АВ 2009г. Выпуск 12 Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года обозначено, что новая Россия доказала свою способность успешно бороться с терроризмом. За последние годы российскими законодателями внесен определенный вклад в создание правовой базы в сфере борьбы с терроризмом, но многогранность такого явления, как терроризм, постоянное изменение стратегии и тактики террористической деятельности, активизация и рост терактов заставляют законодателей постоянно ее совершенствовать. Какого же качество имеющихся и разрабатываемых законов в сфере противодействия терроризму и экстремизму?
В 2008 году принят Федеральный закон от 8 ноября 2008 года 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих", направленный на дополнительную социальную поддержку лиц участвующих в борьбе с терроризмом, а также Федеральный закон от 30 декабря 2008 года 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму", который предусматривает рассмотрение уголовных дел по вопросам терроризма без участия суда присяжных.
Каждый знает, что эффективное противодействие терроризму обусловлено сегодня эффективным контролем за международными финансовыми потоками. Именно из недр этих финансовых потоков различными способами осуществляется подпитка активной деятельности международного терроризма, следовательно, эти финансовые потоки должны более эффективно контролироваться и пресекаться, прежде всего, там, где в финансовых потоках участвуют страны, финансовые институты или правительства, которые со своей стороны ничего не предпринимают для бойкотирования, противодействия или преследования международного терроризма.
В настоящее время важнейшей задачей законодательного обеспечения противодействия терроризму является продолжение быстрой и качественной имплементации международно-правовых норм в действующее законодательство Российской Федерации.
Следует отметить, что возвращение конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания за преступления террористического характера (за тяжкие преступления), безусловно, обеспечит возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, будет способствовать предупреждению и пресечению финансирования террористической деятельности, возмещению вреда, причиненного экономическим интересам государства.
В настоящее время стоит вопрос о том, чтобы более четко отразить в нормах Уголовного кодекса Российской Федерации основные признаки терроризма, внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство с целью повышения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам о преступлениях террористического характера, а также роста эффективности самого производства по данной категории дел. Следует также исключить случаи смягчения наказания или освобождения судами из-под стражи лиц, причастных к террористической деятельности.
Немаловажное значение в борьбе с терроризмом и пропагандой экстремизма имеет позиция средств массовой информации при освещении ими событий террористического характера, а также степень ответственности журналистов за содержание и направленность представляемых материалов. Право населения и средств массовой информации на получение и распространение законным путем информации об обстоятельствах террористической акции не подлежит сомнению. Однако предание гласности такой информации не должно способствовать достижению террористами своих целей, не затруднять реализацию контртеррористических операций и не ставить под угрозу жизнь и здоровье, как мирных граждан, так и сотрудников спецподразделений. Недопустимо также распространение материалов, содержащих сцены особо жестокого насилия. Распространение информации подобного рода фактически отвечает интересам террористов, которые для достижения своих политических целей, стремятся запугать население, посеять в обществе панику.
За последние два года правовая основа противодействия терроризму в России, конечно, подверглась серьезным изменениям и дополнениям. Существенно активизировалась нормотворческая работа на всех уровнях государственной власти. В то же время все еще наблюдается неполнота действующего антитеррористического законодательства и его внутренняя противоречивость.
Например, вопросы противодействия химическому, биологическому терроризму отражены в ведомственных нормативных правовых актах Министерства юстиции, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования, хотя регулируемые в них правоотношения должны содержаться в законодательных актах. Требуется существенно дополнить действующие законы об информационной безопасности, об обеспечении неприкосновенности ядерных, химических, бактериологических и других опасных объектов.
В настоящее время имеется насущная потребность выработки и принятия закона о профилактике терроризма, имеющего универсальное назначение, предусматривающего роль, характер и формы осуществления профилактики в целях предупреждения террористических актов с установлением необходимой компетенции для различных правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации.
В Российской Федерации отмечаются проявления национализма, сепаратизма и религиозной нетерпимости, которые дестабилизируют общественно-политическую ситуацию, формируют реальную опасность основам конституционного строя. Кроме того, серьезными дестабилизирующими факторами может стать рост экстремистских проявлений в молодежной среде с тенденцией перехода от хулиганских действий к проведению спланированных и хорошо организованных экстремистских акций, в том числе так называемых "акций прямого действия".
Рост числа экстремистских проявлений напрямую связан с деятельностью определенных кругов ряда иностранных государств, направленной на всемерное ослабление Российской Федерации, причем острота и направленность экстремистских акций приобретают все более опасный характер. Сегодня стало очевидным, что борьба с экстремизмом не может являться прерогативой одних только правоохранительных органов и специальных служб. В ней активно должны принимать участие все институты гражданского общества.
Экстремизм, как явление свойственное любому обществу переходного периода, по-прежнему оказывает влияние на развитие ситуации в России и может квалифицироваться как одна из наиболее значимых угроз ее национальной безопасности. В Российской Федерации за последние годы удалось создать систему законодательного обеспечения противодействия экстремизму, соответствующую принципам и нормам международного права.
Важнейшим направлением противодействия экстремизму является совершенствование миграционного законодательства. С учетом специфики миграционных потоков необходима корректировка положений данного законодательства. Особое значение имеет пресечение нелегальной миграции, являющейся, источником и питательной средой для налаживания каналов переправки наемников и экстремистов, поставки наркотиков и оружия, торговли "живым товаром". Именно эта форма миграции во многом провоцирует ксенофобские настроения в российском обществе и не способствует формированию толерантного отношения к представителям других национальностей.
Законодательные решения должны быть направлены в первую очередь на устранение условий, способствующих экстремистским проявлениям. В этой связи немаловажную роль призван сыграть федеральный закон, направленный на противодействие распространению материалов экстремистской направленности через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, в которой активно действуют сотни Интернет-сайтов, содержащих материалы, пропагандирующие неравноправие граждан по национальному, расовому и религиозному признаку, провоцирующие разжигание межнациональной или межконфессиональной вражды. Проект данного федерального закона в настоящее время разработан и будет внесен в Государственную Думу.
Тем не менее, действующее законодательство все ещё не позволяет эффективно противодействовать экстремизму во всех его формах проявления и нуждается в дальнейшем совершенствовании. В числе проблем, требующих законодательного решения, можно выделить:
- введение в ряд преступных деяний дополнительного квалифицирующего признака - совершение деяний по экстремистским мотивам, на почве идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды;
- дополнение Федерального закона от 19 июня 2006 года 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в части установления обязанности представления образцов планируемых к распространению информационных материалов;
- чёткое закрепление механизма осуществления надзора за соответствием деятельности религиозных объединений действующему законодательству и контроля за соблюдением уставных целей в деятельности этих организаций (объединений);
- правовое закрепление нормы, запрещающей создание под другим названием партий и объединений, деятельность которых была запрещена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.
Наиболее уязвимой для экстремизма социальных групп является молодежь. Негативные издержки радикальной смены социального строя в России пришлись на период ее социализации и создали благоприятную почву для распространения экстремизма в молодежной среде. Количество и численность радикально и экстремистки настроенных объединений молодежи увеличивается, растет и количество преступлений, порожденных социальной враждой; увеличивается опасность появления в скором будущем организованного молодежного движения, объединяющего экстремистов разных политических пристрастий, приемлющих в качестве формы политической борьбы методы насилия и террора. Но борьба с экстремизмом в молодежной среде в правовом поле еще недостаточно урегулирована.
Необходимо обратить внимание еще на одну сторону проблемы экстремизма. Ведь помимо прямого, если можно так выразиться "физического" воздействия на общество и государство, сам факт возникновения и развития такого явления как экстремизм вызывает психологический дискомфорт в общественном сознании народов, традиционно исповедующих ислам. Поэтому, как представляется, крайне важна консолидированная позиция представителей культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций в противостоянии экстремистским проявлениям. При этом средства массовой информации должны, не драматизируя ситуацию, давать взвешенную и объективную информацию и способствовать единению здоровых сил общества.