Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 15 Об инновационной деятельности в различных странах


Законодательная основа инновационной деятельности в США

     В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно в Соединенных Штатах Америки (США) создана система трансфера результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах. В США накоплен многолетний опыт коммерциализации университетских, выполненных за счет бюджетного финансирования. В 1997 году совокупные затраты на научно-исследовательские работы в США составили более 190 млрд.US$. превысив расходы на эти цели Японии, Великобритании, Франции и Германии вместе взятых. Следует сказать, что стратегия научно-технического развития США складывалась на протяжении трех последних десятилетий. Государство обеспечивало науку ресурсами, а общество не ощущало влияния науки на качество жизни. Предпосылкой разработки инновационной модели развития страны стало осознание того факта, что увеличение государственных расходов на научно-исследовательские работы является необходимым, но недостаточным условием экономического развития. До 1980 года правительство США имело права на все финансируемые за счет средств федерального бюджета разработки, а также на все результаты их коммерческой реализации. В то время как правительство Соединенных Штатов тратило почти 30 миллиардов долларов в год на исследования и разработки, результаты этих усилий почти никогда не доходили до рынка. Только 5% всех полученных патентов когда-либо лицензировались. С начала 80-гг. в США государство принципиально изменило свои взаимоотношения с частным сектором, предприняв меры, поощряющие научные исследования и разработки в частном секторе. В этот период политика правительства была направлена на децентрализацию патентно-лицензионной деятельности, на расширение прав федеральных лабораторий на интеллектуальную собственность, полученную за счет средств федерального бюджета; на формирование правовой основы международного трансфера технологий между государственным и частным сектором.
_________________________
Хотяшева О. Организационные формы управления инновационной деятельностью американских компаний / О. Хотяшева // Проблемы теории и практики управления, 1997. -  6. - С. 58-63. Лаптев Г.Д., Рычев М.В., Цыганов С.А. Инфраструктура трансфера университетских технологий , 2000, Изд-во Московского университета Брезен Э. Государственная научно-исследовательская деятельность во Франции. Законодательная основа, организация и финансовая структура / Э. Брезен // Законодательство в научно-технической сфере в Российской Федерации и в странах Организации экономического содействия и развития (ОЭСР): [Материалы семинара, Москва, окт. 1995 г.]. - Париж, 1996. - С. 120-134. Фонштейн Н.М. Управление инновациями: становление и развитие малой технологической фирмы , М. АНХ. Цетр коммерциализации технологий , 1999

    В настоящее время, помимо общих законодательных актов, имеющих отношение к правовой охране объектов интеллектуальной собственности, насчитывается более 20 законов и указов Президента США, определяющих процедуры трансфера и коммерциализации технологий.
_________________________
Цыганов С.А. Фундаментальные исследования и инновациии , Конкурс 3, с.43, 1998

    Закон о развитии инноваций в малом бизнесе, 1982г. ("Small Bussiness Innovation Development Act of 1982; Public Law 97-219) стал следующим этапом в формировании правовых норм партнерства государственного и частного сектора. На основе этого была принята программа Small Business Innovation Research (SBIR), следуя идеям научно-технологической политики 80-х. гг., что малый бизнес является двигателем экономического роста. Закон обязывал Федеральные агентства США выделять ассигнования малому бизнесу на проведение НИОКР. В 1983 г. доля выделяемых средств составляла 0,2% от федеральных инвестиций в НИОКР, в 1995г. - 2%, а в 1997 г. - 2,5% (около 1 млрд.US$). Программа SBIR продлена до 2000 г.
    Закон о процедурах патентования в университетах и малом бизнесе, 1980 г. (University and Small Business Patent Procedure Act of 1980), реформировал государственную патентную политику. Закон давал право университетам и малому бизнесу, заключившим контракт с каким-либо федеральным ведомством на проведение НИОКР за счет федеральных ассигнований, самим патентовать изобретения полученные в рамках выполнения этих работ. Закон также давал право федеральному ведомству, финансировавшему НИОКР, предоставлять эксклюзивную лицензию в качестве гранта на "свою технологию" частным фирмам. Предпочтение должно было отдаваться университетам и малым фирмам.
     Закон Бай-Доула, 1980г. (Bayh-Dole Act of 1980; Public Law 96-517) предоставил университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства. Организации, получившие финансирование за счет средств федерального бюджета, получили возможность выбора в отношении патентообладания. В соответствии с законом Бай-Доула влияние правительства на процесс коммерциализации изобретения реализуется несколькими способами. Когда получатель финансовой помощи не находится в Соединенных Штатах или его деятельность не протекает на территории США или находится под контролем иностранного правительства. Правительству дается право решать по своему усмотрению вопросы патентообладания. В частности, это происходит тогда, когда ограничение или отмена права патентообладания необходимы для защиты от действий иностранной разведки или контрразведки, или когда финансируемые правительством исследования и разработки используют организации, связанные с оборонными видами деятельности.
    Большую роль в соответствии с законом Бай-Доула играют контракты. Получатель финансовой помощи берет на себя определенные обязательства, предоставлять правительству неэксклюзивные, безотзывные, безвозмездные лицензии без права сублиценизрования для использования изобретения, для или от имени Соединенных штатов на территории всех стран мира. Налогоплательщик и правительство не должны платить дважды за использование изобретения, полученного в результате НИОКР при финансовой поддержке правительства. Исполнители НИОКР обязаны предоставлять Федеральному агентству, по его запросу, периодические отчеты об усилиях, направленных на использование соответствующего изобретения. Такие отчеты считаются привилегированной и конфиденциальной коммерческой информацией, защищенной от разглашения в соответствии с Законом о свободе информации. Исполнители НИОКР обязаны включать во все патентные заявки, поданные получателем финансовой помощи, указание о том, что данное изобретение было сделано при правительственной поддержке, и что правительство обладает в этом изобретении определенным правами.
     Исполнители НИОКР обязаны признать право правительства осуществлять в определенных ситуациях право федерального органа выдать принудительную лицензию на использование изобретения, созданного с финансовой помощью этого органа.
    Исполнители НИОКР в соответствии с законом Бай-Доула обязаны согласиться с условием, что выдача эксклюзивной лицензии на изобретение, на которое получатель финансирование имеет патентные права, производится при согласии лицензиата на то, что любой продукт, включающий данное изобретение или полученный благодаря данному изобретению, будет изготавливаться в Соединенных Штатах Америки. Эго условие обычно называют "преимущественным правом промышленности США".
     Закон Бай-Доула, фундаментальным образом изменил взаимодействие между правительством, университетами и частным сектором в части передачи прав собственности и поощрения лицензирования федеральных изобретений частному сектору. Закон Бай-Доула явился значительным стимулом и остается существенной составляющей правительственной политики в области коммерциализации инноваций.
     Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера, 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980; Public Law 96-480) также как и закон Бай-Доула был направлен на создание благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и. государственным секторами. Этот закон предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций для коммерческих и государственных целей, поддержке трансфера технологий на национальном уровне. Учитывая то, что федеральные лаборатории имеют значительное количество "коммерчески ценных технологий", которые могли бы содействовать повышению конкурентоспособности фирм США закон потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса (Office of Technology Licensing или Office of Technology Transfer) по выявлению коммерчески ценных технологий и их последующему трансферу частному сектору. Заложенная в основе Закона Стевенсона-Уэдлера политика "передачи технологий" концептуально совпадала с положениями Закона Бай-Доула. Оба закона пытались сделать эффективными процессы использования частным сектором плодов научных исследований и разработок, полученных при поддержке федерального правительства и передачи технологий, полученных в ориентированных на конкретные цели исследованиях и разработках, либо посредством финансовой помощи (Бай-Доул), либо в форме инвестиций в национальные лаборатории, их персонал и инфраструктуру (Стевенсон-Уэдлер).
    Закон о торговых марках, 1984 г. (Trademark Clarification Act of 1984; Public Law 98-620) развил заложенные в законах Бай-Доула и Стивенсона-Уайдлера положения применительно к правовой охране и передаче интеллектуальной собственности созданной в организациях государственных форм собственности, разрешив лабораториям государственной формы собственности (GOGO)n лабораториям-подрядчикам (GOCO) предоставлять лицензии на патенты, а подрядчикам получать роялти от использования результатов НИОКР. Кроме того, закон разрешил лабораториям университетов и некоммерческих институтов сохранять право собственности на изобретения в рамках установленных ограничений;
    Закон о национальных кооперативных исследованиях, 1984г. (National Cooperative Research Act of 1984; Public Law 98-462) уменьшил "антитрестовские барьеры" для проведения совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к образованию нескольких сотен консорциумов, занимающихся НИОКР.
    По оценкам американских экспертов перечисленные выше законы, несмотря на свое значительное позитивное воздействие на процесс коммерциализации инноваций, не привели к радикальному изменению отношении между университетами, национальными лабораториями и частным секторами. Среди специфических причин, препятствующих взаимовыгодному сотрудничеству, оставался неэффективный механизм взаимодействия: слишком часто сотрудничество тормозилось из-за бюрократических процедур централизованные решения на уровне Федеральных агентств мешали лабораториям в принятии решений об участии в совместных исследованиях и разработках.
    Закон о трансфере федеральных технологий, 1986г. (Federal Technology Transfer Act of 1986; Public Law 99-502) был направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секторов. Согласно этому закону университетам, федеральным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР. Данный законодательный акт дал возможность доступа всем заинтересованным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий. Закон определил и ограничения, связанные с национальной безопасностью. Закон о трансфере федеральных технологий предусматривает также, что при коммерциализации технологии может использоваться важная коммерческая информация. Закон о трансфере федеральных технологий определяет, что коммерческая или торговая информация не должна раскрываться не участвующему в работе конкуренту и должны сохраняться в течение 5 лет.
    Всеобъемлющий Закон по торговле и конкуренции, 1988г. (Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988; Public Law 100-418) закрепил создание центров трансфера промышленных технологий и промышленных услуг при условии тесного сотрудничества государственного и частного секторов экономики для обеспечения полного использования результатов НИОКР.
    Закон "О финансировании Национального института стандартов и технологий в 1989 финансовом году (National Institute of Standards and Technology Authorization Act for FY 1989; Public Law 100-519) закрепил право разработчиков программного обеспечения на получение соответствующего вознаграждения и прояснил права приглашенных изобретателей в отношении получения роялти.
    Закон о национальной конкурентоспособности при передаче технологий, 1989г. (National Competitiveness Technology Transfer Act of 1989; Public Law 101-189) предоставил право федеральным лабораториям, находящимся на контракте с федеральным агентством, заключать другие договоренности с университетами и частным сектором, так же как это оговорено в Законе по трансферу федеральных технологий 1986 г. В рамках этого закона было предоставлено право трансфера технологий для федеральных лабораторий, занимающихся ядерным оружием.
    Ряд законов, принятых в 1991г. и 1992г. развивали идею сотрудничества государственного и частного секторов применительно к деятельности отдельных Федеральных агентств. Следует выделить:
    Правительство США последовательно проводит политику, выработанную в вначале 80-х годов направленную на интенсификацию трансфера технологий и развитие малого технологического бизнеса.