АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей
4. Выступление советника Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации Л.В.Мартыновой
Уважаемый Алексей Алексеевич! Уважаемые товарищи! Социальное обеспечение рассматривается как установленная государством система материального обеспечения и некоторых видов обслуживания граждан: по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, осуществляемых за счёт средств выделяемых из федерального бюджета.
Денежные выплаты военнослужащим, уволенным с военной службы, членам их семей в рамках государственного социального обеспечения, предусмотрены в виде пенсий и пособий, и пенсия рассматривается как основной вид материального обеспечения.
Социальная и правовая защита граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав льгот, гарантией компенсаций указанным лицам. В Российской Федерации право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок её назначения устанавливается федеральным законом от 15 декабря 2001 года номер 166 о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. Основа возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливается федеральным законом о трудовых пенсиях, а пенсионное обеспечение уволенных с военной службы осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации от 1993 года. В настоящее время основной задачей пенсионного обеспечения является не установление дополнительных льгот различным категориям пенсионеров, а повышение общего уровня пенсионного обеспечения. Поскольку эта проблема является актуальной для большинства категорий пенсионеров в связи с общим невысоким уровнем размера пенсий.
Расходы федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрены военные, приравненные к службе на социальную политику в федеральном законе о федеральном бюджете на 2007 год, составляют 159,5 миллиардов рублей. В состав расходов, финансирование которых осуществляется в отношении лиц проживающих на территории Российской Федерации, а также в государствах Балтии входит: выплата пенсионного обеспечения, выплата компенсаций членам семей погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, осуществление мер социальной поддержки, выплата компенсаций, возмещение вреда инвалидам и ликвидаторам радиационных аварий, а также ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию работников осуществляющих трудовую деятельность в организациях ядерно-оружейного комплекса. Учтены ежемесячные доплаты в размере 240 рублей, которые были установлены в разрыв с трудовыми пенсиями, также учтены выплаты по указу президента о мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60летием победы в Великой Отечественной войне. Инвалидам вследствие военной травмы по указу президента 887 о мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы. Здесь же следует отметить, что федеральным законом от 21 декабря 2006 года номер 239 ФЗ предусмотрена возможность выплаты получения двух пенсий вдовам не вступившим в брак. В федеральном бюджете на 2007 год предусмотрены средства на эти цели в размере 1 миллиард 600 миллионов рублей, в том числе по военнослужащим 476 миллионов рублей. Здесь отмечало уже Министерство обороны, что подготовлен проект внесения изменений в закон Российской Федерации от 1993 года. Он называется "О внесении изменений, дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
Здесь вносятся изменения в закон "О пенсионном обеспечении", номер 4468-1, а также вносятся изменения в вышеперечисленные мною законы 166фз "О пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и также в закон "О трудовых пенсиях".
Министерство финансов поддерживает этот законопроект, он предусматривает увеличение пенсий, надбавок к пенсиям, предусматривает некоторые неточности в законодательстве, которые у нас возникли с 2001 года, когда вступили в действие законы 166фз и 173фз. И в целях урегулирования разногласий по законопроекту я хочу отметить, что 13 апреля 2007 года в административном департаменте Правительства Российской Федерации уже было рассмотрение этого законопроекта и дано поручение его доработать, рассмотреть и рассмотреть уже доработанный.
Что касается определения Конституционного Суда от 11 мая 2006 года номер 187, который предписывает законодателю внести изменение и для того, чтобы выплачивать страховую часть, то я хочу вот что сказать. Что в соответствии с законом "О трудовых пенсиях" право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии со вступившим с 1 января 2002 года федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным законом, то есть выплачивание страховых взносов в Пенсионный фонд.
И поэтому военные пенсионеры, работающие по трудовому договору, это не влечёт предоставление им пенсии трудовой. Потому что трудовая пенсия складывается из базовой части, страховой накопительной части. И базовая часть трудовой пенсии формируется за счёт единого социального налога, уплаченного гражданами в федеральный бюджет.
Страховая и накопительная части финансируются за счёт страховых взносов самих людей на обязательное пенсионное страхование, имеющих налоговый и индивидуальный возмездный характер и, поэтому определение Конституционного Суда и говорит о том, что она должна быть возмездной.
В целях реализации определения Конституционного Суда (и депутаты вносили проекты закона и вносили общественные организации) также разработан Министерством здравоохранения такой же законопроект, и в составе вышеупомянутого проекта, который подготовило Министерство обороны по внесению изменений в законодательные акты, там тоже есть вот эти положения. И Министерство финансов поддерживает положения, которые разработаны Министерством обороны, поскольку Министерство обороны вносит там изменения также в закон 173 -ФЗ "О трудовых пенсиях".
Меры социальной поддержки и уволенных с военной службы в определённой мере решаются в законе о статусе. Так, уволенный с военной службы, имеет право на увеличение размера пенсии, надбавки к пенсиям за выслуги, по инвалидности, в соответствии с пенсионным законодательством, им сохраняется обслуживание в поликлиниках, имеют право на медицинскую помощь. Не менее одного раза в год члены семей имеют санаторно-курортное лечение, также оплачиваемое и им членам их семей.
В 2007 году предусмотрено и обеспечено финансированием три процедуры повышения денежного продовольствия военнослужащим. Индексация окладов по воинской должности и воинскому званию - на 10 процентов с 1 января 2007 года и на 15 процентов с 1 декабря 2007 года. Кроме этого, по состоянию пенсии на 30 ноября такое понятие, как "паек", "денежная компенсация взамен продовольственного пайка" вводится в звание. И поэтому после этого она будет индексироваться. То есть это тоже повлечет за собой увеличение выплат пенсий.