Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 1 Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка


 7. Потапович В.С., официальный представитель МВД Республики Беларусь в Российской Федерации.
     Практически не готовился выступать, но сама тема и то, что я сегодня прослушал, хотелось бы поделиться просто своим мнением, своими рассуждениями, той практикой, которая имеется у нас в Республике Беларусь по данному вопросу. Постараюсь уложиться в регламент.
    Охрана общественного порядка у нас осуществляется так же, как и в России, вы знаете, тоже Министерство внутренних дел. Но у нас сейчас разработан закон о профилактике преступлений. Проект этого закона я вам предоставлю, где пятый раздел и говорит об участии граждан в охране общественного порядка. В Белоруссии взяли чуть шире аспект этот, предусмотрев все-таки что такое правонарушение, субъекты и объекты, участвующие по данному направлению, роль государственных организаций, в том числе Министерства внутренних дел, прокуратуры, Минюста, Министерства образования, Министерства здравоохранения, какая их компетенция и обязанности в предупреждении профилактики правонарушений.
    Дальше говорится об индивидуальной профилактике. Это то, что сейчас выступали, говорили многие, в отношении кого применять профилактику, и для чего она нужна. То есть должны быть и субъекты, в отношении которых применяется профилактика, иначе это необъемлемое поле. И роль или, скажем, ограничение и до каких возможностей гарантии граждан, что в отношении их не будет нарушен закон. Вот эти аспекты в законе предусмотрены, в первом чтении сейчас рассмотрен практически этот закон. Да, много еще необходимо доработать и дорабатываем.
    По тем вопросам, которые здесь поднимались, да, у нас участие граждан предусматривается местными органами власти, формируют пункты общественного правопорядка так, как было раньше, предоставляя и помещения, и возможность, и техническое оснащение, и так далее. И руководство осуществляют местные органы власти на уровне районных советов, поселковых советов и так далее, где формируется дружина, где находится комиссия по делам несовершеннолетних и другие общественные организации. Денежные средства выделяют местные органы власти и это предусмотрено законом. В соответствии со складывающейся ситуацией, конечно же, и численность дружин. Если в городах крупных, дружины крупные, большие, то на сельской местности это незначительные, мелкие дружины, в том числе мы пришли к такой практике как в мелких селах назначаются просто-напросто общественные старейшины, по-белорусски это староста деревни, который и следит практически за всем этим. Связь ему обеспечивается бесплатная с пунктом охраны общественного порядка, куда он ежедневно докладывает, какая обстановка в деревне, есть ли хулиганы и дебоширы. Любая запись, сделанная, поступившая от старшины, тоже докладывается в милицию, если надо это участие, либо в исполком для ряда других вопросов.
     Единственное, что в Белоруссии жестко поставлено требование прибытие милиции по вызову. Так, в городе Минске по любому вызову граждан, если по оказанию помощи, срок раньше был семь минут, сейчас пять минут. В поселковых селах разработано тоже время прибытия. Это способствовало тому, что граждане стали более доверительно относиться к милиции.
     Я вам могу привести десятки примеров. Вот последний пример, когда драка в одной столовой, поножовщина, ударили молодого парня ножом. Официантки закрыли просто-напросто эту столовую, позвонили в милицию. Наряд прибыл через пять минут.
     Наверное, та уверенность, что им будет оказана помощь, способствует тому, что это есть. Но, я понимаю, что выполнять эти требования тоже довольно сложно.
     И еще, здесь звучало очень много от наших коллег, что лишняя работа по отказным материалам. Мы уходим от этой практики, практически ушли. Любое заявление гражданина о том, что, даже малозначительное, принимаем решение органами внутренних дел о возбуждении уголовного дела. Здесь звучало то, что увеличивается количество, рост преступности и так далее. Это не рост преступности, это просто-напросто увеличивается количество обращений граждан. Можно, конечно, сыграть роль на отказных материалов, вроде бы будет меньше. Но, если человек обратился, наверное, за помощью в органы внутренних дел, должно быть принято решение о возбуждении.
     У нас сейчас идет обратный процесс, что прокуратура иногда отменяет решение по возбуждению уголовных дел. Но в то же время авторитет милиции возрастает.