Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей


2. ИНФОРМАЦИЯ
по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (МВД России)

     
     I. Состояние работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России.
    В соответствии с действующим законодательством на МВД России возложено пенсионное обеспечение не только сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, но также сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России и сотрудников бывшей налоговой полиции.
    Около 40 миллионов граждан Российской Федерации являются получателями пенсий, из них 1 млн. 200 тыс. пенсионеров Минобороны России и 671 тыс. пенсионеров МВД России. Из общего количества пенсионеров сотрудники составляют 495 тыс. человек, 53 тыс. военнослужащих внутренних войск, 37 тысяч сотрудников ГПС МЧС России и 13 тыс. бывших налоговых полицейских, 76 тыс. членов их семей. В том числе 21 тысяча участников и инвалидов Великой Отечественной войны, 45 тыс. ветеранов боевых действий и 13,5 тыс. инвалидов вследствие военной травмы.
    Их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей .
    Работу по пенсионному обеспечению в системе МВД России осуществляют 84 пенсионных подразделения в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Всего в этих подразделениях проходят службу и работают 1094 человека.
    Пенсию за выслугу лет получают 544 467 человек, по инвалидности -                  52 671 человек, по случаю потери кормильца - 73 837 человек.
    За истекший год пенсионерам МВД России выплачено пенсий, пособий и компенсаций на сумму 36,7 млрд. рублей, что составляет 14 процентов от средств федерального бюджета, выделенных МВД России в 2006 году. В 2007 году на указанные цели запланировано 44 млрд. рублей. В результате индексации окладов денежного содержания в 2007 году размеры пенсий, выплачиваемых пенсионерам МВД России, к концу года возрастут на 29 процентов.
    II. Проблемные вопросы в пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и членов их семей:
    1.     Неудовлетворенность военнослужащих установленными размерами пенсии за выслугу лет:

     Справочно:

     офицеры, имеющие выслугу 20 лет (размер пенсии 50% соответствующих сумм денежного довольствия) и 32 года (85%), при увольнении с военной службы фактически получают пенсии в размерах 25% и 33% соответственно от выплачиваемых им денежных сумм в период прохождении военной службы.
    2.     Невысокий уровень пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и получивших инвалидность вследствие военной травмы.

     Справочно:

     Размеры пенсий для данной категории лиц, уволенных с военной службы, составляют:
    инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости (3 100 руб.):
    инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, - 250%  (2 585 руб.):
    инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I. степени, - 1750% (1 800 руб.).
    3.     Установленный военно-пенсионным законодательством и сложившийся на практике механизм индексации военных пенсий не в полной мере обеспечивает защиту военных пенсионеров от снижения их уровня жизни вследствие инфляционных процессов.
    3.1. На протяжении более чем двух лет (в период с 1 октября 2003 года по 1 января 2005 года) решения о повышении окладов денежного содержания военнослужаших не принимались.

     Справочно:

     проблема повышения доходов военнослужащих в этот период решалась путем повышения установленных ранее дополнительных денежных выплат и установления новых дополнительных выплат, не включаемых в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам:
    учитывая, что именно в этот период была проведена монетизация льгот , данное обстоятельство самым отрицательным образом сказалось на уровне жизни пенсионеров и морально-психологическом состоянии личного состава;
    установленная Президентом. Российской Федерации ежемесячная доплата к пенсии в размере 240 рублей проблему не решила ввиду ее небольшого размера;
    с 1 января 2007 года оклад денежного содержания военнослужащих был увеличен на 10 процентов, одновременно с этим на 8-12 процентов были увеличены тарифы на коммунальные услуги, выросли цены на товары первой необходимости.
    3.2. Недостаточность минимального размера пенсии по старости, учитываемого при исчислении размеров повышенных пенсий, а также надбавок к пенсиям отдельным категориям военных пенсионеров.

     Справочно:

     установленный размер минимальной пенсии по старости, указанный в статье 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. 4468-1 составляет 185 рублей 32 копейки, и даже с учетом индексации ее размер в настоящее время составляет 283 рубля 25 копеек.
    4. Исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть I) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

     Справочно:

     Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2006 г. 187-0 определил, что федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающий по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года. До настоящего времени данное решение не выполнено.
    III. В целях улучшения пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, предлагается:

1. Рассмотреть вопрос увеличения размеров их пенсий путем:

     1.1. Включения в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, дополнительных денежных выплат, установленных для военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.2.     При индексации пенсий военнослужащих использовать метод, применяемый при осуществлении индексации пенсий, назначаемых лицам, уволенным с государственной гражданской службы, в соответствии с которым при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.
1.3. Увеличения минимального размера пенсии по старости, учитываемого при исчислении размеров повышенных пенсий, а также надбавок к пенсиям отдельным категориям военных пенсионеров.
1.4. Увеличения размеров пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и получивших инвалидность вследствие военной травмы.
    2. Ускорить работу по внесению изменений в законодательство Российской Федерации по вопросу назначения к пенсии за выслугу лет страховой части пенсии по старости работающим по трудовому договору военным пенсионерам.
    Кроме того, обращаем внимание на нижеследующие проблемы, напрямую не связанные с затронутой темой, разрешение которых, по нашему мнению, тем не менее, должно осуществляться в комплексе с решением проблем пенсионного обеспечения военнослужащих:
1. В соответствии с изменениями, внесенными в законодательные акты Федеральным законом от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ, ветераны военной службы отнесены к региональной категории льготников , которым соответствующие меры социальной поддержки устанавливаются субъектами Российской Федерации. Таким образом, единый государственный подход по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе и льгот по пенсионному обеспечению, к людям, которые значительную часть жизни отдали вооруженной защите Отечества, в настоящее время отсутствует.
2. Для стимулирования продолжения военной службы военнослужащими, имеющими право на пенсию за выслугу лет, восстановить выплату соответствующей процентной надбавки, дифференцированной в зависимости от выслуги лет.