АВ 2009г. Выпуск 12 Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности
общественной безопасности
Мониторинг действующего российского законодательства по обеспечению общественной безопасности показывает, что в целом оно регулирует вопросы в различных сферах общественных отношений и позволяет субъектам обеспечения общественной безопасности решать задачи защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Вместе с тем, представляется целесообразным проработать вопрос о подготовке программного документа (концепции либо доктрины) в сфере обеспечения общественной безопасности, направленной на создание единой нормативной основы этой области правового регулирования.
Наиболее важными задачами совершенствования правового регулирования обеспечения общественной безопасности являются:
приведение действующего законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми обязательствами России;
преодоление отставания отраслевого законодательства от современных потребностей обеспечения общественной безопасности с учетом сложившейся в России социально-политической обстановки, существующих и потенциальных угроз общественной безопасности и первоочередных потребностей ее обеспечения;
содействие развитию законодательства субъектов Российской Федерации и нормотворчеству органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественной безопасности;
повышение порога защищенности личности от правонарушений, техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, в том числе повышение уровня социальной и правовой защищенности работников правоохранительных органов, обязательное страхование рисков и др.;
внесение изменений и дополнений в положения о федеральных органах исполнительной власти, исполнительных органах субъектов Российской Федерации в части их участия в обеспечении общественной безопасности;
ужесточение норм, регулирующих порядок хранения, транспортировки и использования источников повышенной опасности; внесение изменений и дополнений в действующее законодательство с учетом положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года 150-ФЗ "Об оружии";
совершенствование миграционного законодательства;
совершенствование правовой базы, обеспечивающей сохранность культурных и природных ценностей России;
обеспечение приоритетной разработки и принятия федеральных законов по вопросам охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (о качестве питьевой воды, продуктов питания, радиационной безопасности и др.);
подготовка Экологического кодекса Российской Федерации.
Важным направлением обеспечения общественной безопасности является поддержание на необходимом уровне пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров. Следует отметить, что в результате скоординированной работы органов власти на всех уровнях на протяжении последних пяти лет количество пожаров ежегодно снижается на 3-5%.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской оборон, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности МЧС России осуществляет.
Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регламентируются более чем 20 федеральными законами и более 500 нормативно правовыми актами. Необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы обеспечения пожарной безопасности, обусловлена проводимой административной реформой. Современный этап развития Государственной противопожарной службы основан на разграничении функций и полномочий федерального центра, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности.
Во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации от 5 сентября 2005 года, в соответствии с которым численность федеральной противопожарной службы увеличивается до 220 тыс. единиц, проводится целенаправленная работа по созданию соответствующей нормативной правовой базы.
Разработан и принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года 123-ФЗ). Указанный Федеральный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Цель закона - обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Особого внимания заслуживает противопожарное состояние режимных организаций, а также критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов. До недавнего времени осуществление государственного пожарного надзора на указанных объектах было возложено на структурные подразделения территориальных органов МЧС России, что не учитывало особый режим функционирования данных организаций, в которых технологические процессы производства носят экспериментальный характер, характеризуются повышенной ядерной, радиационной, химической и взрывопожарной опасностью. Нарушение функционирования указанных объектов может нанести ущерб интересам государства, привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну, и снизить уровень антитеррористической защищённости государства.
В целях повышения уровня обеспечения пожарной безопасности перечисленной категории объектов был принят Федеральный закон от 25 октября 2006 года 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" в части наделения правами государственного пожарного надзора должностных лиц специальных подразделений федеральной пожарной службы по охране особо важных и режимных организаций, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2006 года 172-ФЗ позволяет обеспечить высокий уровень защищенности особо важных и режимных объектов, а также создать отвечающую государственным интересам систему организации и осуществления государственного пожарного надзора в организациях военно-промышленного комплекса страны.
Следующим направлением обеспечения пожарной безопасности является организация тушения пожаров в сельской местности, в которой находится более 103 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн. человек. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты в таких населенных пунктов является организация добровольных пожарных команд. Ранее в советский период этими формированиями ликвидировалось до 15% от всех происходящих пожаров. Сегодня этот показатель снижен почти в 2 раза. В связи с этим осуществляется подготовка проекта федерального закона, направленного на организацию деятельности добровольной пожарной охраны.
Федеральными законами от 3 июля 2006 года 97-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и от 6 июня 2007 года 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" расширены полномочия органов дознания, в том числе и органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы при осуществлении расследования преступлений, связанных с пожарами.
Вместе с тем, до настоящего времени законодательно не закреплены в качестве обязанностей органов дознания государственного пожарного надзора, действия по принятию и регистрации сообщений о преступлениях, предотвращению и пресечению преступлений. Кроме того, органы государственного пожарного надзора не наделены правами требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, проверять документы, удостоверяющие личность у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления, применять для пресечения преступлений и административных правонарушений специальные меры административного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие. Таким образом, в настоящее время на органы государственного пожарного надзора возложены обязанностями по расследованию преступлений, но права по их обеспечению закреплены не в полной мере.
В целях законодательного закрепления прав и обязанностей органов государственного пожарного надзора при реализации полномочий органов дознания, которыми они являются в соответствии со статьей 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Принятие указанного федерального закона позволит упорядочить деятельность органов государственного пожарного надзора при реализации полномочий органа дознания, создаст дополнительные условия для укрепления режима законности и повышения результативности деятельности органов государственного пожарного надзора при расследовании уголовных дел.
В этом году созданы необходимые предпосылки для полномасштабного развертывания добровольной системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основной целью создания такой системы является повышение уровня защищенности объектов экономики от различного вида угроз путем использования страховых механизмов регулирования вопросов безопасности, устранение барьеров на пути развития предпринимательской активности. Создание такой системы планируется осуществить в рамках реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 года 123-ФЗ.
В целях повышения уровня защищенности имущественных прав граждан существует необходимость создания механизма противопожарного страхования, способного обеспечить гарантированную защиту имущественных интересов физических, юридических лиц и государства в случае причинения вреда в результате пожара, в том числе в обязательной форме для объектов социальной сферы (школы, ВУЗы, больницы, дома престарелых и пр.), объектов с массовым пребыванием людей, а также жилого сектора, в которых происходит до 70% пожаров. Эффективность такого механизма подтверждается мировой практикой данного вида страхования и является одним из наиболее действенных элементов обеспечения пожарной безопасности в стране.
Важным фактором повышения уровня защищенности имущественных прав граждан при причинении вреда их жизни, здоровью и имуществу в результате аварий на опасных объектах должно стать и принятие федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".
С учётом признания избыточной функции лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подготовлен проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 года 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Реализация вышеназванных законодательных инициатив позволит повысить уровень законодательного обеспечения не только в области пожарной безопасности, но и общественной безопасности в целом.
Следующей составляющей общественной безопасности является обеспечение безопасности дорожного движения. Мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года 210-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года 210-ФЗ показывает, что он в целом способствуют нормализации ситуации в этой сфере регулирования.
Вместе с тем, применение указанного Федерального закона выявило и ряд серьезных проблем. В ряде субъектов Российской Федерации не обеспечены надлежащие условия для реализации в полной мере административного законодательства в данной сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Не решены проблемы задержания и эвакуации транспортных средств, проведения медицинского освидетельствования водителей на алкогольное опьянение. Так, в Российской Федерации не хватает более 2,3 тыс. стоянок для хранения задержанных транспортных средств, 2,8 тыс. эвакуаторов, 1,5 тыс. пунктов проведения медицинского освидетельствования.
Возросшие нагрузки на сотрудников Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства, отсутствие надлежащих условий для обслуживания населения, компьютерной и другой техники приводят к многочисленным очередям, и вызывает обоснованные нарекания граждан. Штатная численность инспекторов по исполнению административного законодательства на протяжении последних лет остается неизменной. Для нормальной организации работы по исполнению административного законодательства необходимо дополнительно ввести 10 тыс. должностей инспекторского состава и оборудовать компьютерной и другой техникой более 8 тыс. рабочих мест. Вследствие несовершенства существующей системы взыскания административных штрафов не обеспечивается реализация принципа неотвратимости наказания.
Проведенный социологический опрос участников дорожного движения свидетельствует о том, что большинство лиц, привлекаемых к административной ответственности, готовы добровольно оплатить наложенные административные штрафы, однако зачастую не делают этого из-за сложности заполнения банковских квитанций, а также больших временных затрат. Одним из выходов из создавшегося положения является наделение сотрудников Госавтоинспекции полномочиями по взысканию штрафов за нарушение Правил дорожного движения на месте.
С 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года 210-ФЗ, лицо, подвергнутое административному штрафу, не обязано предоставлять информацию об его уплате. При этом не все подразделения Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации имеют доступ к электронным базам учета поступивших платежей, указанных в кодах бюджетной классификации, из-за отсутствия таких баз в ряде региональных управлений Федерального казначейства. В такой ситуации возможны случаи незаконного привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях добросовестных плательщиках штрафов, а как следствие, к обоснованным жалобам граждан на действия сотрудников Госавтоинспекции. В сложившейся ситуации невозможна и реализация в полном объеме функции администрирования поступающих платежей.
С 1 января 2008 года вступили в действие новые составы административных правонарушений, за которые в качестве наказания предусмотрен административный арест на срок до 15 суток. В части реализации этого положения также имеется ряд проблем. В первую очередь это недостаточное количество специализированных приемников для содержания административно-арестованных лиц. Так, в Республике Калмыкия и Магаданской области спецприемники отсутствуют совсем. В Республике Бурятия, Пермском крае, Астраханской, Калининградской, Калужской, Камчатской, Новосибирской и Тульской областях, г. Москве имеется только по одному спецприемнику.
В связи с отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации Центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или временному выдворению, большую часть лимита наполняемости спецприемников занимают лица данной категории (Ростовская, Самарская, Свердловская, Камчатская области). В Ростовской области переполнение спецприемников иностранными гражданами и лицами без гражданства составляет 120-150%, при этом срок содержания этих граждан составляет от 10 дней до 6 месяцев. Серьезной проблемой является большая удаленность спецприемников от территориальных органов внутренних дел, что требует значительных временных и материальных затрат при транспортировке правонарушителей (Брянская, Ростовская области).
В целях совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения необходимо подготовить проекты федеральных законов по вопросам государственного контроля за обеспечением международных перевозок, медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, по полосам отвода и установки памятников на автомобильных дорогах, введения уголовной ответственности за причинение вреда здоровью (средняя тяжесть), усиления уголовной ответственности за управление транспортом в состоянии опьянения и ряду других.
Важнейшим элементом обеспечения общественной безопасности является контроль за оборотом оружия. Основополагающими законодательными и нормативными актами, регламентирующими оборот оружия на территории Российской Федерации и соответствующие контрольные функции органов внутренних дел, являются Федеральный закон от 13 декабря 1996 года 150-ФЗ "Об оружии", Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года 814, Правила оборота боевого ручного стрелкового оружия, Правила награждения граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года 718.
В настоящее время органами внутренних дел Российской Федерации контролируют оборот оружия более чем в 15 тыс. (15105) организациях, в том числе почти в 14 тыс. (13923) юридических лицах с особыми уставными задачами, за которыми зарегистрировано свыше 344 тыс. ед. оружия (344154 ед.), допущено к нему более 413 тыс. работников (413393 работников). В жилом секторе контролируется более 4,6 млн. граждан, имеющих в личном пользовании около 5,7 млн. ед. оружия, включая 550 тыс. ед. охотничьего и наградного оружия с нарезным стволом. На территории Российской Федерации в 5 тыс. подконтрольных организациях функционирует 1070 складов, на которых хранится более 771 тыс. тонн взрывчатых веществ промышленного назначения, 14 млн. шт. средств взрывания и такого же количества погонных метров огнепроводных шнуров. По информации МВД России в розыске находится более 211 тыс. ед. утраченного и похищенного оружия, в том числе более 69 тыс. ед. огнестрельного оружия с нарезным стволом.
В качестве основной меры профилактики вооруженной преступности органами внутренних дел в регионах активизирована работа по организации добровольной сдачи оружия, боеприпасов, другого вооружения, в том числе за вознаграждение. Если в 2000 году такие общественно-правоохранительные акции проводились только в 10 субъектах Российской Федерации, то в настоящий момент, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", они организованы в 62 регионах,
Для законодательного регламентирования проведения органами внутренних дел таких профилактических мероприятий, их финансового обеспечения подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О милиции" и Федеральный закон "Об оружии" (по вопросу организации добровольной сдачи оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, другого вооружения их составных частей и комплектующих деталей.
В случае принятия федерального закона, его реализация предполагает ежегодное выделение около 400 млн. руб. денежных средств: из федерального бюджета (134,2 млн. руб. дополнительных расходов органов внутренних дел и 130 млн. руб. для выплаты вознаграждений) и бюджетов субъектов Российской Федерации (130 млн. руб. для выплаты вознаграждений), разовое целевое финансирование организации и проведения мероприятий по добровольной сдаче оружия и взрывчатых материалов и оснащения экспертно-криминалистических и тыловых подразделений органов внутренних дел в 2009 году составит 45,8 млн. руб.
Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев объектом преступного посягательства являлось оружие, находившееся в частном владении граждан. Наибольшее количество утраченного гладкоствольного и газового оружия - 95,2%, составляет личное, находящееся в законном пользовании граждан. Около половины случаев хищений гражданского оружия происходит вследствие нарушений владельцами Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Органами внутренних дел активизированы меры, нацеленные, прежде всего, на 100% контроль личного оружия граждан по месту их жительства. В качестве дополнительной меры профилактики правонарушений с оружием, прорабатывается вопрос о введении обязательного обучения граждан, впервые приобретающих оружие самообороны, предназначенное для стрельбы патронами травматического действия, правилам обращения с ним.
Кроме того, к числу преступлений, выявление которых остается наиболее проблемным, относится незаконное изготовление огнестрельного оружия либо переделка газового оружия под стрельбу боевыми патронами (ст. 223 Уголовного кодекса Российской Федерации). Такое оружие чаще всего применяются при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
На 1 февраля 2008 года по базам данных МВД России значилось утраченным (похищенным) 47,1 тыс. единиц газовых пистолетов. В связи с этим предлагается внести изменения в законодательство предусматривающее проведение контрольного отстрела этой категории оружия с получением только контрольных гильз.
Значительное количество утраченного огнестрельного оружия приходится на Министерство обороны Российской Федерации, государственные военизированные организации. На сегодняшний день почти каждое второе огнестрельное оружие с нарезным стволом (47,4%) зарегистрировано как утраченное из воинских частей.
На вооружении государственных военизированных организаций находится около 20 млн. ед. боевого стрелкового оружия с нарезным стволом, основная его часть в Минобороны России - около 18 млн. ед. Вместе с тем, процедуру контрольного отстрела в Минобороны России и других военизированных организациях прошел минимальный процент от имеющегося боевого оружия. При этом процедуре отстрела в первую очередь подвергалось оружие, используемое в повседневной деятельности.
Обязательность такого вида государственного контроля продиктована необходимостью совместного решения задач правоохранительных органов по расследованию фактов незаконного применения оружия, розыску утраченного и похищенного оружия, идентификации выявленного оружия в целях установления лиц, причастных к его незаконному использованию, а также причин и условий, способствующих незаконному обороту боевого оружия.
Формирование системы федеральной пулегильзотеки возложено на МВД России и осуществляется с участием других государственных военизированных организаций. Так, за время функционирования Федеральной пулегильзотеки и за счет ее материалов экспертами-криминалистами установлено более 1500 фактов неоднократного преступного использования огнестрельного нарезного оружия, подтверждено незаконное использование свыше 3 тыс. ед. оружия при совершении почти 5200 преступлений.
В настоящее время техническому контролю, подлежит боевое нарезное оружие, вновь производимое, используемое государственными военизированными организациями в повседневной деятельности, подготовленное для вручения в качестве наградного, подлежащее выдаче во временное пользование или передаче другим военным структурам, производителям военной техники и специального снаряжения
Проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, которым планируется определить перечень данного оружия, порядок проведения контрольного отстрела и формирования Федеральной пулегильзотеки, подготавливается МВД России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Установка источника поступления оружия в незаконный оборот зачастую не представляется возможным для правоохранительных органов по причине истечения сроков хранения учетных документов в государственных военизированных организациях, на предприятиях производителях, а также неполноты имеющейся на оружии маркировки. Отсутствие маркировки на оружии и боеприпасах также не дает возможности провести проверки на заводах-изготовителях.
Изменения, внесенные в ст. 222 УК РФ, коснулись санкции за деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 222 УК РФ, увеличив санкцию с трех до четырех лет лишения свободы. Тем самым подчеркнута повышенная общественная опасность данных деяний.
Одновременно МВД России разрабатывается государственный регламент "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (в форме проекта федерального закона), согласно установленным процедурам открыт конкурс для определения разработчика регламента "О безопасности гражданского и служебного оружия и патронов к нему".
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 года Пр-1293Гс МВД России инициирована подготовка проектов федеральных законов, направленных на создание государственной системы контроля за оборотом взрывчатых материалов и пиротехнических изделий. Предусматривается создание межведомственной системы госконтроля с участием уполномоченных органов в сфере промышленной безопасности, внутренних дел, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Продолжается подготовка проекта федерального закона (технического регламента) "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации" и проекта федерального закона (технического регламента) "О безопасности взрывчатых веществ и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации".
Следует отметить, что в настоящее время законодательно не урегулированы особенности оборота оружия, имеющего культурную ценность. Положения действующего законодательства распространяют на такое оружие требования о проведении его сертификации, исследований на соответствие криминалистическим требованиям и ряд других положений, применение которых практически исключает оборот старинного оружия, имеющего как антикварную ценность, так и историко-культурное значение. В связи с этим необходимо доработать принятый в первом чтении проект федерального закона 162784-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии" (по вопросу оборота оружия, имеющего культурную ценность).
Реализация вышеназванных законодательных инициатив позволит расширить нормативно-правовую базу противодействия незаконному обороту оружия и будет способствовать укреплению общественной безопасности.
В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере обеспечения общественной безопасности, нуждающейся в безотлагательном решении, является создание целостной системы профилактики правонарушений и участие в этой деятельности граждан Российской Федерации.
В 2007 году по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в Ростове-на-Дону были сформулированы основные принципы и подходы формирования государственной системы профилактики правонарушений. Приоритетными направлениями профилактики правонарушений определены следующие:
предупреждение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
ресоциализация лиц, отбывавших уголовное наказание;
профилактика алкоголизма и наркомании;
предупреждение терроризма и экстремизма;
создание и применение технических средств для охраны правопорядка и общественной безопасности;
привлечение граждан к участию в охране правопорядка;
организация спортивной и досуговой работы по месту учебы и жительства несовершеннолетних и молодежи.
В результате реализации поручений Президента Российской Федерации практически в каждом субъекте Российской Федерации созданы и активно действуют межведомственные комиссии по профилактике правонарушений, приняты региональные программы профилактики преступлений и правонарушений.
МВД России разработало ведомственную целевую программу "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Российской Федерации" на 2009-2012 годы с планируемым объемом финансирования из федерального бюджета более 45 миллиардов рублей. Основные средства будут направлены на решение вопросов социальной адаптации несовершеннолетних, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, внедрение института школьных участковых инспекторов, внедрение технических средств в обеспечение охраны правопорядка и безопасности.
Особая роль в создании государственной системы профилактики правонарушений отводится совершенствованию российского законодательства. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность добровольных народных дружин и участия граждан в охране общественного порядка, ограничивающие торговлю спиртными напитками в ночное время, а также в местах проведения массовых мероприятий и вблизи образовательных учреждений, ограничивающие нахождение несовершеннолетних на улице в вечернее и ночное время.
Для обеспечения социальной адаптации граждан, отбывших уголовные наказания в виде лишения свободы, в ряде российских субъектов приняты законы о квотировании рабочих мест. В Липецкой области принят Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года 87-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области". Законом определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены органы и учреждения, а также их полномочия в указанной сфере. Законом затрагиваются вопросы организации пропаганды здорового образа жизни и социально полезного поведения несовершеннолетних, подготовки кадров для системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учета сведений о несовершеннолетних, разработки, принятия и выполнения индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В Челябинской области принято постановление Губернатора Челябинской области от 3 сентября 2007 года 268 "О создании межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области". Постановлением регламентируются основы организации и деятельности межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории области.
Аналогичное постановление принято Губернатором Томской области, утвердившим 25 сентября 2007 года "Положение о комитете общественной безопасности Администрации Томской области". В соответствии с постановлением комитет общественной безопасности является структурным подразделением Администрации области. Комитет выполняет функции организатора по проведению и работе межведомственного совета по противодействию немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту, профилактике пьянства, областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, призывной комиссии области, попечительского совета при воспитательных колониях области, областного штаба по координации общественной правоохранительной деятельности.
Нормативные акты, регулирующие вопросы обеспечения общественной безопасности, принимаются и органами местного самоуправления. Так, в поселке Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края принято решение Совета депутатов от 25 октября 2007 года 29-206 "Об утверждении положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в поселке Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края".
Органами местного самоуправления принимаются нормативные акты, регулирующие деятельность и в сфере обеспечения правопорядка. В Нальчике Кабардино-Балкарской Республики принято решение городского Совета местного самоуправления от 12 декабря 2007 года 263 "Об утверждении положения о народной дружине в городском округе Нальчик". Этим положением регулируется структура и организация деятельности дружины, устанавливаются требования к гражданам, принимаемым в состав дружины, права, обязанности и ответственность народных дружинников, а также взаимодействие народной дружины с органами внутренних дел, гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников и меры поощрения и взыскания.
Следует отметить, что по некоторым вопросам обеспечения общественной безопасности региональное законодательство опережает федеральное. В связи с этим, на федеральном уровне необходимо ускорить разработку и принятие следующих федеральных законов:
"Об основах государственной системы предупреждения правонарушений";
"Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы";
"Об участии граждан в охране общественного порядка";
"О мерах по предупреждению бродяжничества и социальной реабилитации бродяг".
Следует также подготовить проекты федеральных законов в части: совершенствования законодательства, направленного на обеспечение безопасности общественно-массовых мероприятий (митингов, пикетов); пресечения незаконного использования символики и распространения агитационных материалов незарегистрированных партий и движений; усиления административной ответственности родителей за ложное сообщение их несовершеннолетними детьми о террористическом акте.
Нуждается в правовом регулировании и вопрос создания милиции общественного порядка (муниципальной милиции), либо разработка иных форм реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий в сфере охраны общественного порядка.
Необходимо дальнейшее законодательное обеспечение социальной и правовой защищенности субъектов обеспечения общественной безопасности. Первоочередной задачей в этом направлении является завершение разработки и принятие проекта федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации".