Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 1 Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка


5. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ Российской Федерации
о правовом регулировании участия граждан в обеспечении правопорядка

     
     
     Происходящие в нашем обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан к различным антиобщественным проявлениям - все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан.
    Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.
    Важно определить правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, включая их место и роль в этом процессе. Это означает: во-первых, противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения правонарушений; во-вторых, способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; в-третьих, устранение угрозы правам, свободам и законным интересам членов общества и государству; в-четвертых, придание соответствующим правовым положениям подлинного комплексного характера, с тем чтобы они в полной мере содействовали расширению масштабов по повышению результатов участия граждан в обеспечении правопорядка; в-пятых, усиление юридических гарантий участников общественных отношений в сфере обеспечения правопорядка вплоть до придания важнейшим из таких гарантий силы закона; кроме того, необходима четкая систематизация (автоматизация) нормативного материала, касающегося участия граждан в обеспечении правопорядка.
    При формировании системы обеспечения правопорядка, принимая решение о включении в нее общественных институтов, необходимо учитывать наш исторический опыт, не отказываться от реанимирования результативных форм и методов работы.
    В дореволюционной и послереволюционный период в России достаточно эффективно действовала система правового обеспечения правопорядка и предупреждения преступлений, в которой заметная роль отводилась общественным формированиям и гражданам, поскольку функция обеспечения правопорядка и предупреждения преступлений возлагалась как на правоохранительные органы, так и общественные структуры.
     В 1876 году был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений, в котором регламентировались не только действия органов полиции, но и населения страны, а позже непосредственное участие граждан в предупреждении и пресечении преступлений привело к созданию народных дружин, которые активно обеспечивали правопорядок на рабочих окраинах и вели борьбу с бандитизмом на дорогах.
    В 1915 году была принята инструкция по организации деятельности добровольных дружин, в которой излагался порядок формирования дружины, правила отбора дружинников, их учет, дисциплинарные требования и основные формы работы.
    В последующем, в советское время на смену добровольным дружинам пришли добровольные общества и бригады содействия милиции, а с конца 50-х годов - добровольные народные дружины, основной задачей которых было обеспечение правопорядка и профилактика преступлений.
    Таким образом, население России издавна так или иначе принимало участие в пресечении и предупреждении преступлений, причем роль общественности в этом была довольно велика. Наработанный в стране опыт профилактики преступлений тех лет получил международное признание и некоторые формы участия общественности в охране правопорядка были позаимствованы зарубежными странами.
    Под участием общественности в обеспечении общественного порядка подразумевается профилактика преступности, воздействие общественных негосударственных институтов и отдельных граждан на причины и условия преступности, действие которых может проявляться как в различных сферах жизни общества (общая профилактика), так и в жизни конкретных лиц, склонных к совершению преступлений (индивидуальная профилактика). Именно такое участие общественности в деле борьбы с преступностью является залогом получения высоких результатов, то есть снижения количества совершаемых преступлений, уменьшения негативных последствий преступлений.
    Помимо этого, непосредственное и активное привлечение общественности к деятельности по обеспечению правопорядка позволит правоохранительным органам оперативно получать от граждан достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлений. Кроме того, могут быть высвобождены силы значительного числа высококвалифицированных сотрудников правоохранительных органов для борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, в том числе пресечения террористической деятельности. Наряду с этим участие граждан в обеспечении правопорядка выступает эффективным средством общественного контроля, поскольку происходит при постоянном взаимодействии населения и правоохранительных органов.
    Оценивая складывающуюся практику нормативно-правового и иного регулирования участия общественности в противодействии преступности на федеральном, региональном, местном уровнях, следует подчеркнуть, что какой-либо стройной системы до сих пор не сложилось. В основном она носит фрагментарных характер.
    Несмотря на отсутствие федеральной законодательно-правовой базы, регулирующей участие граждан в профилактике и пресечении преступлений, опыт прежних поколений не утрачен и применяется в некоторых регионах нашей страны.
    Поскольку вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, более чем в тридцати субъектах РФ приняты и действуют законы, регулирующие участие граждан в обеспечении правопорядка. Примерами этого являются Закон Республики Алтай "Об участии населения Республики Алтай в охране общественного порядка", Закон Сахалинской области "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Сахалинской области", Закон города Москвы "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка" и ряд других.