АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей
в сфере исполнения законодательства о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы (Главная военная прокуратура)
В 2006 году органами военной прокуратуры приняты дополнительные меры по активизации надзорной деятельности с целью максимального использования предоставленных полномочий для утверждения режима законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Особое внимание уделено вопросам сохранения высокой боеготовности и боеспособности войск, поддержания в исправном состоянии военной техники и вооружения, соблюдению законности в процессе использования федеральной собственности и бюджетных средств, в том числе выделенных на обеспечение, реформирование, модернизацию и техническое переоснащение войск, пресечению и предупреждению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, нарушений правил их безопасного хранения и использования.
Не менее важной задачей остается обеспечение надзорными средствами соблюдения прав и свобод военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе на жизнь, здоровье, безопасные условия военной службы и жилище.
В сфере надзора за исполнением законодательства, регламентирующего права и свободы человека и гражданина, военными прокурорами проведено около 26 тыс. (+5,1%) проверок, выявлено почти 65 тыс. (+17,4%) нарушений законов, об устранении которых правомочному командованию внесено 8 тыс. (+5%) представлений, опротестовано 2,4 тыс. (+8,6%) незаконных приказов и других правовых актов, в защиту интересов государства и прав граждан в суды направлено 2,3 тыс. (+50,2%) исковых заявлений. Возбуждено свыше 2,7 тыс. уголовных дел, к дисциплинарной ответственности привлечены свыше 9 тыс. воинских должностных лиц.
Самостоятельным направлением надзорной деятельности является исполнение пенсионного законодательства, соблюдение прав лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В этой сфере проведено почти 650 прокурорских проверок, которыми выявлено свыше 1,7 тыс. нарушений закона (+68%). В целях их устранения правомочным должностным лицам внесено более 60 (+42,2%) представлений, направлено 1,6 тыс. (+64,3%) заявлений в суд. Вмешательство военных прокуроров позволило восстановить нарушенные права почти 58,7 тыс. ветеранов военной службы и членов их семей.
С учетом важности и необходимости законодательного сопровождения реформирования военной организации государства, помимо выполнения надзорных функций, Главная военная прокуратура постоянно участвует в работе по совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения военного строительства, как с представителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, так и с органами законодательной власти.
В 2006 году руководители Главной военной прокуратуры дважды принимали участие в работе Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, в том числе, в заседании Координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (декабрь).
На системной основе готовятся предложения для последующего внесения необходимых изменений в законодательство. Только в истекшем году Главной военной прокуратурой в пределах компетенции проработано свыше 50 проектов законов и других нормативных правовых актов, касающихся деятельности Вооруженных Сил.
В дальнейшем Главная военная прокуратура готова принять самое деятельное участие в проработке законопроектов по вопросам военного строительства, мониторинге правоприменительной практики, а при необходимости и иных мероприятиях, связанных с законотворческой деятельностью.
Результаты деятельности военных прокуроров свидетельствуют о том, что решение ряда проблем развития военной организации государства, в том числе, связанных с повышением престижа военной службы, обеспечения социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, напрямую увязаны с необходимостью совершенствования нормативной правовой базы.
1. В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года органами государственной власти подготовлен и осуществлен ряд мер общегосударственного и ведомственного характера, направленных на повышение престижности военной службы, укрепление правопорядка и воинской дисциплины, в том числе - по повышению денежного довольствия военнослужащих (не менее чем в 1,5 раза в течение трех лет).
Наряду с этим, целесообразно:
осуществить системное и существенное повышение доли и размера оклада денежного содержания в общем размере денежного довольствия военнослужащих, а также значительное увеличение разницы между окладами военнослужащих по воинскому званию;
создать дифференцированную систему оплаты труда офицера, зависящую от количественных и качественных показателей его службы, квалификации и профессионализма, достигнутых результатов в боевой подготовке, уровня личной дисциплинированности и состояния правопорядка в подчиненных подразделениях (воинских частях);
усовершенствовать механизм ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих в соответствии с уровнем инфляции. Осуществлять повышение должностных окладов военнослужащих одновременно с повышением окладов для работников бюджетной сферы и государственных служащих.
Законодательное закрепление этих мер, прежде всего - в части повышения размера денежного довольствия, с одной стороны должно обеспечить устойчивую мотивацию военной службы всеми категориями военнослужащих, с другой - позитивно отразится на пенсионном обеспечении ветеранов военной службы.
2. Крайне значимым является вопрос индексация пенсий, то есть их пересмотра при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения, а также при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости. В настоящее время не существует нормативных правовых актов, определяющих порядок индексации денежных доходов данной категории населения.
В связи с этим целесообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти активизировать работу по выработке согласованных предложений о совершенствовании механизма предусмотренной ст. 49 Закона от 12 февраля 1993 г О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей ежегодной индексации (пересмотра) пенсий ветеранов военной службы,
3. В действующем законодательстве должен быть заложен логичный и разумный подход к определению стоимости денежной компенсации взамен продовольственного пайка для исчисления пенсии указанной категории граждан. Представляется, что для решения этой проблемы требуется и увеличение расходов федерального бюджета на последующие годы, соразмерное с реальной стоимостью продовольственного пайка. При этом механизм решения этого вопроса может быть различен (например, включение в оклады денежного содержания денежной компенсации взамен продовольственного пайка).
Целесообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти активизировать работу по выработке согласованных предложений о сроках и порядке индексации размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка (либо внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части соразмерной компенсации военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, стоимости продовольственного пайка путем установления дополнительных видов выплат).
4. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде определений Судебной коллегии по гражданским делам и официальных разъяснениях заместителей Председателя Верховного Суда России, требует дополнительного нормативного регулирования вопрос о пересмотре пенсий военным пенсионерам за период с 1 января 1995 по 1 марта 1998 года, в связи с действовавшим порядком выплаты должностных окладов с увеличением на 25%.
Судебная практика свидетельствует о том, что отказ пенсионерам в перерасчете пенсий рассматривается как нарушение требований п. б ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... . В соответствии с ним увеличение любой составляющей денежного довольствия для исчисления пенсий должно влечь пересмотр пенсий одновременно с увеличением этой составляющей (решения судов Саратовской, Калининградской, Тамбовской, Воронежской областей, Пермского края и др.).
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 26 октября 2006 г. предлагается рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, дополнительно проработать вопрос о возможности внесения изменений в нормативную базу и изыскании бюджетных средств для погашения задолженности перед военными пенсионерами.
5. Требует скорейшего законодательного разрешения вопрос выплаты страховой части трудовой пенсии работающим военным пенсионерам. Определением Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина Наумчика В.В. от 4 августа 2006 г. предписано федеральному законодателю разработать правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам (помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению) страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
6. Кроме того, представляется целесообразным рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации подготовить предложения по вопросу о разработке механизма компенсации затрат военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающих с ними членов их семей на оплату занимаемых жилых помещений, коммунальных услуг, установки и пользования телефоном в размере до 50 процентов их фактической стоимости.