АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей
7. Выступление военного комиссара города Москвы А.И.Хрячкова.
Уважаемые товарищи, мне хотелось бы обратить внимание на ряд вопросов, которые не нашли законодательное отражение решения проблем с пенсионным обеспечением лиц, уволенных с военной службы и членов из семей. В последние годы наметилась устойчивая тенденция повышения денежного содержания военнослужащих за счёт введения различного рода надбавок, доплат стимулирующего характера, которые не учитываются при исчислении размера пенсии. Доля денежного довольствия, из которой исчисляется пенсия по состоянию, сокращается с 1985 года. Она составляла 80 процентов, в 2000 году составляла 50 процентов, в настоящее время не более 35 процентов. Так военнослужащий в воинском звании полковник, получающий денежное довольствие в размере 16 тысяч рублей, уволившийся в запас с выслугой лет дающей право на максимальную пенсию, получает её в размере не превышающий 7 тысяч рублей. Лица, посвятившие свою жизнь служению Отечеству не менее одной трети, из которых принимали участие в боевых действиях, вынуждены по выходе на пенсию экономить на всём, чтобы свести концы с концами. Особенно отчётливо это заметно в Москве, где денежные доходы работающей части населения традиционно выше, чем в целом по стране. Проходя военную службу, постоянно переезжая из гарнизона в гарнизон денег не накопить, вот и получается, что честно и добросовестно отслужив Родине, человек остаётся с минимум средств к существованию.
Возрастает количество обращений военных пенсионеров, продолжая трудовую деятельность после увольнения с военной службы и уплачивая страховые взносы по обстоятельству, которое мы сегодня рассматривает. То есть человек продолжает работать, трудиться, увольняется от 45 лет, при всём здоровом здравии он отчисляет деньги в Пенсионный фонд, а дополнение к его денежному выплаты Пенсионного фонда не начисляются. Мы считаем, что уже неоднократно это обращение рассматривалось, в том числе, и говорят, что уже решение принято в этом плане, это можно решить, и в ближайшее время я думаю, что этот вопрос должен быть рассмотрен. Связано это с тем, что при повышении оклада по воинским должностям военнослужащих с 1 января 1995 года на 25 процентов не было предусмотрено одновременное увеличение размеров пенсии военным пенсионерам, впоследствии справедливость была восстановлена, но лишь с 1 марта 1998 года. После отмены Верховным Судом Российской Федерации приказом министра обороны о повышении должностных окладов военнослужащий с 1 января 1995 года и в 1998 году был издан новый приказ, в котором был предусмотрен пересмотр ранее назначенных пенсий военным пенсионерам с учётом увеличения на 25 процентов оклада по воинским должностям с 1 марта 1998 года. Таким образом, 25процентное увеличение оклада по воинским должностям установленных военнослужащим с 1 января 1995 года повлияло на размер пенсий военных пенсионеров только с 1 марта 1998 года, что повлекло массовое обращение пенсионеров в судебные инстанции. Военные комиссариаты в свою очередь не имеют достаточных оснований для доплаты разницы в пенсии военным пенсионерам за указанный период не в судебном порядке. Получается парадокс: Министерство обороны не признаёт, пенсионеры подают в суд, военные комиссариаты так, как не признаёт Министерство обороны, отстаивают права Министерства обороны, и в разных регионах вся эта кутерьма проходит по-разному, больше всего страдают пенсионеры. В настоящее время в разных регионах Российской Федерации сложилась неоднозначная судебная практика по данным проблемам, судебное решение выносится как в пользу военных пенсионеров, так и в пользу Министерства обороны Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии единой правовой позиции в решении рассматриваемых вопросов. С декабря 2006 года судебные иски пенсионерам Министерством обороны по вопросу пересмотра размеров пенсии стали удовлетворяться судами общей юрисдикции в городе Москве, однако с марта 2007 года рассмотрение указанных исков приостановлено.
Этот вопрос находится в поле зрения законодательной власти. Государственная Дума 27 апреля 2007 года по данной проблеме приняла специальное постановление и обращение председателя Верховного Суда Российской Федерации с просьбой рассмотреть на Пленуме Верховного Суда судебную практику по делам, связанным с пересмотром на период с 1 января 1996 года по 28 февраля 1998 года пенсий лицам, уволенным с военной службы, и дать соответствующее разъяснение. Но это тоже будет полумерой. Должен быть принят закон (законодательной акт) для нормативного регулирования возникшей ситуации.
Учитывая, что сегодня в городе Москве проживает 109 тысяч военных пенсионеров, ожидающих решение назревшей проблемы, хотелось бы, чтобы законодательное решение было найдено как можно быстрее. Затягивание решение вопросов приводит к обращению в суд, формированию у военных пенсионеров негативного отношения к государственной власти и массовым обращениям с жалобами в различные инстанции.
Необходимо принять решение о внесении изменений в действующую законодательную базу и определить источник средств для погашения задолженности государства перед военными пенсионерами. Это решение позволит снять социальную напряженность и дать уверенность тем, кто сегодня несет службу в Вооруженных Силах, что государство заботится о тех, кто ее защищает. Доклад окончен, выступление окончено.