АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей
исполнения законодательства в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих (Комитет по обороне)
|
|
1. Статьей 50 Закона РФ "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 установлено, что работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации . |
Министерство обороны за 14 лет после принятия Закона не издало нормативного правового акта по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей. Граждане не информированы (в нарушение требований пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации) не информированы о системе пенсионного обеспечения в МО РФ, о полномочиях и обязанностях довольствующих пенсионных органов и должностных лиц. Правоприменительная практика в сфере пенсионного обеспечения осуществляется должностными лицами избирательно и на основании их собственного понимания правовых норм. |
2. Статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением трудовой деятельности". |
Доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия от общего денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляла: в 1985-1990 гг. - 80%, в 1995-2000 гг. - 40%, в 2006 г. - 30%. |
3. Статьи 6, 19 и 55 Конституции определяют, что: |
- Статьей 46 Закона РФ "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 только для военных пенсионеров установлено, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.). Остальным гражданам указанные надбавки и повышения исчисляются из базовой части трудовой пенсии (от 900 до 2700 рублей); |
4. Статья 4 Федерального закона (Бюджетный кодекс Российской федерации) 49-ФЗ от 07.05.2002 г. обязывает Правительство вносить одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной год предложения по размерам денежного довольствия военнослужащих с учетом уровня инфляции. |
С октября 2003 года по 31 декабря 2005 год денежное содержание и военные пенсии не индексировались. |
5. Статьей 43 Закона "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 установлено, что пенсии военнослужащим и их семьям "исчисляются из денежного довольствия военнослужащих+Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому+званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим". |
С 2000 года пенсии военнослужащим исчисляются без учета стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Вместо стоимости указанного продовольственного пайка (2007 г.-67,48 руб./сутки) в состав денежного довольствия для исчисления пенсии включается денежная компенсация взамен продовольственного пайка (20 руб./сутки). Правительство, Минобороны, Верховный Суд со ссылкой на статью 2 Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, исходя из того, что в доход, получаемый военнослужащими, входит компенсация за продпаек, а не его стоимость, утверждают, что исчисление пенсии военным пенсионерам с учетом стоимости продпайка, приведет к возникновению неравенства между пенсионерами и военнослужащими. |
6. Определением Конституционного Суда 429-О от 14.12.2004 г. установлено, что: "положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 год, на 2001 год, на 2002 год, на 2003 год, + не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка". |
Определение Верховного Суда от 19 октября 2004 года N 46-В04-19 о том, что "пересмотр пенсий военнослужащим должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 рублей в сутки, установленной федеральными законами о бюджете на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г." исполняется всеми судами общей юрисдикции и прямо противоречит выводам Конституционного Суда. |
7. Определением Конституционного Суда от 20.06.2006 г. установлено, что "положения статей 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу+предполагают обязанность органов государственной власти + определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте". |
По состоянию на 5 февраля 2007 года стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте не определена. |
8. Определением Конституционного Суда от 11.05.2006 г. федеральному законодателю предписано предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо военной пенсии страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1.01. 2007 года. |
Решение Конституционного Суда не выполнено, т.к. Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу в течение трех месяцев после принятия Конституционным Судом решения соответствующий законопроект. Такой срок реализации Правительством решений Конституционного суда определен п.1 статьи 80 Федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" |
9. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2002 г. 537 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 г. установлены равные для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, оклады по типовым воинским должностям. |
Денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1,5 - 2 раза ниже, чем военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба. Пенсии, исчисленные на основании статьи 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении+" от 12.02.1993 г. 4468-1 у военнослужащих Вооруженных Сил также в 1,5-2 раза меньше, чем у военнослужащих названных федеральных органов. |
10. Пунктом 11 Постановления Правительства 1993 г. 941, где установлено, что "Месячную стоимость продовольственного пайка + определять исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку + по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12". |
Порядок исчисления стоимости продовольственного, установленный Правительством, не исполняется. |
11. В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительством принято Постановление от 27.02.1999 г. 232 "Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" |
|
12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.1994 г. 1349-94 были повышены оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям на 25%. |
С 1.01.1995 г. по 1.03.1998 г. (т.е. 38 месяцев) пенсии военных пенсионеров не были пересмотрены в связи с указанным повышением. |