Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 6 Правовые основы бюджетного регулирования в области науки и образования


О некоторых текущих законодательных инициативах

     Наряду с конкретными вопросами, затрагивающими проблемы разграничения доходных и расходных полномочий и межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в представленном тексте наличествуют и иные, которые имеют отношение к образованию и науке. Для удобства комментарий к тексту сгруппирован по статьям.

Статья 45.

     Как уже говорилось ранее для уточнения понятия научного или образовательного гранта важно уяснить определение субвенции и субсидии.
    Статья 45 раньше имевшая название Безвозмездные перечисления сейчас названа Безвозмездные и безвозвратные перечисления . В этой статье упомянуты субвенции и субсидии. В статье 78 части 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что статус безвозмездности и безвозвратности несколько условен и субвенции, равно как и субсидии подлежат возврату в случае нецелевого использования. Указание на необходимость целевого использования субвенций и субсидий, бывшее ранее необходимым, после принятия новой редакции статьи 45 может стать необязательным.

Статья 65

     В новой редакции статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации исчезло упоминание о минимальных государственных социальных стандартах, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности, которые являются базой для формирования расходов бюджетов всех уровней. В новой редакции текста такой базой названы расходные обязательства . Это новшество минимизирует социальную направленность бюджета.

Статья 68

     Предлагаемые изменения текста статьи касаются уточнения понятия трансферты населению . В новой редакции не допускается расширительного толкования понятия трансферты населению . Для уточнения понятия межбюджетные трансферты использована целая новая глава 16 в  новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 84

     Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации своим пунктом 2 запрещает установление расходных обязательств, исполнение которых производится за счет двух и более уровней бюджетной системы. Таким образом, новая редакция бюджетного кодекса объявляет неправомерными некоторые источники субсидиарного государственного финансирования из бюджетов разного уровня. Такая возможность содержится в законе О науке и государственной научно-технической политике , где указано, что допускается финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета; и финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации .

Замечания к статье 85

     В прежней редакции статьи 84 Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета было сказано, что исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: +фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; +исследование и использование космического пространства; + содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации . Указанные позиции исчезли из новой редакции статьи 85 Расходные обязательства Российской Федерации .
    Это не означает, что наука и образование не будут финансироваться из федерального бюджета. Просто новая редакция Бюджетного кодекса не акцентирует внимание на приоритетности финансирования в области образования и науки, заменяя пафосные высказывания понятиями расходные обязательства и реестр расходных обязательств .

Статья 133

     В новой редакции статьи 133 говорится о Федеральном фонде компенсаций - универсального источника субвенций. Никто больше, похоже, субвенций давать права не имеет.