Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 1 Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВНИИ МВД России

"Взаимодействие милиции общественной безопасности
с негосударственными субъектами правоохранительной направленности по вопросам охраны общественного порядка"



     Становление Российской Федерации как демократического государства связано с многогранными процессами в сферах социально-экономической и политической жизнедеятельности общества и государства. В этих условиях особенно остро встают вопросы обеспечения общественной безопасности. При этом наиболее широкий спектр их решения в силу функциональных обязанностей возлагается на органы внутренних дел. Вместе с тем следует отметить, что данные органы исполнительной власти не в состоянии осуществлять эффективный контроль за всеми сферами социальной жизнедеятельности, в рамках которых формируются значимые угрозы общественной безопасности. Поэтому ее обеспечение возможно только в случае тесного взаимодействия органов внутренних дел и общественности, в том числе и той ее части, которая объединена в формирования правоохранительной направленности. Как известно, в постсоветский период был сформирован ряд устойчивых форм взаимодействия правоохранительных органов и общественных формирований в сфере охраны правопорядка. Однако политические и социально-экономические изменения, произошедшие в 90-х годах, оказали негативное влияние на организацию и работу общественных формирований, участвовавших в охране правопорядка. Большинство из них прекратило свое существование.
    Таким образом, непосредственное участие в воссоздании негосударственных субъектов правоохранительной направленности и налаживание взаимодействия с ними является одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел, и, в частности, милиции общественной безопасности - непременным условием их эффективной работы по предупреждению и пресечению правонарушений.
    Однако следует констатировать, что процесс воссоздания указанных субъектов происходит в условиях отсутствия на федеральном уровне нормативного правового акта, который регулировал бы общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в общественные организации правоохранительной направленности, определял бы их правовой статус, принцип деятельности и материально-техническое обеспечение, а так же формы участия граждан в обеспечении общественного порядка, их права и обязанности, социальную защищенность.
    В настоящее время содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания и деятельности регулируются Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 30), Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1, 8-10, 12, 14, 48, 50, 117, 118), Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года 2446-1 "О безопасности" (ст. 1, 2, 8), федеральными законами от 12 января 1996 года 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19 мая 1995 года 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1993 года 1390 "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами об отдельных видах общественных объединений, в том числе субъектов Российской Федерации, и соответствующими уставами общественных формирований.
    В ряде субъектов по инициативе органов внутренних дел приняты законы об участии граждан в охране общественного порядка (Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Республика Калмыкия, Приморский край, Пензенская область и др.), о добровольных народных дружинах (Волгоградская, Магаданская области), о казачьих дружинах (Ростовская область), а в ряде регионов на уровне муниципальных образований - положения, программы, уставы об участии населения в охране общественного порядка на территории муниципальных образований.
    Как представляется, в условиях отсутствия единого федерального нормативного правового акта, который бы регламентировал участие граждан в охране правопорядка, органам внутренних дел во взаимодействии с другими органами исполнительной власти на основании пунктов 1, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации" целесообразно инициировать и активизировать разработку, с учетом местных условий, и принятие законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников милиции и других социальных институтов, осуществляющих охрану общественного порядка и профилактическую работу с правонарушителями.
    Для работы этих общественных формирований необходимо привлекать на добровольной возмездной основе граждан, которые по своим деловым и моральным качествам способны оказать помощь в укреплении правопорядка. Оплату их труда по возможности целесообразно осуществлять за счет денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, должности которых не укомплектованы (на основании пункта 1 указанного выше постановления Правительства РФ).
    Необходимо ходатайствовать перед органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения, муниципальных образований о привлечении финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов с частных лиц и других ресурсов для обеспечения негосударственных субъектов правоохранительной направленности помещениями, автотранспортом, средствами связи и иным имуществом.
    При этом целесообразно учитывать практику действующих общественных формирований правоохранительной направленности в ряде регионов: "комплексов гражданской безопасности" (г. Москва), "городских оперативных отрядов" (Республика Удмуртия), казачьих дружин, караулов (Волгоградская, Ростовская области), "отрядов добровольного содействия милиции" (Самарская область), "отрядов правопорядка" (Республика Мордовия), "центров молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка" (Республика Татарстан), "студенческих отрядов правопорядка" (Республика Калмыкия, Саратовская область), а также имеющийся опыт взаимодействия ОВД с частными охранными предприятиями и службами безопасности.
    Руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, в которых отсутствуют законодательные акты, регламентирующие участие населения в охране правопорядка, необходимо иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года 959 (п. 1) на граждан, принимающих участие в охране общественного порядка, распространяются гарантии правовой и социальной защищенности, предусмотренные для членов добровольных народных дружин постановлением Совета Министров РСФСР от 19 июля 1974 года.
    В целях непосредственного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 сентября 1993 года 1390 "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации" (п. 6) необходимо согласовывать с ними введение должностей помощников глав администраций по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией за счет штатной численности Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. При этом назначение на указанную должность и освобождение от нее должны согласовываться с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
     Руководителям органов внутренних дел совместно с главами муниципальных образований, представителями администраций, депутатами представительных органов местного самоуправления, руководителями общественных организаций, заинтересованных учреждений, представителями религиозных конфессий было бы полезно периодически проводить семинары-совещания по вопросам взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка, усиления охраны объектов жизнеобеспечения, учебных заведений, жилых домов, привлечения общественности к охране общественного порядка, укрепления связей милиции с населением, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
    Начальникам милиции общественной безопасности с учетом прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований, до составления проектов их бюджетов, целесообразно подготавливать аналитические обзоры взаимодействия подразделений милиции общественной безопасности с негосударственными субъектами правоохранительной направленности и направлять их главам муниципальных образований (представительным органам местного самоуправления) с предложениями, предусматривающими меры по:
    увеличению объема финансирования общественных объединений правоохранительной направленности на следующий год;
    повышению уровня материально-технического обеспечения указанных объединений (заработной платы, обеспечение автотранспортом, средствами связи, мебелью, оборудованием, наглядной агитацией, иным имуществом; выделение служебных и иных помещений: классов специальной подготовки, комнат психологической разгрузки, спортивных залов и др.);
    льготному налогообложению или частичному освобождению конкретных общественных объединений от местных налогов;
    усилению социальной защищенности членов общественных объединений правоохранительной направленности;
     материальному стимулированию членов общественных формирований
    правоохранительной направленности (продажа продукции по льготным ценам, премирование из средств местных бюджетов, предоставление ссуды на строительство или приобретение жилья, выдача проездных документов на проезд в общественном транспорте и т.п.);
    поощрению за активное участие в охране общественного порядка и оказание помощи правоохранительным органам в профилактике, пресечении и раскрытии преступлений (например, благодарственные письма, грамоты от имени руководителей УВД, ОВД и т.д.), а за проявленные при охране правопорядка мужество и героизм целесообразно представителей общественности представлять по ходатайству ОВД к государственным наградам Российской Федерации;
    обеспечению членов общественных объединений специальной форменной одеждой (дружинника, сотрудника отряда добровольного содействия милиции, студенческого отрядов правопорядка и т.п.), с соответствующей аббревиатурой и эмблемой (например, населенного пункта, организации, учреждения и т.д.);
    созданию добровольных народных дружин по месту жительства или работы;
    созданию домовых и уличных комитетов по антитеррористической охране жилых домов (на примере г. Москвы), антинаркотической профилактике и т.д.;
    формированию на базе учебных заведений молодежных (студенческих) оперативных отрядов (центров) по охране общественного порядка;
    образованию детских организаций правоохранительной направленности (на примере детского казачьего корпуса на хуторе Самолшенский Алек-сеевского района Волгоградской области);
    созданию советов профилактики правонарушений, в состав которых целесообразно включать участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей администраций местного самоуправления, общественности, членов общественных объединений правоохранительной направленности (размещать данные советы целесообразно в участковых пунктах милиции, например, как в г. Тольятти);
    участию частных охранно-сыскных структур в охране общественного порядка и борьбе с преступностью на договорной безвозмездной основе, либо с оплатой за счет внебюджетных средств администраций муниципальных образований.
    С учетом сложившейся практики основными формами взаимодействия подразделений милиции общественной безопасности с негосударственными субъектами правоохранительной направленности являются:
    участие руководителей МОБ в разработке проектов уставов, типовых положений о территориальных общественных объединениях по охране общественного порядка, проектов положений о деятельности опорных пунктов охраны правопорядка, примерных программ обучения сотрудников народных дружин;
    изучение общественного мнения о деятельности подразделений милиции общественной безопасности и общественных объединений правоохранительной направленности;
    встречи с руководителями общественных объединений правоохранительной направленности, частных охранных и сыскных структур, служб безопасности, их сотрудниками, выработка предложений по совершенствованию взаимодействия в сфере обеспечения общественного порядка;
    проведение совместных встреч с трудовыми коллективами для разъяснительной, информационно-пропагандистской и правовой работы среди населения;
    совместные отчеты перед населением, организация "горячих линий", информирование о результатах работы в печатных СМИ, посредством теле- и радиовещания, размещение информации на сайте в Интернете;
    организация на базе учебных центров МВД, ГУВД, УВД, УВДТ курсов по обучению членов общественных объединений основам правовой, специальной и физической подготовки, выдача по окончании курсов соответствующих удостоверений единой формы (например, дружинника);
    подготовка, переподготовка и повышение квалификации частных охранников;
    проведение совместных разводов по местам несения службы, строевых смотров; занятий по служебной подготовке, в части касающейся вопросов охраны общественного порядка;
    совместное патрулирование в ночное и дневное время в парках, на улицах, дискотеках, во время проведения культурных, спортивных, праздничных и других массовых мероприятий, охрана жилого сектора, дачных, садоводческих обществ и т.п.;
    совместные дежурства на постах ГИБДД, пунктах ООП, ОДУУМ, на маршрутах ППC, в медицинских вытрезвителях, на остановках общественного транспорта, рынках и других объектах (участие в выявлении правонарушений на потребительском рынке, осуществление "контрольных закупок" и т.д.);
    привлечение членов общественных объединений в качестве понятых при задержании правонарушителей;
    совместные мероприятия по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, выявлению мест их концентрации и времяпрепровождения;
    организация и проведение конкурсов "Лучшая народная дружина" (например, Волгоградская область), с вручением победителям и призерам - переходящего кубка, дипломов, грамот, денежных премий, ценных подарков.