Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 41 Национально-культурное развитие народов России: политико-правовые аспекты


Политико-правовое регулирование национально-культурного развития народов
как фактор оптимизации межнациональных отношений

     
     Политическая история свидетельствует, что только политика, основанная на праве, способна обеспечить солидарность народов и прочность государственного устройства. Политико-правовое регулирование означает комплекс политико-правовых действий и норм, регулирующих отношения в различных областях жизни общества. Национально-культурное развитие народов России как объект государственной национальной политики, также требует политико-правового регулирования. Более того, остро ощущается необходимость в разработке концепции развития законодательства в сфере национальных отношений.
    Анализируя политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития народов России, остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, законодательных и иных нормативных правовых актах, регулирующих и регламентирующих национально-культурную жизнь народов России.
    На федеральном уровне к их числу относятся прежде всего Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации содержит положения, имеющие существенное значение для совершенствования национальных отношений (в целом) в нашей многонациональной стране. Так, например, новой для нашей страны является норма, установленная в ст. 26, в соответствии с которой каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Из этого следует, что национальная принадлежность человека не должна влиять на его права и свободы, в том числе и политические.
    Вместе с тем, государство не может не учитывать, что реализация прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальной самоидентификацией. Поэтому, согласно Конституции Российской Федерации, каждому принадлежит право пользоваться своим родным языком, воспитывать и учить детей именно на этом языке.
    Все вышесказанное накладывает на государство обязанность законодательного развития прав и свобод человека, обусловленных его национальной принадлежностью, поддержку национальной культуры, сохранение народных традиций и обычаев, создание условий для национально-культурного развития народов России.
    Таким образом, Конституция - это основополагающий  политико-юридический ориентир, создающий необходимые правовые условия прогрессивного развития нашей политической и правовой культуры в целом, и в том числе национально-культурного развития народов России.
    Особое место среди ориентиров политико-правового регулирования национально-культурного развития народов Российской Федерации занимает Закон Российской Федерации О языках народов Российской Федерации .
    Языковая ситуация в нашей стране характеризуется многообразием форм функционирования языков разных народов в различных сферах общения. На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившийся нормой языкового сосуществования является двуязычие и многоязычие, что закреплено в Конституциях всех Республик в составе Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации О языках народов Российской Федерации исходит из признания языкового суверенитета каждого народа и личности, независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
    Политико-правовое регулирование в сфере охраны и использования языков народов России предполагает создание государственных программ по сохранению и развитию языков народов России. Эти программы разрабатываются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти и предусматривают такие направления, как содействие изданию литературы на языках народов России, финансирование их научных исследований, создание условий для использования различных языков в средствах массовой информации, организацию работы по подготовке кадров специалистов, развитие системы народного образования с целью совершенствования языковой культуры народов России и другие.
    Другим не менее важным политико-правовым ориентиром в области национально-культурного развития народов является  Закон Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации о культуре .
    В соответствии с положениями этого Закона Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Обращает на себя внимание  ст. 21, в которой  зафиксированы гарантии всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, право народов на сохранение, развитие и свободную реализацию своей культурно-национальной самобытности посредством создания культурно-национальной автономии.
    Такое различие в расстановке терминов в понятиях культурно-национальная автономия в Законе   Основы законодательства Российской Федерации о культуре и национально-культурная автономия в Федеральном законе О национально-культурной автономии  противоречит, по нашему убеждению, российским и международным политико-правовым ориентирам в области национально-культурного развития народов.
    Федеральный закон О национально-культурной автономии явился, по существу, первым федеральным законом, определяющим правовые основы формирования национально-культурных автономий в Российской Федерации и  взаимодействия государства и общества для защиты прав граждан и народов Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
    Для содействия деятельности национально-культурных автономий  Законом предусмотрено создание при Правительстве  Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления консультативных советов по делам национально-культурных автономий.
    Основными задачами консультативных советов  являются:
    участие в подготовке программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений в сфере национально-культурного развития   народов Российской Федерации;
    консультирование органов исполнительной власти по проблемам национально-культурного развития народов Российской Федерации;
    координация  деятельности национально-культурных автономий и укреплению связей между ними.
    Таким, образом, консультативные советы являются необходимым связующим звеном между органами государственной власти  и национальными общественными объединениями.
    Помимо законов основные направления государственной политики в наиболее важных сферах общественной жизни могут быть сформулированы в форме доктрин, концепций или программ. Таким доктринальным документом, представляющим собой систему современных взглядов, принципов  и приоритетов в национальной политики  является Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная  Указом Президента Российской Федерации.
     Впервые в этом документе предпринята попытка дать ориентиры национальной и федеративной политики государства в целом, в том числе и  в области национально-культурного развития народов России.
    В Концепции проводится очень важная идея: в условиях нашего многонационального федеративного государства, помимо федеральной  концепции государственной национальной политики,  могут приниматься региональные концепции национальной политики, учитывающие особенности национального состава того или иного региона Российской Федерации.
    Вместе с тем принятие концепций национальной политики не может являться самодостаточным. Для реализации национальной политики, впрочем как и для любой другой необходимы механизмы реализации этой политики, то есть создание целой системы организационно-политических, правовых, социально-экономических, духовно-нравственных, культурно-просветительных и иных мер, направленных, прежде всего, на налаживание демократического диалога государства со всеми национальностями.
    В Российской Федерации политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития народов на региональном уровне основываются на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, иных политико-правовых документов, а также законов и нормативных правовых актов самих субъектов Федерации. В настоящее время в целом ряде субъектов Российской Федерации разработаны и приняты законы о языках, об образовании, о культуре, о национально-культурной автономии, то есть накоплен определенный опыт  политико-правового регулирования национально-культурного развития  народов.
    В то же время существующая нормативная база для осуществления политико-правового  регулирования национально-культурного развития народов России, на наш взгляд, недостаточна. Основной недостаток, заключается том, что существующее законодательство не создает целостной политико-правовой основы в сфере государственного регулирования национально-культурного развития народов. Имеющееся  законодательство нечетко трактует и проблему распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации в сфере обеспечения прав народов на национально-культурное развитие.
    Очевидно, что происходящие сегодня преобразования пока не обеспечивают четкого и комплексного регулирования межнациональных отношений в субъектах Федерации, поскольку не предусматривают механизмов их реализации, гарантии и ответственность.
    Оставляет желать лучшего и качество принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, что свидетельствует о необходимости  формировать  кадровый, профессиональный потенциал.
     Следует подчеркнуть, что политико-правовое регулирование процессов национально-культурного развития народов Российской Федерации необходимо рассматривать не как особое, исключительное, внутреннее дело России, а в контексте тех усилий, которые предпринимает мировое сообщество для решения этнополитических проблем. Вся существующая современная нормативно-правовая база в области национально-культурного развития как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в целом соответствует  общепризнанным принципам и нормам международного права таких основополагающих международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека;  Международный пакт о гражданских и политических правах;  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,  а также международным договорам Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод гражданина.
    Важно учесть, что чем более сложные задачи оптимизации межнациональных отношений приходится решать российскому обществу, тем большее значение приобретает для нас зарубежный  опыт национально-государственного и национально-культурного строительства, правового обеспечения национально-культурного развития народов.
    В осуществлении современной национальной политики важно учесть и тот факт, что на историческую арену вышла целая группа народов, которые раньше не заявляли о себе как активные исторические субъекты. Сегодня эти народы активно выступают за свое национальное самоутверждение, за сохранение природной культурной среды, собственного исторического бытия.
    Рост самосознания народов, требующих самостоятельного развития, и в том числе национально-культурного развития, объективно обуславливает необходимость учета указанных факторов как при формировании  самой национальной политики так и при  ее реализации.
    Кроме того, российская государственная национальная политика не может быть одновариантной поскольку она выстраивается  с учетом полинационального фактора государства.  Многовариантность моделей национальной политики напрямую связана с политико-правовым положением конкретного народа в системе межнациональных отношений, зависит от региона, в котором проживает конкретный народ, от окружения другими народами.
    Важной составляющей при этом является конституционное и законодательное утверждение политико-правовых форм оптимизации и регулирования отношений между народами и государством в различных сферах общественной жизни.