АВ 2010г. Выпуск 17 Законодательное обеспечение государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с целями и задачами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации
Караваев И.Е., директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России.
Уважаемые участники слушаний! Уважаемые коллеги!
Я постараюсь коротко остановиться на проблемах нормативно-правового обеспечения структурных преобразований в оборонно-промышленном комплексе.
Согласно утверждённым Президентом 1 марта текущего года Основам государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса уровень научно-технологической и производственно-технологической баз оборонно-промышленного комплекса должен соответствовать растущим потребностям Вооружённых Сил в оснащении современными видами вооружений и военной техники. Другими словами, коротко, этот тезис означает, что новому облику Вооружённых Сил должен соответствовать и новый облик оборонно-промышленного комплекса.
Основы определили качественно новый инновационный этап в развитии оборонно-промышленного комплекса, который потребует соответствующего комплексного нормативно-правового обеспечения. Такие предложения Министерством промышленности и торговли с участием заинтересованных министр, ведомств и госкорпораций уже подготовлены, и находятся в высокой степени готовности для представления в Правительство Российской Федерации. Тезисно они сведены в план мероприятий по реализации данной стратегии, который рассчитан на первый этап 2010-2012 годов.
Он включает в себя более 90 мероприятий, которые структурированы по приоритетным направлениям госполитики в области оборонно-промышленного комплекса. В частности мы предусмотрели проектом указанного плана разработку и принятие целого ряда нормативно-правовых актов, которые позволят создать целостную систему программно-целевого планирования обороны и безопасности государства.
В том числе мы предложим внести изменения в Федеральный закон 61-ФЗ "Об обороне" в части закрепления правоприменительной практики в области формирования государственных программ вооружения и программ развития ОПК, с учётом принятых на государственном уровне документов.
Второе: мы также предлагаем дополнить Федеральный закон 213 "О государственном оборонном заказе" в части особенностей размещения и использования ГОЗ и ценообразования на продукцию военного назначения. Также в части уточнения функций госзаказчиков, головных исполнителей и исполнителей Гособоронзаказа. А также в части установления норм, касающихся экономического стимулирования и антимонопольного регулирования, которые бы регламентировали действенность поставщиков и исполнителей заданий в рамках ГОЗ.
В настоящее время этот законопроект находится в правительстве, и Владислав Николаевич об этом подробно доложил в своём выступлении.
Третий федеральный закон, который мы предлагаем также дополнить, это 31 Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". А также целый ряд нормативно-правовых актов в части совершенствования механизма формирования и актуализации мобилизационных заданий на разработку, производство, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружений и военной специальной техники.
Мы также выходим с инициативой о разработке положения о программно-целевом планировании развития ОПК в интересах, как раз, повышения эффективности оснащения Вооружённых Сил и других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и военной техники.
Среди важнейших стратегических приоритетов государственной политики основами определено совершенствование организационно-технологической и институциональной структур, а также систем управления ОПК и госрегулирования деятельности его организаций.
Перспективы развития ОПК мы связываем с развитием его крупных конкурентоспособных интегрированных структур, которые были бы способны к саморазвитию, профессиональному и эффективному управлению активами и обеспечивали бы безусловное выполнение госпрограммы вооружений, которые бы одновременно помогали осуществлять активное позиционирование на рынках высокотехнологичной продукции и услуг.
Совершенно очевидно, что это возможно только на основе широкой интеграции с общепромышленным комплексом страны. Диверсификация производства создаваемых крупных компаний должна стать по существу основой для их устойчивой деятельности в условиях рынка, как это и подтверждает зарубежный опыт.
В настоящее время, как известно, около сорока процентов объёма продукции ОПК - это профильная высокотехнологичная продукция, которая выпускается для оснащений отраслей: транспорта, связи, ТЭК, здравоохранения и других важнейших сфер экономики страны.
Что касается структурных преобразований, в настоящее время мы ведём сводный реестр организаций ОПК. В нём на сегодняшний день насчитывается 1378 организаций. Для концентрации технологических, производственных, а также финансовых и кадровых ресурсов, в соответствии с утверждёнными стратегиями развития и планами-графиками, формируется 52 интегрированные структуры, которые объединят из указанного количества 402 предприятия и организации.
В настоящее время из 52 интегрированных структур фактически сформировано 44 структуры, восемь находятся в процессе формирования. 19 структур формируются в рамках госкорпорации "Ростехнологии".
Сегодня мы также можем констатировать, что оборонно-промышленный комплекс начал реальную поэтапную концентрацию объёмов производства, и, в первую очередь, оборонного заказа на ограниченном числе предприятий.
Мы констатируем, что доля корпоративного сегмента в объёмах выпускаемой продукции ОПК составляет уже в настоящее время порядка 60 процентов. Это финальная продукция, которая является самой наукоёмкой и высокотехнологичной.
К 2015 году мы предполагаем, что в сформированных интегрированных структурах будет сосредоточен в основном основной объём выпускаемой продукции ОПК.
По ряду отраслей ОПК перешёл ко второй стадии интеграции, созданию мощных системообразующих интегрированных структур, которые бы объединяли существенную часть потенциала организаций целых отраслей. Для предприятий Минпромторга безусловными флагманами является ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Авиастроительная корпорация", "Судостроительная корпорация" и, безусловно, "Корпорация тактическое ракетное вооружение".
Колоссальную работу ведёт сейчас Роскосмос, в котором формируются мощные семь системообразующих структур.
С целью повышения эффективности имеющихся активов и снижении издержек мы проводим мероприятия по реструктуризации и оптимизации производственных мощностей и основных фондов интегрированных структур. Эти масштабные программы требуют корпоративного реформирования и также находятся в компетенции соответствующих головных компаний.
Также мы исходим в своих прогнозах из того, что завершение процесса формирования интегрированных структур в ОПК создаст предпосылки для их превращения из удерживающих фактически холдинговых компаний в головные компании с новыми центрами промышленно-технологической компетенции. Это в свою очередь позволит передать им часть функций и ответственности за обеспечение выполнения госпрограммы вооружения, гособоронзаказ, программу и проекты, в отношении которых требуют участие государственного регулятора.
Сегодня мы уже находимся на достаточно продвинутой стадии по реализации этого принципа в рамках формирования проекта новой Федеральной целевой программы - "Программа развития оборонно-промышленного комплекса на новый программный период 2011-2020 годы". Одним из краеугольных камней этой программы будет предусматривание механизма направления инвестиционных ресурсов на цели госкапвложений через головные компании интегрированных структур. При этом мы отчётливо понимаем, что появление таких мощных крупных игроков, фактически монополистов, потребует качественно иных механизмов и процедур выработки реализации госполитики в сфере ОПК, которые должны быть зафиксированы более современной адекватной нормативно-правовой базой.
Также для ликвидации тех пробелов, которые мы выявили в результате функционирования системы управления оборонно-промышленным комплексом, мы намереваемся подготовить целый пакет документов, который бы определял особенности корпоративного управления в оборонно-промышленном комплексе. Для упрощения процедур формирования интегрированных структур мы также готовы инициативно рассматривать вопросы принятия общесистемного закона об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организации ОПК с тем, чтобы упростить процесс приватизации и формирования интегрированных структур, охватить значительно более широкий круг предприятий, нежели 402 организации, о которых я говорил выше, также сократить время перехода от декларативных к реально действующим срокам, когда мы ставим задачу по приватизации в трёх или пятимесячные сроки, на практике это полтора-два года.
Мы не исключаем, что в рамках совершенствования нормативно-правовой базы нам потребуется разработка и заключение соответствующих соглашений между нашим министерством и головными организациями интегрированных структур для регламентации разграничения прав и ответственности по передаваемым этим интегрированным структурам функциям.
Не менее чувствительными для ОПК, как это отмечали и предыдущие докладчики, являются вопросы совершенствования бюджетного законодательства. Для нас наиболее болезненные темы, это: вопрос порядка предоставления инвестиции в части государственных капитальных вложений, стимулирование внедрения инноваций и формирование инновационной инфраструктуры ОПК, которые бы включали в себя формирование и создание центров трансфертов технологий, учёта, охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, вопросы подготовки кадров и качество управления интегрированными структурами.
Целый ряд этих предложений уже включён в план мероприятий по реализации основ в области госполитики по развитию ОПК. Отдельно будем решать дополнительными вопросами. У меня всё. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Евгеньевич, очень ёмкий был доклад, даже сложно по нему сейчас вопросы задавать. Если не сложно, оставьте доклад у нас в комитете, мы с ними поработаем и тогда в рабочем порядке некоторые моменты обсудим.
Следующий выступающий Пискунов Александр Александрович, аудитор Счётной палаты.