впечатление, что часть нашего общества, принимающая решения, определяющие судьбы страны, еще не поняла, каковы будут реальные последствия эпидемии ВИЧ. Понятно, что вокруг этой беды крутятся большие деньги, и потому у людей, так или иначе с этими деньгами связанных, конечно же, есть свои мысли и свои интересы;
_________________________
Общая газета, "Иркутский СПИД-эксперсс", 30.11.2008.
В отличие от развитых стран, у нас пока отсутствует не только эффективная государственная система сдерживания эпидемии СПИДа, но и адекватная мобилизация (да и вообще восприятие этой проблемы) общества на обывательском уровне по противодействию этому злу;
_________________________
Известия, "Народ и опиум", 30.11.2008.
К сожалению, многие средства массовой информации в должной мере не понимают ужасающих реалий эпидемии и замалчивают проблему, либо печатают материалы, акцентируя внимание только на жареных фактах. Это глубоко безнравственная позиция. Отсутствие достоверной информации порождает необоснованные страхи и не дает возможности использовать достижения науки для собственной защиты;
_________________________
Вечерняя Москва, "Собрание заблуждений", 30.11.2008.
Н. Герасименко: Во всем мире проблема ВИЧ-СПИДа считается заботой президентов и парламентов. У нас же она пока остается сугубо ведомственной, обсуждается в основном медиками ;
Н. Герасименко: По своим программам работали многие другие ведомства и общественные организации. Никто их действия не координировал и не анализировал. А потому никто сегодня даже не способен оценить эффективность затраченных средств ;
В.В. Покровский: У нас львиная доля бюджетных средств, выделенных на СПИД , уходит на тестирование доноров (не делать этого по понятным причинам нельзя). На остальные деньги пытаются лечить кого могут и как могут. Профилактика в некоторых регионах ведется за счет местных бюджетов ;
Из всех средств, поступающих из разных источников, не более 7-10% тратится на профилактическую работу. В соответствии с рекомендациями ВОЗ для успешной борьбы с эпидемией СПИДа на профилактику должно идти не менее 50-60% всех сил и средств;
_________________________
Труд, "СПИД идет лавиной", 01.12.2008.
По соответствующему закону, как известно, оплата противовирусных препаратов должна производиться из бюджета. Какого - неизвестно. Федеральный Центр в регионы ничего на эти цели не перечисляет, а на местах денег не хватает на самые примитивные лекарства для самых распространенных заболеваний, которыми страдает население. Из регионов только одна Москва может более или менее сносно оплачивать лечение ВИЧ-инфекции;
_________________________
Версты, "СПИД не спит", 21.11.2008.
Несмотря на разнообразные трудности (главная из них недостаточное финансирование), разработаны и внедрены основные принципы эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, создан препарат Фосфозид , который позволяет продлевать жизнь инфицированных.
_________________________
Гудок, "СПИД не дремлет, и Дума не спит", 23.11.2008.
СМИ также высказываются относительно того, что нужно исправить:
За здоровье пусть платит государство! ;
_________________________
заголовок статьи в "Калининградской правде", 28.11.2008.
Одного энтузиазма мало, нужна государственная система борьбы с надвигающейся бедой. На раздумья и сомнения времени нет ;
_________________________
Гудок, "СПИД- антигерой нашего времени", 01.12.2008.
В борьбе со СПИДом без серьезных финансовых вложений не обойтись ;
_________________________
МП, "Всем миром против СПИДа", 12.01.2009.
Государство должно выполнять ту работу, которую сейчас ведут добровольные организации: открывать сеть киосков, вести санпросветительскую работу, привлекать квалифицированных медиков ;
_________________________
Общая газета, "Иркутский СПИД-экспресс", 30.11.2008.
Деньги должны тратиться на профилактические программы ;
_________________________
Сельская жизнь, "Тысяча жертв каждую неделю", 30.11.2008.
Надо развивать сферу молодежного досуга. И это забота и прямая обязанность региональной власти ;
_________________________
Общая газета, "Иркутский СПИД-экспресс", 30.11.2008.
Регионы возлагают надежду на государственную поддержку федеральных властей, на Москву ;
_________________________
АиФ в Калининграде, "Пик смерти - 2005 год", 29.11.2008.
Н. Герасименко: Деньги надо вкладывать в профилактику, в пропаганду здорового образа жизни. Нужно, прежде всего, в электронных средствах массовой информации 10-15, если надо 20 раз в день (по каждому каналу!) разъяснять, растолковывать, я бы сказал, даже разжевывать, что надо делать. Ясно, что только правительство может повлиять на электронные средства массовой информации. Обязаловка - для государственных теле- и радиокомпаний. Для остальных - система льгот. Не желаешь пропагандировать здоровый образ жизни - плати за сигнал, за другие услуги по полной катушке .
_________________________
НГ, 30.11.2008.
Основными вопросами, предложенными для обсуждения на совещании Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией и оценка влияния антиретровирусной терапии на эпидемическую ситуацию по ВИЧ-инфекции в России в г. Суздале Владимирской области 14-16 апреля 2009 года являлись:
1. Организация надзора за распространением ВИЧ и вирусных гепатитов и оценка эффективности проводимых мероприятий.
2. Проблемы и перспективы реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по разделу Профилактика ВИЧ- инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ в 2009 году.
3. Роль профилактических программ в предупреждении распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
4. Вопросы информационной безопасности в лечебно-профилактических учреждениях.
5. Развитие системы надзора за распространением ВИЧ-инфекции и эффективностью проводимых мероприятий.
6. Надзор и контроль за профилактикой и лечением вирусных гепатитов на фоне распространения ВИЧ в РФ.
7. Мониторинг эффективности системы профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов в Российской Федерации.
8. Контроль за проведением противоэпидемических мероприятий.
9. Контроль за оказанием медицинской помощи ВИЧ-позитивным лицам.
10. Оптимизация обследование населения для выявления случаев ВИЧ-инфекции.
11. Мониторинг клинического состояния ВИЧ-позитивнных лиц.
12. Индикаторы интенсивности эпидемии ВИЧ-инфекции.
13. Надзор за оппортунистическими инфекциями и их исходами.
14. Оценка эпидемиологической ситуации в системе мониторинга эффективности профилактических мероприятий.
15. Пути оптимизации системы надзора за распространением ВИЧ-инфекции и мерами по снижению уровня его негативных последствий.