Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей


5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
исполнения законодательства в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих (Комитет по обороне)

Законодательная норма
Практика реализации законодательной нормы

     1. Статьей 50 Закона РФ "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 установлено, что работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации .

     Министерство обороны за 14 лет после принятия Закона не издало нормативного правового акта по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей. Граждане не информированы (в нарушение требований пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации) не информированы о системе пенсионного обеспечения в МО РФ, о полномочиях и обязанностях довольствующих пенсионных органов и должностных лиц. Правоприменительная практика в сфере пенсионного обеспечения осуществляется должностными лицами избирательно и на основании их собственного понимания правовых норм.

     2. Статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением трудовой деятельности".

     Доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия от общего денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляла: в 1985-1990 гг. - 80%, в 1995-2000 гг. - 40%, в 2006 г. - 30%.
     Указанное сокращение обусловлено тем, что значительно увеличилось количество различного рода надбавок и дополнительных выплат, которые в состав денежного довольствия для исчисления пенсии не включаются. Соответственно уменьшалась и доля пенсии от денежного довольствия военнослужащих. В 2006 г. она составила около 25%.

     3. Статьи 6, 19 и 55 Конституции определяют, что:
    - каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;
    - все граждане Российской Федерации равны перед законом, а  любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности запрещаются;
- права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.     
     Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 г. 5-ФЗ "устанавливает  правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе". Статьей 5 Федерального закона установлена такая категория ветеранов, как "ветеран военной службы".

     - Статьей 46 Закона РФ "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 только для военных пенсионеров установлено, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.).  Остальным гражданам указанные надбавки и повышения исчисляются из базовой части трудовой пенсии (от 900 до 2700 рублей);
    - в соответствии со статьями 3 и 16 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении":
     1) только военным пенсионерам не выплачивается вторая пенсия по случаю потери кормильца;
     2) только военным пенсионерам из числа участникам Великой Отечественной войны не выплачивается вторая пенсия по инвалидности;
     3) только военным пенсионерам из числа граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", не выплачивается вторая пенсия по инвалидности;
    4)  правовых гарантий социальной защиты для данной категории ветеранов не установлено, что противоречит концепции указанного закона и дискриминирует указанную категорию ветеранов по признаку социальной принадлежности.






4. Статья 4 Федерального закона (Бюджетный кодекс Российской федерации) 49-ФЗ от 07.05.2002 г. обязывает Правительство вносить одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной год предложения по размерам денежного довольствия военнослужащих с учетом уровня инфляции.

     С октября 2003 года по 31 декабря 2005 год денежное содержание и военные пенсии не индексировались.

     5. Статьей 43 Закона "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 установлено, что пенсии военнослужащим и их семьям "исчисляются из денежного довольствия военнослужащих+Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому+званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим".










     С 2000 года пенсии военнослужащим исчисляются без учета стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Вместо стоимости указанного продовольственного пайка (2007 г.-67,48 руб./сутки) в состав денежного довольствия для исчисления пенсии включается денежная компенсация взамен продовольственного пайка (20 руб./сутки).

     Правительство, Минобороны, Верховный Суд со ссылкой на статью 2 Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, исходя из того, что в доход, получаемый военнослужащими, входит компенсация за продпаек, а не его стоимость, утверждают, что исчисление пенсии военным пенсионерам с учетом стоимости продпайка, приведет к возникновению неравенства между пенсионерами и военнослужащими.
     
При этом ими не указывается на существующее неравенство доходов из-за того, что в денежное довольствие для исчисления пенсий не входит по состоянию на 2007 год 70% иных доходов, получаемых военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

     6. Определением Конституционного Суда 429-О от 14.12.2004 г. установлено, что: "положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 год, на 2001 год, на 2002 год, на 2003 год, + не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка".
    Определением Конституционного Суда от 15 февраля 2005 г. N 57-О определено, что "установление федеральными законами о федеральном бюджете размеров денежной компенсации взамен продовольственного пайка не может рассматриваться как допускающее отказ от реализации действующих законодательных предписаний о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту, и как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим".

     Определение Верховного Суда от 19 октября 2004 года           N 46-В04-19 о том, что "пересмотр пенсий военнослужащим должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 рублей в сутки, установленной федеральными законами о бюджете на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г." исполняется всеми судами общей юрисдикции и прямо противоречит выводам Конституционного Суда.
    

     7. Определением Конституционного Суда от 20.06.2006 г. установлено, что "положения статей 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу+предполагают обязанность органов государственной власти + определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте".


     По состоянию на 5 февраля 2007 года стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте не определена.






     8. Определением Конституционного Суда от 11.05.2006 г. федеральному законодателю предписано предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо военной пенсии страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1.01. 2007 года.

     Решение Конституционного Суда не выполнено, т.к. Правительство Российской Федерации  не внесло в Государственную Думу в течение трех месяцев после принятия Конституционным Судом решения соответствующий законопроект.
    Такой срок реализации Правительством решений Конституционного суда определен п.1 статьи 80 Федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"

     9. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2002 г. 537 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 г. установлены равные для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, оклады по типовым воинским должностям.

     Денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1,5 - 2 раза ниже, чем военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
    Пенсии, исчисленные на основании статьи 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 у военнослужащих Вооруженных Сил также в 1,5-2 раза меньше, чем у военнослужащих названных федеральных органов.

     10. Пунктом 11 Постановления Правительства 1993 г. 941, где установлено, что "Месячную стоимость продовольственного пайка + определять исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку + по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12".

     Порядок исчисления стоимости продовольственного, установленный Правительством, не исполняется.





     11. В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительством принято Постановление от 27.02.1999 г. 232 "Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей"


     Постановление не исполняется, ежегодный мониторинг не проводится.
    Каких либо официальных документов, подтверждающих проведение мониторинга нет!       
                                                                      

     12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.1994 г. 1349-94 были повышены оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям на 25%.

     С 1.01.1995 г. по 1.03.1998 г. (т.е. 38 месяцев) пенсии военных пенсионеров не были пересмотрены в связи с указанным повышением.
     Решением Верховного Суда от 17.06.2005 г. по делу 77-В05-5 установлено, что "фактическое повышение с 1 января 1995 года денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, имело место, что в силу п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении+" является основанием для увеличения размера пенсий. Иное противоречило бы равенству всех перед законом".
    На основании судебных решений задолженность за указанный период выплачена нескольким десяткам тысяч военных пенсионеров.
    Но тем, кто не обратился в суд, пересмотр пенсий не произведен.