Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 1 Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка


 6. Авдейко А.Г., заместитель начальника Правового департамента МВД России.
    Прежде всего, я хочу выразить большую благодарность и депутатам Государственной Думы, которые действительно еще раз вернули нас к обсуждению этой проблемы, и персонально, правда ушедшему, Геннадию Владимировичу Гудкову, который с 2004 года возглавил группу, и здесь сказал о том, что пора справлять юбилей. Да, действительно, 18 декабря 1993 года было принято решение Верховного Совета РСФСР о необходимости разработки данного закона, и с тех пор мы разрабатываем так или иначе этот закон в законодательных органах.
     Надо сказать, что Министерство внутренних дел, оно участвовало в разработке практически всех проектов и нас, собственно, устраивает практически та или другая форма, устраивает, нам действительно главное, как здесь уже заявил мой коллега Владимир Юрьевич Голубовский, чтобы общественность, каждый гражданин активно включился в охрану общественного порядка. И Министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев, он... вот если может быть прессу читали, слышали, сейчас, в последнее время значительное время своей работы и внимание отдает именно профилактике правонарушений.
     Вот сегодня как раз вот Голубовский Владимир Юрьевич ушел, готовится к совещанию, в три часа будет совещание временного организационного совета, сейчас он преобразован в оперативное совещание при министре по вопросам профилактики, где каждый месяц, собственно, заслушивается, но по нашей линии, мы же можем только по линии министерства, в основном, нагнетать это дело со своей стороны, заслушиваются первые руководители МВД, ГУВД субъектов Российской Федерации, каждый месяц порядка двух-трех человек. И так или иначе эта работа ведется. Здесь уже останавливались, что впереди будет заседание Госсовета, и мы участвуем в разработке закона "Об основах профилактики правонарушений".
    Это очень важно, потому что надо подключить действительно к этой проблеме, должны быть подключены все государственные органы, институты гражданского общества, социальные институты. И вот эти уровни следует прописать, потому что в каждом законопроекте все равно должна быть и криминологическая экспертиза, которой реально нет, сейчас мы стали говорить об экспертизе на коррупциогенность. Это очень... важно, но вот та проблема, которая поднята сегодня и, которая обсуждается, она, наверное, вместе с именно вот основами профилактики, если даже не важнее по важности. Потому что каждый гражданин, каждый гражданин, здесь уже звучало, действительно имеет право на осуществление охраны общественного порядка, правопорядка.
    Если мы посмотрим... и вот беда, наверное, что как-то из-за того, что все вот эти вопросы при разработках были... крутились вокруг общеизвестных истин, и, наверное, столько различных мнений, как у нас в "Приключениях Гулливера", с какой стороны яйцо разбивать, вот та же самая... Правопорядок, если мы сейчас говорим, что статья, во-первых, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина - это обязанность государства первично.
    Если мы говорим: предметы ведения государства, возьмем статью 72, мы говорим, что обеспечение правопорядка - обязанность государства. Возьмем 132 статью Конституции, мы говорим о том, что охрана общественного порядка относится к вопросам местного значения, а народ осуществляет управление в форме местного самоуправления. То есть, здесь, естественно, в этом законе, как представляем, и сейчас у нас сложилось это достаточно устойчивое мнение о том, что, конечно, надо дать основы. Ни в коем случае нельзя действительно склоняться к той или к иной форме.
    Надо сказать, что эти формы есть, та же индивидуальная форма, естественно, что каждый человек может охранять правопорядок около своего дома и обязан, и он желает этого. Зачем ему какие-то нарушения вокруг дома? Только кто-то с активной позицией, а кто-то промолчит, а вот именно охрана - его право, предполагает активную позицию.
    Мы, наверное, помним, вот сейчас тут и представители Москвы выступали. Действительно опыт, но еще более он страшный, опыт, но тем не менее, когда были террористические акты, никто не призывал там особо, в каждом подъезде, в каждом доме образовались комитеты. Люди собрались и стали охранять, и это действительно, это тоже форма участия, и ее нужно тоже поддерживать.
    Если мы говорим, именно осуществление, а не участие, как раз хотел бы... от этих терминов тоже, чтобы обратили внимание. Точно так же и говорилось, и правильно, потому что время изменилось, сейчас сверху, наверное, не прикажешь человеку в свободное от работы время куда-то идти. Наверное, только добровольное, только добровольное участие в народных дружинах, в объединенных каких-то формах, и это тоже неплохо, и это тоже надо поддерживать.
    Но дополнительно к этому мы говорим и об участии, об участии в чем? В охране правопорядка, ну, наверное, эти понятия: правопорядок, охрана общественного порядка, все-таки правопорядок шире.
    Конечно, каждый гражданин, и здесь уже другие законы включаются, потому что по разным видам деятельности те же правоохранительные, контрольные, надзорные органы, они могут устанавливать определенный порядок внештатного сотрудничества, участия граждан в деятельности каждого этого органа. И это тоже должно быть среди основных подходов, основных принципов вот, как мы представляем, в том законопроекте, который все-таки должен быть принят.
    Потому что дальше, как уже было здесь сказано предыдущими выступающими, нельзя откладывать. И действительно ведь вот то количество, что практически в 60 субъектах Российской Федерации приняты законопроекты, определены, в той или иной мере, меры той же социальной защиты, правовой защиты граждан, участвующих.
    Это же действительно большое дело и главное, чтобы вот здесь установить, не прервав и не ограничив вот своеобразие, установить какие-то действительно законные рамки данного участия в охране правопорядка.
     Я как раз хотел бы, чтобы не занимать ваше внимание на этом и остановиться и сказать, что сейчас ведется тоже и у нас активная работа по доработке данного законопроекта, и, думаю, в ближайшее время мы внесем предложения по нему.
    Одно слово о крайней необходимости и необходимой обороне. Безусловно, я разделяю опасение тех людей, которые говорят, что нельзя давать чересчур полномочий. Один из принципов такого закона, который мы сейчас тоже пытаемся в этом направлении поучаствовать в разработке, он говорит о том, чтобы, естественно, наша общественность и тот, кто сам осуществляет охрану общественного порядка, и участвует, он ни в коем случае не подменял деятельность правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов. Поэтому, естественно, физическую силу и оружие, наше мнение, можно применять только в условиях крайней необходимости, необходимой обороны.