АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей
6. Выступление заместителя главного военного прокурора А.И. Арутюняна
Уважаемые участники совещания, обеспечение средствами прокурорского надзора защиты прав и интересов военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей в сфере пенсионного обеспечения является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Поэтому я поговорю о нашей практике и расскажу вам. Как показывает анализ нашей надзорной практики, ситуация здесь далека от благополучной, здесь это собственно и видно. Речь идёт не столько о размерах пенсий, гораздо большее негодование у людей вызывает бюрократическое бездушное отношение к ним отдельных должностных лиц, которые не выполняют требования закона. К сожалению, такие факты носят не единичный характер и мы на это реагируем жёстким образом. Среди наиболее распространённых нарушений закона: несвоевременный перерасчёт пенсий, неправильные исчисления, не представление иных предусмотренных законодательством социальных льгот и гарантий. Чтобы было яснее, некоторые примеры. Например, в течение полутора лет по вине работников московского городского военкомата не выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в связи с полученным в период военной службы радиационным воздействием конкретному пенсионеру. Этим же военкоматом длительное время не выдалось удостоверение лица, которое перенесло радиационное воздействие другому ветерану, соответственно меры приняты, права восстановлены.
Многие вопросы приходится отстаивать в судебном порядке. В судебном порядке пришлось отстаивать так права группы бывших военнослужащих, которые в 1973 - 1974 годах в составе своей воинской части выполняли специальные задачи в зоне боевых действий в Египте. По формальным основаниям им длительное время отказывалось в выдачи удостоверений, удостоверений ветеранов боевых действий, естественно, это влекло определённые материальные затруднения у них. Учитывая возраст и состояние здоровья этих людей, московский городской военный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов, и судом было принято соответствующее решение.
Военным комиссариатом Ставропольского края за основу для исчисления пенсий бывшему военнослужащему военной комендатуры в Чечне был взят по формальным основаниям должностной оклад по 13-му тарифному разряду. Вы знаете, эта проблема с тарифными сетками. Однако фактически его должность на момент увольнения соответствовала 20-му тарифному разряду.
То есть на семь пунктов больше. Это существенно повышало, естественно, размер пенсии, и по результатам проверки права пенсионеров были восстановлены.
В военном комиссариате Вологодской области вообще посчитали возможным не выплачивать пенсию бывшему военнослужащему. В основу этого решения было положено то, что военный пенсионер фактически проживал в Москве, а не по месту регистрации в городе Великий Устюг, что для пенсионного законодательства, в общем-то, совершенно все равно. В результате он вынужден был обращаться за помощью в прокуратуру и отстаивать свои права. По требованию прокурора неправомерное решение отменено вышестоящим военным комиссаром.
Примеров можно приводить много. Я просто хотел бы привести разнородные примеры, из чего складывается наша деятельность.
Всего же проведенными в 2006 году и в пять месяцев текущего года проверками прокурорами выявлено свыше 2,2 тысячи различных нарушений Закона "О пенсионных правах ветеранов военной службы". Права восстановлены, в том числе с использованием судебных процедур более чем 60 тысяч гражданам. Безусловно, эта работа будет продолжена.
Вместе с тем в прокуратуру поступают жалобы и иного рода, там, где проблемы лежат вне сфер правоприменения, чем, собственно, и должна заниматься в соответствии с законом наделенными полномочиями прокуратура. Это там, где мы вторгаемся в сферу законодательной власти и судебной власти.
Я думаю, если не повторяясь о тех проблемах, о которых здесь была длительная и жаркая дискуссия, то готов ответить на вопросы.