АВ 2009г. Выпуск 3 О совершенствовании системы образования в Российской Федерации
1.4. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились . И на данный момент это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности. Ведь система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.
_________________________
Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. 1332 в число федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования на данный момент входят Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет .
Государственная поддержка высших учебных заведений профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. В открытом творческом конкурсе могут участвовать российские вузы, представляющие свои инновационные образовательные программы, реализация и внедрение которых рассчитаны на два года.
Высшие учебные заведения, инновационные образовательные программы которых побеждают в конкурсе, получают государственную поддержку из федерального бюджета в объёме от 200 до 1000 млн. рублей. Объём финансирования из федерального бюджета составляет 5 млрд. рублей в 2006 году, 15 млрд. рублей в 2007 году и 20 млрд. рублей в 2008 году.
_________________________
http://www.levada.ru/education.html
Инновационные образовательные программы должны предусматривать:
введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;
формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Победителям конкурса оказывается государственная поддержка посредством предоставления субсидий. Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза.
Был период, когда институты охотно переименовывались в университеты, рассчитывая на какие-то преференции. Сделать это было легко. А на самом-то деле мало что изменилось, так как статус учебного заведения не влияет ни на зарплаты, ни на финансирование.
Сегодня аккредитационные показатели в той или иной степени не выполняют около тысячи филиалов - заявил Российской газете А.А.Фурсенко 25 ноября 2008 года. Он считает, что необходимо поддерживать эффективные институты, увеличивать их финансирование, а не растрачиваться на псевдообразование. Возможно в ближайшем будущем количество филиалов вузов в регионах уменьшится вдвое - одни будут закрыты, другие будут присоединены к дающим более качественное образование. Количество вузов за четыре года тоже, по данным министерства образования, сократится примерно на 20% путем реорганизации и объединения.
_________________________
http://www.rg.ru/2008/11/25/vuzy.html
Прием в высшее учебное заведение на первый курс проводится на конкурсной основе по заявлениям лиц:
имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование - по результатам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, и по результатам дополнительных вступительных испытаний (при их наличии в высшем учебном заведении);
имеющим высшее профессиональное образование - по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.
Граждане с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие) могут участвовать в конкурсе как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.
Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами.
Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимаются в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.
Граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, а также граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в федеральные государственные образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы.
Ректор Государственного университета Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов сообщил, что по данным исследований в настоящее время более половины российских семей считают, что для их ребенка очень важно иметь высшее образование. Более трети семей считают, что лучше любое высшее образование, чем хорошее среднее образование. С учетом студентов и колледжей Россия имеет сегодня 620 студентов на 10 тысяч человек населения - на 20 процентов больше, чем у занимающих второе и третье места США и Финляндии. На 7,5 млн студентов вузов приходится 3 тысячи вузов и активных филиалов. Масштаб университета в России - 2,5 тысячи студентов, что на порядок меньше, чем в развитых странах.
_________________________
Заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме: Вузы: кого готовит высшая школа, и кто требуется стране? от 19 ноября 2008 г.
Между тем, как сообщил Кузьминов, около 50 процентов студентов уделяют мало внимания профессиональной составляющей учебной программы и столько же затем идут работать не по специальности. Исследования показали, что большая часть студентов имитирует обучение. Так, почти половина студентов используют рефераты, эссе и курсовые работы, скачанные из Интернета: на первом курсе - 47,2 процента, на втором - 48,8, на третьем - 50,9, на четвертом - 51,7. Решением этой проблемы могло бы стать широкое внедрение компьютерной системы антиплагиат , которая уже используется в ГУ ВШЭ.
_________________________
http://dmn.proftime.edu.ru/files/files/2008112120223ji.doc
Как отметил Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, у студента есть право учиться плохо, но при этом у вуза есть право его отчислить. Между тем, в отличие от Европы, студент в России получает диплом государственного образца, это означает, что у студента есть встречное обязательство: учиться , - подчеркнул Министр. Минобрнауки России в 2007 году разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 года, опирающийся на отраслевые и региональные программы развития РФ. На основе прогноза перспективных потребностей экономики в подготовке специалистов системой профессионального образования строится прогноз развития системы профессионального образования. Так, по всем группам специальностей, согласно прогнозу, в 2015 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 тысячи 750 человек. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 тысяч 640 человек.
В настоящее время уже наблюдается избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, и она будет сохраняться по группам специальностей Гуманитарные науки , Экономика и управление . Избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2015 году (в 1,6 раза) будет происходить за счет именно этих групп специальностей. Таким образом, абитуриенты, выбравшие в этом году при поступлении специальности по юриспруденции, экономике и менеджменту могут после окончания учебы столкнуться с проблемой трудоустройства.
_________________________
http://www.educom.ru/ru/department/news/news_detail.php?ID=7122
Недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет наблюдаться по следующим группам специальностей: Физико-математические науки , Информатика и вычислительная техника , Сфера обслуживания , Информационная безопасность , Естественные науки , Геодезия и землеустройство , Авиационная и ракетно-космическая техника , Оружие и системы вооружения , Морская техника , Автоматика и управление , Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды .
Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей Гуманитарные науки и Экономика и управление . Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: Металлургия, машиностроение и металлообработка , Сфера обслуживания , Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника , Химическая техника и биотехнологии , Строительство и архитектура .
Остро востребованными в 2015 году будут все специалисты с начальным профессиональным образованием.
Отвечая летом этого года на вопрос, сколько в России сегодня имеется серьезных конкурентоспособных университетов, А.А.Фурсенко назвал число 50. И добавил, что еще примерно 150-200 вузов дают хорошее образование, но по более узкому профилю. Сегодня же в стране 1,5 тысячи аккредитованных вузов и 2200 филиалов. Не говоря о представительствах вузов, которые тоже часто ведут занятия, что вообще незаконно. Сегодня многие регионы сами требуют: закрыть филиалы, куда абитуриентов порой принимают просто по переписке. Необходимо избавляться и от филиалов-дублеров, когда, например, в городе с населением 50 тысяч человек 4 филиала готовят по одинаковым специальностям. Конечно, нужно думать о студентах, которые там учатся. По крайней мере, о тех, кто добросовестно поступал и добросовестно занимается. У них должна быть возможность продолжить учебу в нормальных условиях.
_________________________
Российская газета от 25.11.2008.
Рособрнадзор проанализировал ежегодные отчеты российских вузов, и там пришли к сенсационному выводу. 48% университетов, 62% академий и 60% институтов не соответствуют своему статусу , - заявила на заседании ректоров российских вузов руководитель Рособрнадзора Л.Н. Глебова. Абсолютно ясно, что требования будут ужесточены, и не менее важно, что эти требования будут выполняться , - заявил министр образования А.А. Фурсенко еще в конце прошлого года. Министерство образования ужесточило требования к высшим учебным заведениям. Теперь свой статус придется доказывать научными достижениями, качеством преподавателей и выпускников, новыми образовательными программами. Те вузы, которые не соответствуют новым требованиям, сменят название или будут закрыты.
Выпускница Современной гуманитарной академии по специальности юриспруденция Марина отмечает: когда она поступала в вуз, он имел статус института, на втором курсе институт превратился в академию.
_________________________
Газета Труд . 16. 30.01.2009.
Я учился в Московской государственной академии приборостроения и информатики. Однако теперь это университет, - рассказывает выпускник МГАПИ (теперь МГУПИ) по специальности инженер-технолог Алексей. - Но в дипломе написано академия . Что если работодатель из-за этого факта не возьмет меня на работу? Хотя мой вуз известный, и вряд ли кто-то в этом усомнится. А вот в случае с другими высшими учебными заведениями я выпускникам не завидую .
_________________________
Газета Труд . 16. 30.01.2009.
Внесем ясность: в университете самый широкий перечень специальностей. Согласно закону он является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.
Академия - это монообразование, здесь ведется подготовка специалистов, которые будут работать в каком-либо узком направлении человеческой деятельности (например, сельское хозяйство, туризм, культура, торговля). Академия выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры.
Институт же не проводит таких масштабных научных исследований, как академия и университет. Таким образом, самым высоким в иерархии вузов является университет, дальше следует академия, и только потом институт.
Не исключено, что со временем могут выявиться еще более серьезные несоответствия. Например, стандартам может не соответствовать уровень преподавателей (к примеру, недостаточно докторов и кандидатов наук), или техническая база (наличие компьютеров, лабораторий), или уровень образования студентов, который проверяется специальной комиссией. В вузе может не быть столовой, в библиотеке недостаточно книг. Нехватка или переизбыток студентов также является нарушением. В случае несоответствия вуза стандартам Рособрнадзор может лишить его аккредитации на одну или несколько специальностей. Тогда выпускники по этим специальностям не получат диплома государственного образца. А диплом негосударственного образца не пользуется у работодателей доверием. Может случиться и так, что вуз лишат лицензии. Такое произойдет, если у вуза, к примеру, нет достаточного количества кабинетов, нормальной столовой, спортзала, лабораторий. Тогда вуз не будет иметь права учить студентов и тем более выдавать дипломы. Студенты, скорее всего, будут переведены в другой вуз и смогут получить диплом там.
На заседании аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) 5 февраля 2009 года было отмечено, что в 2008 году увеличилось количество проверок вузов, организованных по просьбам граждан, а также различных организаций. По словам руководителя Рособрнадзора Л.Н. Глебовой, это говорит о тенденциях, происходящих на рынке труда. Повышенное внимание к качеству образованию у работодателей обусловлено желанием принять на работу квалифицированного, соответствующего современным требованиям специалиста. В то же время сами студенты стали предъявлять более серьезные требования к учебному заведению, в котором они учатся, стремясь получить качественное образование, чтобы выдерживать высокую конкуренцию и быть востребованным в нынешних непростых условиях кризиса . Выполняя поручение Президента РФ Д.А.Медведева, аккредитационная коллегия Рособрнадзора приняла решение более внимательно проанализировать причины основных нарушений, выявленных в ходе проверок образовательных учреждений, и следить за процессом, как вузы выполняют предписания по исправлению недостатков.
_________________________
http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/news/index.php?id4=1518
Руководитель Рособрнадзора Л.Н. Глебова полагает, что, исполняя поручение главы государства, следует усилить контроль за происходящим в вузах именно в разрешенный период устранения недостатков, при необходимости оказывая им помощь .
Анализ количества рассмотренных Рособрнадзором обращений граждан за 2004-2007 годы показывает ежегодный рост числа обращений.
Так, в 2004 году Рособрнадзором рассмотрено 1039 письменных обращений граждан, в 2005 году - 1403, в 2006 году - 1525, в 2007 году -2214 (без учета обращений, рассмотренных в рамках Прямой линии с Президентом Российской Федерации ).
В 2008 году продолжилась тенденция последних лет, согласно которой год от года увеличивается число обращений граждан в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. В 2008 году в Рособрнадзор поступило 3418 письменных обращений граждан, в том числе из: субъектов Российской Федерации - 3284, других государств - 134. Это на 1199 обращений больше, чем в предыдущем году (в 2007 году - 2219, в 2006 году - 1525, в 2005 году - 1403).
_________________________
http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/news/index.php?id4=1671
Наиболее типичным вопросом, поднимаемым заявителями, является вопрос о правомерности действий руководителей образовательных учреждений и органов, осуществляющих управление в сфере образования субъектов Российской Федерации.
За прошедший период зафиксировано наибольшее количество обращений по следующим вопросам:
действия администрации образовательных учреждений (2004 год - 18 %, 2005 год - 24 %, 2006год - 27,2%, 2007 год - 39,6%: 2008 год - 35,7%);
единый государственный экзамен (2004 год - 6 %, 2005 год - 7%; 2006 год - 8%, 2007 год - 8,58%, 2008 год - 12,8%);
установление эквивалентности документов об образовании (2004 год - 6 %, 2005 год - 10 %, 2006 год - 12%, 2007 год - 11,74%, 2008 год - 11,7%);
лицензирование и аккредитация образовательных учреждений (в 2007 году - 8,7 %, в 2008 - 7,3%).
В то же время в результате проведенной Рособрнадзором работы по надзору и контролю в сфере образования значительно снизилось число обращений по вопросам приема и обучения в образовательных учреждениях и документах об их окончании (2004 год - 16 %, 2005 год - 9 %, 2006 год - 6,69%, 2007 год - 3,25%).
Анализ обращений граждан показывает, что наибольшее их количество поступило из:
Центрального федерального округа - 1386 обращений (40,9%), из них 665 (19,8%) обращений из Москвы и 284 (8,3%) из Московской области;
Приволжского федерального округа - 459 обращений (13,2%);
Южного федерального округа - 381 обращение (11,1%), из них 103 (3%) из Краснодарского края;
Сибирский федеральный округ - 355 обращений (10,5%);
Северо-Западного федерального округа - 346 (10%), из них 175 (5,1%) из Санкт-Петербурга.
В 2007 году не поступало обращений из Республики Калмыкия, Ненецкого и Корякского автономных округов. А в 2008 году к Ненецкому прибавились Чукотский автономный округ и республика Тыва.
Результаты работы с обращениями в 2007 году:
33,3 % обращений были направлены по принадлежности в органы, осуществляющие управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, а также в другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации к чьей компетенции относилось решение вопросов, поставленных в обращениях;
по 28,9 % обращений были направлены запросы в органы, осуществляющие управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, в том числе 10,4 % - в прокуратуры субъектов Российской Федерации для проведения проверок по фактам, изложенным в обращениях, и принятия мер прокурорского реагирования;
на 37,8 % обращений даны ответы - разъяснения заявителям по сути поставленных в обращениях вопросов.
По 4 обращениям проведены внеплановые выездные (инспекционные) проверки (г. Санкт - Петербург, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), г. Самара).
Результаты работы с обращениями граждан в 2008 году таковы:
на 61,5 % обращений даны ответы - разъяснения по существу поставленных вопросов;
по 35, 6 % обращениям приняты соответствующие меры;
по 2,9 % обращениям отказано в удовлетворении жалоб как не имеющих законного основания.
_________________________
http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/news/index.php?id4=1671