АВ 2005г. Выпуск 1 О развитии законодательства в области науки
Бюджетное и налоговое законодательство в области науки
Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции от 17.06.2004), определяя расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета (статья 84), указывал, что функциональные виды расходов по разделу бюджетной классификации 0600 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу должны финансироваться исключительно из федерального бюджета. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс (статья 85). Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 86). Указанные положения действовали до 01 января 2005 года.
_________________________
Первоначальный текст опубликован СЗРФ, 03.08.1998, 31, ст. 3823
К категории бюджетных учреждений (статья 161) законодатель относил организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется на основе сметы доходов и расходов.
Новый текст Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции изменений, внесенных Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.06.2004 12-П, Федеральными законами от 20.08.2004 N 111-ФЗ, от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 23.12.2004 173-ФЗ, от 23.12.2004 174-ФЗ, от 28.12.2004 182-ФЗ, от 29.12.2004 195-ФЗ несколько изменяет отношение к финансированию науки. Федеральные органы государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами осуществляют в числе прочих (статья 7) следующие основные бюджетные полномочия: установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации; установление оснований и порядка временного осуществления федеральными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления); временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно тексту статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие основные бюджетные полномочия: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
Расходные обязательства Российской Федерации (статья 84) возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также вследствие принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов.
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации (статья 85) возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Органы местного самоуправления (статья 86) не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Полномочия по предметам ведения Российской Федерации, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашения.
Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.2 Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации .
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 статьи 26.2 полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.2 и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно тексту статьи 26.7, озаглавленной Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий , заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливают перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяют условия и порядок осуществления этих полномочий. Договор о разграничении полномочий имеет силу федерального закона и вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное.
Статьей 26.8, озаглавленной Принципы и порядок заключения соглашений , для соглашений установлен иной порядок вступления в силу. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации. Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации и официального опубликования в установленном порядке.
В собственности субъекта Российской Федерации (см. статью 26.11 Собственность субъекта Российской Федерации ) может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, в частности, необходимое для предоставления начального и среднего профессионального образования, имущество библиотек субъекта Российской Федерации и межмуниципальных библиотек, имущество музейных фондов, а также имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации.
В перечне имущества субъекта Российской Федерации отсутствует право на имущество государственных научных организаций или имущество государственных высших учебных заведений. Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" органы власти субъектов Российской Федерации получили право организации и осуществления региональных и инновационных научно-технических программ и проектов .
_________________________
Российская газета, N 290, 30.12.2004
В Российской Федерации установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Федеральными налогами и сборами признают налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
_________________________
Первоначальный текст опубликован в СЗРФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824
Региональными налогами признают налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливают законы указанных субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Земельный налог является местным налогом. Объектом налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено освобождение от налогообложения для имущества государственных научных центров, а также для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. В соответствии с требованием Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если федеральное законодательство устанавливает льготу по местным или региональным налогам, то из федерального бюджета должна быть предусмотрена компенсация соответствующему бюджету.
_________________________
Норма для академий утрачивает силу с 1 января 2006 года
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливают и отменяют требования Налогового кодекса Российской Федерации. Льготы по региональным налогам устанавливают и отменяют законы субъектов Российской Федерации о налогах. Льготы по местным налогам устанавливают и отменяют нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Плательщиком налога на имущество, переданное в оперативное управление, должен быть собственник имущества. Большинство научных организаций и вузов не являются собственниками имущества, переданного им для пользования уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Согласно тексту статьи 374 Объект налогообложения из Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является имущество, числящееся на балансе организации. В тексте Налогового кодекса не уточнено, может ли являться налогоплательщиком балансодержатель или только собственник имущества. Правительство Российской Федерации обладает правами собственности на федеральное имущество, но Правительство Российской Федерации не ведет баланса имущества. Практический выход из указанной коллизии всегда находится, но это не означает, что коллизии не существует.