Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 1 Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка


IV. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

( проект )
Об участии граждан Российской Федерации
в обеспечении правопорядка


     Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, определяет правовую основу, задачи и принципы, формы участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, их права, обязанности и ответственность, устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты.
    
     Глава 1. Общие положения
    
     Статья 1.  Правовая основа участия граждан Российской Федерации
          в обеспечении правопорядка
    Правовую основу участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принятые в пределах их компетенции и регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка.
     
     
     Статья 2.  Принципы участия граждан Российской Федерации
          в обеспечении правопорядка
    1. Участие граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка заключается в оказании содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным органам, а также федеральным органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) в сфере обеспечения правопорядка (далее - иным государственным органам) в решении ими задач по обеспечению правопорядка, защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
    2. Участие граждан в обеспечении правопорядка осуществляется на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.
    3. Граждане, оказывающие содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка, наделяются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    

     Статья 3. Обязанности органов исполнительной власти субъектов
           Российской Федерации, правоохранительных и иных
           государственных органов при организации содействия
           граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка

     1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (правоохранительные органы), иные государственные органы, а также их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при организации деятельности граждан в оказании им содействия в обеспечении правопорядка в пределах своей компетенции обязаны:
    1) осуществлять методическое руководство деятельностью граждан и их объединений по обеспечению правопорядка, проводить их инструктажи, ознакомление их с оперативной обстановкой, оказывать иную практическую помощь в их деятельности;
    2) определять с учетом особенностей обстановки возможности и объекты деятельности граждан и их объединений по обеспечению правопорядка, осуществлять (совместно с руководящими органами объединений граждан) календарное и текущее планирование участия граждан в обеспечении правопорядка, обеспечивать в установленном порядке регистрацию в правоохранительных органах участия граждан в обеспечении правопорядка, непосредственное руководство должностных лиц правоохранительных органов совместными нарядами, выполняющими задачи по обеспечению правопорядка;
    3) участвовать в организации и проведении обучения граждан основам правовых знаний, формам и методам деятельности по обеспечению правопорядка. В необходимых случаях предоставлять гражданам и их объединениям, учебно-методическую и справочную литературу;
    4) представлять руководящим органам объединений граждан участвующих в обеспечении правопорядка, информацию, необходимую для их эффективного участия в обеспечении правопорядка;
    5) поощрять граждан, наиболее отличившихся в обеспечении правопорядка.
     2. Органы, перечисленные в части 1 настоящей статьи, могут предоставлять в пользование объединениям граждан, участвующим в обеспечении правопорядка, необходимые для осуществления их функций служебные помещения, а при необходимости - автотранспортные средства и средства связи.
    Глава 2. Формы участия граждан Российской Федерации
          в обеспечении правопорядка
    
     Статья 4. Формы участия граждан Российской Федерации
           в обеспечении правопорядка
    Граждане Российской Федерации могут участвовать в обеспечении правопорядка в следующих формах:
    а) непосредственная реализация своих прав на защиту от противоправных посягательств;
    б) содействие, в том числе индивидуальное, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и иным государственным органам в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;
    в) внештатное сотрудничество с правоохранительными и иными государственными органами;
    г) членство или участие в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают участие в обеспечении правопорядка;
    д) членство в государственно-общественных объединениях по обеспечению правопорядка;
    е) оказание иной помощи в обеспечении правопорядка органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и иным государственным органам в формах, не запрещенных законодательством.
     
     Статья 5.  Внештатное сотрудничество граждан Российской

          Федерации с государственными органами

     1. Внештатное сотрудничество с правоохранительными и иными государственными органами - добровольное индивидуальное участие в работе указанных органов граждан, не состоящих в их штате и действующих под руководством их должностных лиц. Деятельность внештатных сотрудников регламентируется федеральными законами и нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
    2. При исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка внештатные сотрудники пользуются правами и несут обязанности, ответственность, установленные настоящим Федеральным законом для членов государственно-общественных объединений.
    
     Статья 6. Общественные объединения
    Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительным и иным государственным органам, органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и своими уставами.
    
     Статья 7. Государственно-общественные объединения
    Государственно-общественные объединения по обеспечению правопорядка - основанные на членстве формирования граждан Российской Федерации, принятых в них в установленном порядке, объединенных под руководством уполномоченных государственных учреждений - органов управления государственно-общественными объединениями.
    
     Глава 3.  Организация и деятельность государственно-общественных
          объединений по обеспечению правопорядка
    
     Статья 8.  Создание и ликвидация государственно-общественных
          объединений по обеспечению правопорядка
    1. Государственно-общественные объединения по обеспечению правопорядка создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения правоохранительных и иных государственных органов, действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, принимаемыми на его основе законодательными актами субъектов Российской Федерации и утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, положениями и осуществляют свою деятельность в пределах территории, указанной в соответствующем положении.
    2. Положение о государственно-общественном объединении по обеспечению правопорядка должно содержать:
    1) наименование государственно-общественного объединения;
    2) цели, задачи, направления деятельности и границы территории деятельности государственно-общественного объединения;
    3) структуру государственно-общественного объединения;
    4) функции и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и иных государственных органов по руководству деятельностью государственно-общественного объединения, организационно-правовую форму и структуру (взаимоподчиненность) его руководящих органов;
    5) порядок взаимодействия государственно-общественного объединения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными государственными органами;
    6) порядок вступления в члены государственно-общественного объединения и исключения из него;
    7) права, обязанности и ответственность членов государственно-общественного объединения;
    8) меры поощрения и взыскания, применяемые к членам государственно-общественного объединения;
    9) реквизиты удостоверения члена государственно-общественного объединения;
    10) порядок создания и ликвидации государственно-общественного объединения.
    3. Ликвидация органов управления государственно-общественных объединений осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для государственных учреждений.
    4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут, с учетом местных условий и исторических традиций, создавать государственно-общественные объединения по обеспечению правопорядка в виде народных дружин по охране общественного порядка, казачьих формирований, народных дружин по охране Государственной границы Российской Федерации, молодежных объединений и иных видах, не противоречащих законодательству.
     
     Статья 9. Руководство деятельностью государственно-общественных
           объединений по обеспечению правопорядка
    1. Общее руководство деятельностью государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их учредившие.
    2. Непосредственное руководство деятельностью государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка осуществляют их органы управления, создаваемые в этих целях соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного учреждения, а также, в пределах своей компетенции - правоохранительные и иные государственные органы. Орган управления государственно-общественного объединения осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утверждаемым его учредителем.
    3. Для координации деятельности органов управления государственно-общественных объединений с правоохранительными органами к органам управления государственно-общественных объединений могут быть прикомандированы сотрудники правоохранительных и иных государственных органов.
    4. Руководитель органа управления государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка назначается на должность и освобождается от нее решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учредившего государственно-общественное объединение по обеспечению правопорядка.
    5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учредивший государственно-общественное объединение, в целях повышения социальной защищенности работников органа управления государственно-общественного объединения вправе установить указанным работникам соответствующие меры социальной поддержки.
    
     Статья 10. Особенности приема в государственно-общественное
           объединение по обеспечению правопорядка
    1. В государственно-общественное объединение по обеспечению правопорядка принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
    2. Члены молодежных общественных объединений в возрасте от 16 до 18 лет могут участвовать в отдельных мероприятиях и видах деятельности государственно-общественных объединений в целях поддержания порядка на молодежных и детских мероприятиях, в образовательных учреждениях, профилактической работы с несовершеннолетними и других под непосредственным руководством членов государственно-общественных объединений.
    3. Порядок приема граждан Российской Федерации в государственно-общественное объединение по обеспечению правопорядка, отчисления из него определяются положением о государственно-общественном объединении.
    4. Гражданину Российской Федерации, принятому в государственно-общественное объединение по обеспечению правопорядка, выдается удостоверение, знаки отличия, подтверждающие его правовой статус. Бланки удостоверений являются документами строгой отчетности. Их образцы утверждаются органами, учредившими государственно-общественного объединения, по согласованию с соответствующими правоохранительными и иными государственными органами.
     5. В государственно-общественное объединение по обеспечению правопорядка не могут быть приняты граждане:
    1) не достигшие возраста 18 лет;
    2) состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании;
    3) имеющие судимость;
    4) совершившие в течение года, предшествующего вступлению в государственно-общественное объединение, административное правонарушение, посягающее на общественную безопасность, общественный порядок или порядок управления;
    5) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
    6) не имеющие постоянного места жительства (постоянной регистрации) или места работы или учебы на территории, на которой осуществляет свою деятельность государственно-общественное объединение.
    6. Государственные органы и организации, на которые законодательством возложено установление обстоятельств, изложенных в части 5 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять соответствующую информацию органам управления государственно-общественных объединений в порядке, определяемом соответствующими правоохранительными органами.
    
     Статья 11. Виды деятельности государственно-общественных
           объединений по обеспечению правопорядка
    1. Государственно-общественные объединения по обеспечению правопорядка оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и иным государственным органам в:
    1) защите жизни и здоровья граждан, обеспечении общественной безопасности, охране общественного порядка;
    2) мероприятиях по предупреждению и раскрытию и расследованию преступлений, пресечению административных правонарушений;
    3) охране Государственной границы Российской Федерации, соблюдении правил режима Государственной границы Российской Федерации (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации);
    4) обеспечении безопасности дорожного движения;
    5) проведении неотложных аварийно - спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;
    6) обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
    7) профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    8) в других направлениях деятельности, не противоречащих федеральному законодательству.
    2. Формы и методы деятельности государственно-общественных объединений по оказанию содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и иным государственным органам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     Глава 4. Обязанности, права и ответственность члена государственно-
          общественного объединения по обеспечению правопорядка
    

     Статья 12. Обязанности члена государственно-общественного
           объединения по обеспечению правопорядка
    1. Член государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка, участвуя в мероприятиях по оказанию содействия органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, правоохранительным и иным государственным органам органам в обеспечении правопорядка обязан:
    1) соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;
    2) оказывать содействие уполномоченным органам и должностным лицам, осуществляющим борьбу с терроризмом;
    3) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения правонарушений;
    4) принимать соответствующие меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
    5) в случае обращения к нему граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих общественному порядку, личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения им таких событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел, принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей и охране места происшествия;
    6) разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;
    7) не разглашать служебную информацию о деятельности правоохранительных и иных государственных органов и иную конфиденциальную информацию, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по обеспечению правопорядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
    8) соблюдать установленную в государственно-общественном объединении дисциплину, выполнять распоряжения и указания руководителей объединения;
    9) иметь при себе удостоверение члена государственно-общественного объединения установленного образца, нарукавную повязку и (или) иной отличительный знак члена государственно-общественного объединения. При обращении к гражданам или должностным лицам член государственно-общественного объединения обязан представиться и предъявить удостоверение.
    2. При выполнении обязанностей по обеспечению правопорядка совместно с сотрудниками правоохранительных и иных государственных органов члены государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка обязаны выполнять их законные распоряжения и указания.
     
     Статья 13. Права и ответственность членов государственно-
          общественных объединений по обеспечению правопорядка
    1. Член государственно-общественного объединения выполняя функции по содействию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка при исполнении возложенных на него в установленном порядке обязанностей (находясь на дежурстве) имеет право:
    1) оказывать содействие сотрудникам правоохранительных и иных государственных органов в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему и иных установленных законом случаях;
    2) оказывать содействие сотрудникам правоохранительных органов и иным уполномоченным должностным лицам в доставлении - в органы внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения граждан, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, и для установления личности правонарушителя, а также в изъятии у правонарушителей орудий совершения преступления или иных предметов, оставление которых у правонарушителей может реально угрожать личной безопасности сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, членов государственно-общественного объединения или других лиц.
    3) участвуя по решению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (их должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, при проведении контртеррористических мероприятий, при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, при пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, проведении массовых мероприятий, требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и установленного пропускного режима;
    4) пользоваться в случаях, не терпящих отлагательства, бесплатно средствами связи, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности, для связи с правоохранительными органами;
    5) применять к правонарушителям физическую силу для пресечения насильственных преступлений и административных правонарушений, оказания содействия правоохранительным и иным государственным органам в задержании и доставлении правонарушителей в органы внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.
    2. Превышение членами государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка предоставленных им настоящим Федеральным законом прав и полномочий влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
    3. Противодействие законной деятельности членов государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка, а равно посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство в связи с исполнением ими обязанностей по обеспечению правопорядка влекут уголовную и административную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
    
     Статья 14. Применение членами государственно-общественных
           объединений физической силы
     1. Члены государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка имеют право применять физическую силу в целях оказания содействия правоохранительным органам по пресечению насильственных преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, пресечению сопротивления законным требованиям сотрудников правоохранительных органов, членов государственно-общественных объединений, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на членов государственно-общественных объединений обязанностей.
    2. Членам государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен члену государственно-общественного объединения, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью членов государственно-общественного объединения, сотрудников правоохранительных и иных государственных органов или граждан.
    3. При применении физической силы член государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка обязан:
    1) стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
    2) предупредить о намерении применить физическую силу, предоставив достаточно времени для исполнения своих требований, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан сотрудников правоохранительных и иных государственных органов либо членов государственно-общественного объединения или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;
    3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы доврачебную помощь;
    4) доложить в орган управления государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка о каждом случае применения физической силы.
    4. Орган управления государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка обязан незамедлительно уведомить соответствующий правоохранительный и иной государственный орган и прокурора о каждом случае применения физической силы, связанном с причинением вреда здоровью правонарушителя.
    
     Статья 15. Порядок привлечения государственно-общественных
           объединений по обеспечению правопорядка к оказанию
           содействия правоохранительным органам в регионах,

           где проводятся контртеррористические мероприятия
    Порядок привлечения государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка к оказанию содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительным органам в регионе, где проводятся контртеррористические мероприятия, определяется оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией.
     
     Глава 5. Финансирование и материально - техническое обеспечение
           государственно-общественных объединений по обеспечению
           правопорядка
    
     Статья 16. Финансирование и материально-техническое обеспечение
           государственно-общественных объединений
    1. Финансирование государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, целевых бюджетных фондов, а также за счет средств организаций, общественных объединений, граждан и иных поступлений, не противоречащих законодательству.
    2. Материально-техническое обеспечение государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учредившим государственно-общественное объединение.
    
     Глава 6.  Гарантии социальной защиты и социальной поддержки
          членов государственно-общественных объединений по
          обеспечению правопорядка и внештатных сотрудников

          правоохранительных и иных государственных органов
    
     Статья 17. Гарантии социальной защиты и меры социальной
           поддержки членов государственно-общественных
           объединений по обеспечению правопорядка и
           внештатных сотрудников правоохранительных

           и иных государственных органов
    1. В случае гибели (смерти) члена государственно-общественного объединения в связи с его участием в обеспечении правопорядка членам семьи погибшего (умершего) (лицам, находившимся на его иждивении), выплачивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, единовременное пособие в размере, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    2. В случае причинения члену государственно-общественного объединения телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в обеспечении правопорядка, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему выплачивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации единовременное пособие в размере, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    3. В случае причинения члену государственно-общественного объединения телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в обеспечении правопорядка, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему выплачивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации единовременное пособие в размере и порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    4. Финансирование гарантий социальной защиты внештатных сотрудников правоохранительных и иных государственных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание этих органов.
    5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом имеющихся у них возможностей, устанавливать для членов государственно-общественных объединений и внештатных сотрудников правоохранительных и иных государственных органов дополнительные гарантии социальной защиты и меры социальной поддержки.
    
     Статья 18. Пенсионное обеспечение членов государственно-
          общественных объединений по обеспечению правопорядка
           и внештатных сотрудников правоохранительных
           и иных государственных органов
     1. В случае гибели (смерти) члена государственно-общественного объединения, а также внештатного сотрудника правоохранительного или иного государственного органа в связи с его участием в обеспечении правопорядка, членам семьи погибшего (умершего) (лицам, находившимся на его иждивении), назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    2. В случае причинения члену государственно-общественного объединения, а также внештатному сотруднику правоохранительного или иного государственного органа в связи с его участием в обеспечении правопорядка телесного повреждения или иного вреда его здоровью, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему назначается пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    
     
     Глава 7. Заключительные положения
    
     Статья 19. Контроль и надзор за деятельностью граждан и их
          объединений, участвующих в обеспечении правопорядка
    1. Контроль за деятельностью граждан и их объединений, участвующих в обеспечении правопорядка, осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.
    2. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации гражданами и их объединениями, участвующими в обеспечении правопорядка, осуществляют органы Прокуратуры Российской Федерации.
        
 Президент
Российской Федерации