Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 3 О совершенствовании системы образования в Российской Федерации


2.4. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС


     Как в обществе, так и в системе отечественного образования сложилось двойственное отношение к Болонскому процессу. С одной стороны, это положительный сдвиг, позволяющий интегрироваться в единое образовательное пространство.
     Это важно для системы образования в целом и для подготовки специалистов в частности. Отечественный диплом не будет котироваться в странах - участницах Болонского процесса, если российская система образования будет готовить специалистов только по своим технологиям и по своим стандартам. Поэтому программы отечественного образования, объемы изучения тех или иных предметов, особенности преподавания отдельных дисциплин должны быть гармонизированы с европейскими.
     Для студента это огромный плюс: он получает возможность перемещаться по всем странам - участницам Болонского процесса. Российский диплом будет признаваться этими странами, и выпускник сможет свободно найти работу там, где его будут устраивать зарплата и жилищные условия. Однако следует учитывать, что Россия готовит большую часть студентов за счет бюджетных средств, и мы рискуем превратиться в поставщика хороших специалистов для западных стран. Именно такая проблема наблюдается в науке.
     Есть и другие проблемы, связанные с гармонизацией системы российского образования в рамках Болонского процесса. Это, прежде всего действующая в странах - участницах Болонского процесса двухуровневая система образования.
     Двухступенчатая система - бакалавриат и магистратура - предусмотрена и российским законодательством, но отечественная система образования до недавнего времени в значительной мере строилась традиционно, то есть превалировала одноуровневая система. То, что в настоящее время вузы в основном готовят специалистов, связано с тем, что зачастую работодатели отрицательно относятся к выпускникам бакалаврам, срок обучения которых составляет четыре года. Поэтому требуется время, чтобы работодатели поняли преимущества системы, принятой в странах Болонского процесса.
     Необходимо отметить, что не все европейские страны полностью перешли на двух уровневую систему. Австрия, например, готовит специалистов еще по традиционной схеме. Тем не менее, общая тенденция в условиях глобализации требует гармонизации наших образовательных систем. Однако при этом мы в обязательном порядке должны сохранить наши национальные особенности, такие как среднее специальное образование, которого за рубежом практически не существует.
    Согласно законодательству, получение впервые образования по основным образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
_________________________
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2008 года Об утверждении Порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год 396.
для получения квалификации (степени) дипломированный специалист для лиц, имеющих документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемый присвоение лицу квалификации (степени) бакалавр ;
для получения квалификации (степени) магистр для лиц, имеющих документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемый присвоение лицу квалификации (степени) бакалавр или квалификации (степени) дипломированный специалист .
    Но в случае поступления на основные образовательные программы высшего профессионального образования, реализуемые по уровням, рассматривается как получение второго высшего профессионального образования по следующим основным образовательным программам высшего профессионального образования:
по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

*     *

*