АВ 2002г. Выпуск 20 Проблемы здорового образа жизни в России
директор Российского НИ центра медицины труда,
академик РАМН
Я полностью разделяю все, что здесь было сказано. Но мне думается, что сегодня говорить о здоровом образе жизни вообще вряд ли можно. Потому что каждая группа населения требует своего подхода. Дети - эти одно, 10 миллионов инвалидов - это другое, а по прогнозу их будет еще больше.
Но я хочу говорить сегодня о нас с вами, о группе, которая сегодня обозначена и в ООН, и в мире, как наиболее важная группа, а именно группа работающего населения. А оно составляет 40-60% в странах. И именно эта группа поддерживает и материальную, и экономическую основу общества. Именно она создает все блага и жизнь нашего общества в том числе. Сохранение здоровья работающих - это не только предпосылки для высокой производительности труда и повышения благосостояния. Это залог устойчивого социально-экономического развития.
Мы говорим, что такое здоровый образ жизни, благоприятные условия. Они нам гарантированы - прочитайте Конституцию. Здоровье нам гарантировано, здоровые условия гарантированы, окружающая среда гарантирована - и все благоприятное. И, кстати говоря, медицинское обслуживание тоже гарантировано. А где оно? Почему сегодня государство не предоставляет трудящимся прав на благоприятные условия жизни и труда? И почему труд, который является основным социальным фактором, сегодня забыт напрочь?
В то же время у нас в стране трудятся почти 70 млн человек. Из них каждый шестой работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Если посмотреть по отраслям промышленности, то в угольной - при подземном способе добычи - 57,6% людей работают в условиях, не позволяющих трудиться вообще. Мы с вами, пожалуй, единственная страна, в которой говорят: у нас есть первый список, второй список. Проработай 7,5 лет, 12,5 лет в неподобающих условиях - получишь льготную пенсию, но доживешь ли до конца этой пенсии - неизвестно. Это ли не образ жизни для нашего работающего, которого мы заставляем не думать о своем здоровье, а получать те крохи денег, ради которых он трудится? Доживет или не доживет - он согласен идти работать в таких условиях труда. А потом уже приползет к этой пенсии. И общество за него будет платить, потому что он стал инвалидом.
В 2000 году из 6,8 млн женщин (40% от численности всех работающих) 853 тыс. или 12,5% работали в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. И это те женщины, от которых мы еще ждем здорового потомства. Мало того, что они работают в химии, заняты тяжелым физическим трудом, они еще должны рожать здоровых детей. Не могут они этого делать. А мы потом пожинаем плоды нездорового детства, создаем программы об охране здоровья детей Здоровый ребенок , Здоровый ребенок Севера . Откуда им быть здоровыми, когда у женщин нет надлежащих условий жизни и труда.
Если посмотреть движение населения по возрастам, то в 1939 году один неработающий кормил одного работающего, в 1996 году - один неработающий кормил 1,8 работающих. А прогноз? Один работающий будет кормить одного неработающего. Вот что нас ждет. То есть понимаете, к чему мы придем. Дефицит рабочей силы у нас налицо, о сверхсмертности в трудоспособном возрасте здесь уже говорилось. В этом нет ничего удивительного. На предприятиях оборудование изношено на 50-70%, технологические процессы несовершенны, и что, новые русские пришли и новые предприниматели сегодня занимаются оборудованием, заботятся о здоровье? Да нет, они даже не проводят периодических медицинских осмотров, потому что за это надо платить деньги. Практически свернуты программы по охране и улучшению условий труда, воспитанию здорового образа жизни, питанию, санаториям и профилакториям. И чем мы платим? Тем, что в 2000 году на производстве получили травмы 151,8 тыс. человек, из них 35 тыс. женщин и 570 лиц в возрасте до 18 лет. Из-за травм погибло 4,4 тыс. человек, в том числе 255 женщин. В 2000 году было зарегистрировано 9 тысяч 280 случаев профессиональных заболеваний, но эта цифра сильно занижена: их гораздо больше, потому что данные по профессиональной заболеваемости мы скрывали и скрываем до сих пор.
Сегодня известно, что во всем мире 3-5% валового национального продукта тратится на профессиональные заболевания и производственный травматизм. Америка в 1992 году затратила 171 млрд долларов для того, чтобы оплатить ущерб, нанесенный производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями. По данным нашего Института, выплата компенсаций за ущерб здоровью на разных предприятиях составляет от 7 до 60% от фонда оплаты труда. Так что реформирование здравоохранения требует того, чтобы мы подумали об очень ценной для страны группе, группе рабочих.
Я прочитал сегодня и резолюцию, и рекомендации - нигде нет слова о том, что должна быть программа о здоровье работающих. А это сейчас одна из важнейших программ и в ООН, и в ВОЗе, и МОТе. Считаю, что сегодня Думе надо поднять вопрос о том, что такая программа об охране здоровья работающих должна быть федеральной программой, в которой будут заложены и все решения того здорового образа жизни, который нам всем так необходим.