Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 1 Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка


 3. Свитененко И.Ю., депутат Мосгордумы.
     Мы сегодня затронули крайне важную тему, это участие граждан, поддержание общественного порядка на территории Российской Федерации. И мне хотелось отметить, что Москва является здесь первопроходцем по разным причинам, в том числе и по тому, что Москва являлась как раз жертвой террористических актов. И, пожалуй, первые формирования, которые возникали стихийно, они были на территории города Москвы, а именно когда случились взрывы на улице Гурьянова и на Каширском шоссе.
     Именно тогда люди стали понимать, что без участия граждан они не будут чувствовать себя защищенными, какие бы у нас не были бы замечательные спецслужбы, правоохранительные органы, но без взаимодействия именно с жителями города, у нас ничего не получится. Именно поэтому люди вышли охранять свои дома, устанавливать дежурства. Но вы знаете, память короткая, поэтому как только угроза прошла, то и как-то из памяти стерлось, и захотелось заниматься домашними делами вместо того, чтобы патрулировать свою улицу Гурьянова или Каширское шоссе. И все опять вернулось на круги своя.
     Но тем не менее понятно, что без участия государства, без его поддержки эта программа, она не будет реализована на территории Российской Федерации. Именно поэтому в Москве сначала был принят закон о народной дружине, были сформированы дружины. Очень жаль, что после советского времени нам приходится собирать осколки разрушенного и опять воссоздавать то, что было уже создано, работало, и было реализовано, и неплохо работало.
     Сейчас народные дружины работают на территории города, около 17 тысяч человек насчитывает народная дружина. И люди приходят туда добровольно. Вот предыдущий докладчик говорил о защите государства и семей, и тех, кто несет службу в народной дружине. Но давайте все-таки очень четко не будем подменять понятия того, что происходит добровольно, по собственному желанию человека, и то, что принято называть государственной службой, я имею в виду службу в правоохранительных органах, в силовых структурах.
     И вот то, что сейчас делается в Государственной Думе, это великое дело, я имею в виду тот проект федерального закона об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка. Почему? Потому что, если не делать рамочный закон, который будет хорошо для всей Российской Федерации, мы можем уткнуться в целый ряд проблем на уровне субъекта Федерации. Ну, допустим, закон о народной дружине, ну, простите, если на Чукотке будет действовать закон о народной дружине, я думаю, будет абсурдно, если между чумами кто-то будет ходить с красной повязкой и патрулировать улицу. Просто нет в этом необходимости.
     Поэтому участие граждан каждый субъект должен выбирать сам. Есть определенная ментальность той или иной территории, казачьи формирования, есть формирования тех городов, где развито студенческое движение и так далее.
    Поэтому мне кажется, что субъекты должны сами определить для себя, в какой форме они видят участие граждан. Почему я считаю очень правильным то, что в проекте закона принята и определена форма участия общественно-государственная. Потому что мы в Москве продумали такой слоган "форма общественная, а дело государственное". И это действительно так. Потому что это важно для всего нашего государства, и без государственной поддержки невозможно участие граждан.
    Я являюсь автором закона города Москвы об общественных пунктах охраны порядка на территории города Москвы. Мне очень жаль, что во всех документах, во всем раздаточном материале нигде не указано, что на территории города Москвы с 2003 года действует такой закон, который реально реализован и работает, более того обеспечивается финансированием субъекта Федерации.
    Да, мы выделяем из бюджета города Москвы 137 миллионов рублей ежегодно на обеспечение и поддержку этого закона. Потому что бывшие опорные пункты милиции, общественные пункты восстановить надо, чтобы на пункте был телефон, стол, стул, чтобы была возможность принять жителей с их проблемами. Деньги нужны? Нужны. Поэтому, конечно, государственная поддержка нужна.
     И мне хотелось бы в заключение отметить, что, просмотрев внимательно проект закона, конечно, есть над чем еще призадуматься, а именно то, что мы в Москве столкнулись с тем, что многие правозащитники говорили о том, что это закон о стукачестве и что все наши усилия направлены на то, чтобы жители Москвы становились некими такими добровольными информаторами.
    Однако это не так. Наш закон действует уже на территории Москвы практически четыре года. И мне хотелось отметить, что ни одного замечания о том, что кто-то настучал на кого-то, конечно, не было. И важно то, что мы смогли установить некое взаимодействие участкового уполномоченного в жилом секторе с жителями непосредственного того или иного микрорайона. И получилась некая двойная функция.
     С одной стороны, участковый на территории, он ничего из себя не представляет, если он не общается с жителями, если жители закрыли рост и сидят молча и не хотят даже вступать в некую дискуссию с участковым.
    И, с другой стороны, не секрет, что часто мы сталкивались с такой ситуацией, что участковый ушел на территорию. Все. Это такое мифическое понятие, с которым сталкивались, наверное, все жители. Где он, где заканчивается его территория, куда он пошел, никто об этом не знает. А вот сейчас у нас есть общественник, который точно знает, где находится участковый, где заканчивается его территория, когда приемные часы и когда на территории встреча с населением того же участкового или отчет.
    Я считаю, что вот та практика, которая есть в Москве, она, действительно, достойна внимания. Поэтому настоятельно прошу всех все-таки посмотреть тот фильм, который подготовила телепрограмма "Петровка 38", для того, чтобы понять, как на практике реализуются законы об участии граждан в обеспечении правопорядка.