Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей


3. ИНФОРМАЦИЯ
по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минфин России)


     1. Финансово-экономические основы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу) и членов их семей.
    
     Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ О статусе военнослужащих и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г,                    4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей и регулируются соответствующими указами Президента Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
    В Федеральном законе О федеральном бюджете на 2007 год расходы федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на социальную политику составляют 159,5 млрд. рублей.
    Формирование расходов по подразделу Пенсионное обеспечение осуществлено по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г,                4468-1 и с учетом положений межправительственных соглашений Российской Федерации с Литвой от 18 ноября 1993 г., Латвией от 30 апреля 1994 г, и Эстонией от 26 июля 1994 г., Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. Ха 1563 О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федераций и оценены в сумме                           157,9 млрд. рублей.
    В составе расходов подраздела Социальное обеспечение населения при определении мер социальной поддержки лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, учтены расходы на выплаты пособий и компенсаций в соответствии с Федеральным законом О статусе военнослужащих , с Законами Российской Федерации О милиции и О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС .
    В 2007 году на реализацию указанных мероприятий предусмотрено                    1,6 млрд. рублей.
    Учтены ежемесячные доплаты в размере 240 рублей к пенсиям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г.            176 Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г.              363 О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-945 годов и от 1 августа 2005 г. 887 О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы .
    
     2. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу по контракту, и их семьям в рамках проведения пенсионной реформы и реформы государственной службы в Российской Федерации.

    Статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) определено, что система государственной службы включает в себя:     государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу.
    При этом военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
    Объединение трех названных видов государственной службы в единую систему создает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида. Каждый из трех видов государственной службы - гражданская, военная и правоохранительная - является по своей природе государственной службой, под которой понимается профессиональная служебная деятельностью граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти. Поэтому само разделение государственной службы на три вида не должно существенным образом менять статус государственного служащего.
    Федеральным законом от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ О статусе военнослужащих (с изменениями и дополнениями) установлено, что размеры окладов по типовым должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
    Статьей 13 названного Федерального закона, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, установлены виды и размеры месячных и иных дополнительных выплат (единовременное денежное поощрение по итогам календарного года, премия за образцовое выполнение воинского долга, материальная помощь, процентная надбавка за выслугу лет,- ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, ежемесячное денежное поощрение). Наряду с этими дополнительными выплатами указанным Федеральным законом предусмотрено, что Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, в пределах выделенных ассигнований, Министром обороны Российской Федерации (Руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим, устанавливаемые дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
    
     3. Перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения лип, проходивших военную службу, и членов их семей.
    
     В Российской Федерации с учетом специфики правового и имущественного положения военнослужащих в законодательство постоянно вносятся изменения, направленные на совершенствование системы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей.
    Так, Федеральным законом от 7 мая 2002 г. 49-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот , часть льгот переведена в форму субсидий и компенсационных выплат, порядок предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.
    В целях повышения уровня пенсионного обеспечения государством предпринимаются соответствующие меры, направленные на увеличение размеров пенсий.
    С 2 января 2005 года согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г.           122-ФЗ тем категориям граждан социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации включая ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалидов и ряда других категорий, предусмотрены ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета, предусматриваемые Пенсионному фонду Российской Федерации, который обеспечивает осуществление этих выплат.
    Вместе с этим, указанным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. 178-ФЗ О государственной социальной помощи предусмотрено предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающий следующие услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь предусматривающая, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, включая бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте,
    Для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат и социальных услуг предусмотрено ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
    При этом, следует отметить, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению финансируются по распределительному способу и соответствуют солидарному принципу, поскольку в целях их выплаты перераспределяются средства федерального бюджета, формируемые в том числе за счет налогов граждан, которые не имеют никакого отношения к военным пенсионерам.
    Здесь же, следует отметить, что Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. 239-ФЗ О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах  внутренних дел,  Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей и в статью 3 Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федераций , предусмотрено предоставление права на одновременное получение двух пенсий вдовам военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий граждан, погибших в период прохождения военной службы вследствие военной травмы, не вступивших в новый брак. В целях реализации этого Федерального закона в Федеральном законе О федеральном бюджете на 2007 год предусмотрены средства в сумме 1,6 млрд.рублей.
    Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г 29 признано целесообразным реформировать денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 декабря 2007 года путем введения в оклад по воинскому (специальному) званию денежной компенсации взамен продовольственного пайка, обеспечив предварительно индексацию окладов по воинскому званию и должности, сложившимся по состоянию на 30 ноября                 2007 года, на 15 процентов. Дальнейшие сроки и размеры увеличения денежного довольствия, учитывающие одновременно складывающийся уровень инфляции - в 2008 году с 1 декабря на 15%, в 2009 году с 1 августа - на 6,8 процента.
    Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2006 г. СИ-П4-5290 по вопросам регулирования денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей Минобороны России подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
    В частности, из статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля                 1993 г. 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей предлагается исключить, как утратившее практическое значение, понятие месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка,          выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава .
    Минфин России в принципе поддерживает основные положения данного проекта федерального закона. Необходимые средства на реализацию указанных целей предусмотрены Федеральным законом О федеральном бюджете на                 2007 год и Перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007-2009 годы.
     В настоящее время основной задачей пенсионного обеспечения является не установление дополнительных льгот различным категориям пенсионеров, а повышение общего уровня пенсионного обеспечения, поскольку эта проблема является актуальной для большинства категорий пенсионеров, в связи с общим невысоким уровнем размеров пенсий.
    Перевод натуральных льгот в денежную форму способствует улучшению материального положения пенсионеров, поскольку эти дополнительные денежные средства имеют адресную направленность.