Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 6 Правовые основы бюджетного регулирования в области науки и образования


О коллизиях между бюджетным и отраслевым законодательством

     Как уже было сказано выше, в приложении 20 к Федеральному закону О федеральном бюджете на 2003 год приведен Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003 году. Приведем наиболее значимые из них. В частности, с 1 января по 31 декабря 2003 года приостановлено действие следующих законодательных актов:
_________________________
Первоначальный текст документа опубликован в СЗРФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132
     пункта 2 статьи 40 и пунктов 2 и 3 статьи 54 Закона Российской Федерации Об образовании в части, не обеспеченной финансированием из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
_________________________
в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, СЗРФ, 1996, N 3, ст. 150
статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ Об обязательном экземпляре документов ;
_________________________
СЗРФ, 1995, N 1, ст. 1
части второй статьи 1 Федерального закона от 1 августа 1996 года N 107-ФЗ О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета;
_________________________
СЗРФ, 1996, N 32, ст. 3847; 2000, N 33, ст. 3348
подпункта 1 пункта 3 статьи 2 и пунктов 4, 6 - 9 статьи 30 в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета, абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 16 в части образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании ;
_________________________
СЗРФ, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 33, ст. 3348
абзаца второго пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета;
_________________________
СЗРФ, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 51, ст. 6271; 2001, N 1, ст. 20
     части двенадцатой статьи 48, статей 237, 238 и абзаца второго статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
_________________________
СЗРФ, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027

    Соответственно в перечисленных выше нормативных правовых актах содержатся следующие нормы.
    В пункте 2 статьи 40 закона Об образовании , озаглавленной Государственные гарантии приоритетности образования приведена норма: Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции".
    В пунктах 2 и 3 статьи 54 Закона Российской Федерации Об образовании , озаглавленной Оплата труда работников образовательных учреждений установлен уровень оплаты труда. В частности предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации , а размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:
          для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования - в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
         для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
         для иных работников образовательных учреждений - средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации .
    В статье 15 Федерального закона Об обязательном экземпляре документов , озаглавленной Почтовая пересылка обязательного экземпляра установлена следующая льгота на почтовую пересылку: Почтовая пересылка обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра на территории Российской Федерации и за ее пределы производится с 50-процентной скидкой по тарифам, установленным для бюджетных организаций .
    В части второй статьи 1 Федерального закона О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования указано, что размер компенсационных выплат на питание устанавливается в размере 3 рублей в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года .
     В подпункте 1 пункта 3 статьи 2 Федерального закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании , озаглавленной Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования указано: финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - высшие учебные заведения). При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем три процента расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации . В пунктах 4, 6 - 9 статьи 30 того же закона, озаглавленной Оплата труда работников высшего учебного заведения указано, соответственно: Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом ; Предусмотренные статьей 54 Закона Российской Федерации Об образовании размеры средних должностных окладов (ставок) работников высших учебных заведений в части, относящейся к оплате труда работников высшего учебного заведения, устанавливаются Правительством Российской Федерации первого числа второго месяца каждого квартала в соответствии с законодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации за предыдущий квартал ; Размеры должностных окладов (ставок) работников высшего учебного заведения определяются каждый квартал в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи, являются минимальными для соответствующих категорий работников высшего учебного заведения и обязательны на территории Российской Федерации .
    В абзаце втором пункта 1 статьи 15 Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике , названной Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности сказано: средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета .
    Часть двенадцатая статьи 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, озаглавленная Регулирующие доходы бюджетов , предполагает что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации . Статья 237 Бюджетного кодекса Российской Федерации, озаглавленная Права бюджетного учреждения при неполном финансировании и задержке финансирования гласит: Бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования . В статье 238 установлены основные права получателей бюджетных средств при исполнении бюджета, в частности, что: если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, за исключением случаев, определенных статьями 230 и 231 настоящего Кодекса, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования . Кроме того, определено, что недофинансирование означает разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств с учетом положений статей 224, 230 и 231 настоящего Кодекса , а также что компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом .
    В абзаце втором статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, названной Иммунитет бюджетов указано, что иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего: возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета .
    В статье 129 Федерального закона О федеральном бюджете на 2003 год предлагается приостановить с 1 января по 31 декабря 2003 года действие следующих статей (пунктов) Бюджетного кодекса Российской Федерации : пункта 1 статьи 118 в части слов за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов ; пункта 2 статьи 232 в части федерального бюджета и пункта 2 статьи 260; абзаца второго пункта 1 статьи 249 в части формирования лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета на период, не превышающий трех месяцев.
_________________________
СЗРФ, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339
     Статья 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации носит название Заимствования государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений у третьих лиц в своей части 1 гласит: Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные статьей 237 настоящего Кодекса . В пункте  2 статьи 232 с названием Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете указано: В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено .
    В абзаце втором пункта 1 статьи 249, названной Уведомления о лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета указано: Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Наконец в части 2 статьи 260, озаглавленной Использование доходов, фактически полученных при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете установлено, следующее: В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов федерального бюджета сверх ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете принимается по итогам исполнения федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было фактически получено.