АВ 2002г. Выпуск 15 Об инновационной деятельности в различных странах
Малые и средние предприятия ЕС
Для того чтобы заинтересовать западных инвесторов на вложение капитала в Восточной Европе, должны быть созданы следующие условия: правовой статус иностранного инвестора внутри страны, получающей инвестицию; защита инвестиций; материальное возмещение потерь и ущерба; свободный перевоз прибылей за границу; освобождение от таможенных пошлин и налогов на экспорт/импорт; участие в приватизации. Эти рамочные условия всегда имеют важное значение в связи с тем, что немецкая экономика в значительной степени определяется малыми и средними предприятиями.
_________________________
Фирсов В.А. Инвестирование в инновационную деятельность / В.А. Фирсов // США: Экономика, политика, идеология, 1994. - 3. - С. 16-22.
Нижеследующие цифры и факты, характеризующие малые и средние предприятия Европейского Сообщества, поясняют ситуацию.
Типичным предприятием в странах ЕС является малое предприятие. Около 99% из общего числа 15, 7 миллионов предприятий в ЕС это - малые и средние предприятия (здесь не учтены сельскохозяйственные производства и фирмы в новых федеральных землях). Действуют более 14, 5 млн. мелких предприятий (до 9 работников, из них 50% с одним работником), 1 млн. малых предприятий (10-99 работников), 70. 000 средних предприятий (100-499 работников).
Средние и малые предприятия дают свыше 50% товарооборота, производят свыше 60% национального продукта. В малых и средних предприятиях задействовано более 50% капиталовложений.
Малые и средние предприятия обеспечивают 70% рабочих мест. Две трети (в Германии четыре пятых) всех стажеров обучаются на малых и средних предприятиях.
Начиная с 1988 года, ежегодно создается около 1, 4 млн. предприятий. Средний возраст работников составляет 35 лет, доля женщин в их числе постоянно растет. Квалификация сотрудников постоянно повышается благодаря профессиональному обучению. Степень банкротств в первые годы создания предприятий составляет 10%. Начиная с 1988 года количество предприятий ежегодно возрастало в среднем на 300. 000. Около 10% малых и средних предприятий имеют филиалы за пределами своих стран, 10% оборота малых и средних предприятий, а также 5% оборота мелких предприятий идут на экспорт. Эти признаки экономической структуры, значительно отличающиеся от структуры хозяйствования стран СНГ, серьезно влияют на поведение немецких предпринимателей. Немецкое малое или среднее предприятие находится, как правило, во владении частных лиц (одного или нескольких), которые вложили в него свой собственный капитал. Тем самым немецкое малое или среднее предприятие может участвовать в совместном предприятии только в контролируемых пределах.
Из 15,7 млн. предприятий Европейского Сообщества 99% являются малыми и средними предприятиями (МСП). Более 50% фирм - 14,5 млн. малых предприятий - содержат до 9 сотрудников или состоят из одного человека), около 1 млн. малых предприятий содержат от 10 до 99 сотрудников, почти 70000 средних предприятий содержат от 100 до 499 сотрудников.
Вклад МСП составляет 50% всего товарооборота. Они производят больше, чем 60% национального продукта. МСП осуществляют более 50% всех инвестиций. 70% рабочих мест предоставляются МСП. Две трети (в Германии - 4/5) всех стажеров обучаются на МСП.
Начиная с 1988 года 1,4 млн. предприятий образовываются в год. Средний возраст предпринимателей - 35 лет, доля женщин в их числе постоянно растет. Все большее их количество имеет высшее образование. Степень банкротства в первый год после образования предприятия составляет 10%. Однако количество фирм, начиная с 1988 года, постоянно увеличивается в среднем за год на 300.000. Около 10% МСП имеют представительства за границей.
Размеры капитала малого или среднего предприятия в Германии сильно ограничены статистически небольшой квотой собственного капитала. Лишь немногие немецкие малые и средние предприятия вносят капиталовложения в долгосрочные проекты или же СП, которые получат прибыль только спустя годы. Кооперация предприятий как добровольное и целенаправленное сотрудничество между партнерами, остающимися самостоятельными, получает возрастающее значение на национальном и международном уровнях. Все виды кооперирования, будь то торгово-закупочные товарищества, консорциумы, совместные предприятия, картели, товарищества по интересам или же рабочие товарищества, имеют одно общее и определяющее: полномочия на принятие решений, в особенности важных решений, распределяются между несколькими, по меньшей мере двумя партнерами по кооперации, без применения прямых указаний как механизма координации. Учитывая особенности и условия сегодняшнего мирового развития (более короткие циклы существования продукта, тенденция к глобальности на различных рынках, развитие механизации и автоматизации процессов производства и сбыта), связанное с огромными капиталовложениями, все дорожающие проекты исследований в развитие, неудержимое усовершенствование ключевых технологий, проникающих во многие отрасли производства, многие предприятия не могут больше игнорировать целенаправленную стратегию кооперации.
Вследствие возрастающей концепции производства и образования огромных рынков (ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ) малые и средние предприятия также вынуждены улучшать конкурентоспособность своей продукции путем кооперации с родственными предприятиями, чтобы, в конце концов, не быть вытесненными с рынков.
Закупочные товарищества, консорциумы и рабочие товарищества существовали уже в прошлом столетии. Но в настоящее время это прежде всего многонациональные концерны, традиционно проводившие до сих пор изолированную стратегию, к примеру, путем создания дочерних фирм, которые в рамках глобальной конкуренции вынуждены кооперироваться до такого уровня, какой в недавнем прошлом считался невозможным.
Между предприятиями, их союзами по интересам, промышленностью и торговыми палатами, как правило, осуществляется обмен производственным опытом, экономическими сведениями, благоприятными источниками приобретения информации и товаров. Подобный обмен информацией и знаниями может планироваться между предприятиями и конкретизироваться на периодически проводимых встречах. Обмен информацией может распространяться на все области деловых отношений (так как обязательственные договоренности не заключаются и не выдается никаких рекомендаций). Особенно это касается закупок, источников поставок, клиентуры, рекламы и маркетинга, внутренних производственных инноваций, производства товаров, ведения служебных дел и консультаций, обслуживания потребителей, содержания складов, производственно-экономических расчетов, принципов ценообразования и т.д.