АВ 2004г. Выпуск 3 Правовой статус создания, развития и применения сил специального назначения зарубежных государств
3. Юридические основы применения и порядка подготовки подразделений специального назначения стран НАТО.
В пункте 2-м статьи 37-й I-го Дополнительного протокола Женевских конвенций говорится, что "+ военные хитрости не запрещаются. Такими хитростями являются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво, но которые не нарушают каких-либо норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов, и которые не являются вероломными, поскольку они не обманывают доверие противной стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом."
Цели и способы применения сил специальных операций не противоречат содержанию данной статьи Дополнительного протокола, а степень и качество выполнения задач по защите интересов государства оправдывают средства, затраченные на подготовку подразделений вышеуказанных сил.
Основными способами применения подразделений специального назначения являются:
проведение воздушно-десантных, десантно-штурмовых, морских десантных операций;
просачивание через линию фронта при проведении наземных войсковых операций;
переброска в глубокий тыл противника с использованием бесшумных летательных аппаратов, малых и сверхмалых подводных лодок.
В районы проведения разведывательно-диверсионных действий личный состав специальных войск перебрасывается на военно-транспортных самолетах, вертолетах, дельтапланах, паропланах, больших десантных кораблях, малых и сверхмалых подводных лодках, других больших и малых морских судах, прочих средствах передвижения, используемых при проведении той или иной операции.
Подготовку подразделений сил специального назначения можно рассмотреть на примере программ подготовки и обучения наиболее элитных подразделений специальных войск вооруженных сил зарубежных государств:
на курсах рейнджеров в сухопутных войсках вооруженных сил США;
и совершенствования уровня подготовки боевых пловцов отряда "Юбер" армии Франции.
В речи президента США Джона Кеннеди, произнесенной им в 1961 году, сделан вывод, "что действия сил специального назначения, при проведении ими специальных операций, это совершенно другой вид боевых действий, абсолютно новый по своей интенсивности, но в то же время старый, как сама война. Это - война партизан, подрывников, мятежников, убийц, война из засад вместо обычных боевых действий, война путем скрытого проникновения на территорию противника, вместо открытой агрессии. Если мы хотим спасти нашу свободу, нам нужна новая стратегия, совершенно другие вооруженные силы, и совершенно другая программа подготовки войск"
Курсы рейнджеров сухопутных войск вооруженных сил США предназначены для подготовки бойцов батальонов рейнджеров и других специальных подразделений войск специального назначения, как США, так и других стран их союзников. На курсы принимают офицеров и сержантов всех родов сухопутных войск. Окончившим их легче продвинуться в звании и в должности. Обучение на курсах настолько престижно и полезно, что командования ВМС и ВВС добились выделения мест для обучения своих военнослужащих. Обычно на курсах обучаются 60% курсантов - военнослужащие из всех родов сухопутных войск, 20% курсантов - военнослужащие ВВС и ВМС США и 20% курсантов - военнослужащие дружественных армий из стран НАТО, Латинской Америки, Африки и Азии.
Обучение рейнджера включает две фазы: предварительную подготовку и собственно обучение на курсах в учебном центре.
Для предварительной подготовки, например, в дивизии ее командование собирает всех кандидатов в одну команду. Занятия в ней продолжаются три-четыре недели. Будущий курсант должен повысить уровень своей физической готовности и выполнить нормативы, которые позволят ему выдержать повышенные физические нагрузки на курсах.
Согласно армейской программе подготовки к этим курсам кандидат должен пробежать 3,2 км за 12 мин., выполнить за 2 мин. 80 отжиманий от пола, 100 подъемов туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях под прямым углом, 15 подтягиваний на перекладине. Между упражнениями разрешается 10-минутный отдых. Будущий курсант должен быть способен в течение четырех дней подряд выполнить марш-броски на 10 км по пересеченной местности два с грузом 18 кг и два с грузом 20 кг за 90 мин. С ними проводят интенсивно занятия по боевой подготовке, но в отличие от занятий на курсах их не лишают отдыха и не заставляют голодать.
Военнослужащий желающий попасть на курсы должен по собственной инициативе подать рапорт и пройти необходимую подготовку. Офицеры и сержанты не общевойсковых подразделений, желающие поступить на курсы, должны закончить одну из пехотных школ и научиться командовать отделением в бою. Кандидатам при поступлении на курсы не требуется воздушно-десантная подготовка.
Сначала добровольцы высылают в приемную комиссию выписку из квалификационной книжки с зачетами по физической подготовке, ориентированию на местности, корректировке огня артиллерии и авиации, работе на радиостанции, подрывному делу, умению оказать первую помощь на поле боя и другим дисциплинам. Офицеры и сержанты не из общевойсковых подразделений сдают зачеты по умению командовать пехотным отделением в разведке и в различных видах боя. Принятые на курсы временно лишаются своих воинских званий, получая звание "курсант".
Для психологического воздействия и в гигиенических целях, для облегчения взаимодействия в учебной группе всех курсантов стригут наголо, все они носят камуфляжную форму без знаков различия.
Программа рассчитана на 65 дней, ей предусматривается изучение особенностей действий в лесу, горной местности, джунглях, пустыне днем и ночью. Она разделена на четыре этапа (по 12-18 дней). Курсанты учатся проводить разведывательные и диверсионные операции (операции малых подразделений рейнджеров), действуя в пешем порядке в лесистой местности и в горах (штат Джорджия), пустыне на полигоне Дагувэй Прувинг Граунд (Юта), в болотистой местности (Флорида). Перемещение из одного штата в другой осуществляется под видом воздушно-десантной или аэромобильной операций. Доставка продовольствия и боеприпасов проводится путем сбрасывания грузов на парашютах или вертолетами.
Весь курс - это непрерывный цикл: получение боевой задачи, планирование, подготовка, выполнение, отчет о выполнении задачи, разбор выполнения с целью освоить операции малых подразделений рейнджеров.
Воздушно-десантные и аэромобильные операции.
Предполагается, что небольшие по личному составу парашютные и аэромобильные подразделения могут контролировать значительные районы и обезвреживать просочившиеся в тыл подразделения противника либо партизанские отряды. Небольшие парашютные и аэромобильные резервы всегда могут прийти на помощь своим войскам, оказавшимся в засаде, отдельным подразделениям, подвергшимся внезапной атаке сил специального назначения противника или партизан. В процессе учебы проводятся ночные воздушно- десантные и аэромобильные операции по высадке групп в тылу противника или в районе действий партизан, для ведения разведки, действиям из засад и внезапных налетов. Налеты и засады являются типичными методами партизанских действий, но согласно полевому уставу армии США "Операции малых (от отделения до роты) подразделений рейнджеров" любое подразделение может в боевой обстановке может совершить налет и провести засадные действия. С курсантами изучаются особенности планирования десантных операций в горных условиях, лесу, джунглях и пустыне и отрабатывается с ними их проведение.
Сложность проведения длительных по времени разведывательных и диверсионных действий в ближнем и глубоком тылу противника заставляет включить в программу подготовки курсантов вопросов обучения выбору района и маршрута к объекту, разведке и наблюдению за объектом, разведке боем, поддержанию визуального контакта с передвигающимся подразделением противника или объектом, проведению беспокоящих действий, захвату пленных и освобождать своих военнослужащих из плена.
Личный состав, подготовленный для действий в глубоком тылу, должен уметь водить различные транспортные средства.
Проникновение в тыл противника со стороны моря с преодолением обрывистого горного берега.
Опыт показывает, что для обеспечения внезапности проведения операции часто приходится высаживаться в тыл противника со стороны моря, преодолевая обрывистый горный берег, считаемый противником непроходимым. Горная подготовка может, пригодится при проведении других боевых операций. Она включает: собственно горную подготовку и обучение высадки на берег с резиновых лодок и захват плацдарма в прибрежной полосе. Горная подготовка включает обучение преодолению скалистого берега и обеспечению подъема всего подразделения наверх, захвату плацдарма на самой верхней точке горного берега, выдвижению к объекту и его атаки, отходу и спуску со скалы, посадке в лодки и возвращению.
Так, если высадку на побережье осуществляет одна рота, то для штурма обрыва требуется одновременно шесть рейнджеров-скалолазов, которые устанавливают три каната и занимают позиции охранения. Затем идет вторая волна скалолазов, устанавливающих еще три каната. Подъем осуществляется по всем канатам, при условии, что на канате не может быть более одного человека и чтобы канаты не пустовали. Отход осуществляется в обратном порядке, последний солдат спускается по двойному канату и убирает его за собой.
Проникновение в тыл противника по рекам и со стороны моря.
Для решения этой задачи курсантов обучают действиям на реках и море с использованием малых плавательных средств (резиновые лодки, малые катера). В ходе обучения отрабатываются: посадка на корабль, размещение на нем, подготовка к посадке в резиновые лодки и занятие места в них после спуска с борта корабля или посадке с берега, передвижение на веслах и с мотором, высадка на берег и выполнение задачи. Обучение действиям с лодок завершается проведением морской десантной операции в Мексиканском заливе на острове Санта-Роса. Курсанты высаживаются на берег и с боем должны овладеть островом.
Действия против партизан.
В ходе обучения курсанты осваивают четыре основных приема борьбы с партизанами:
захват партизанских баз, которые обычно находятся рядом с районом их действий и позволяют отдохнуть, перегруппироваться и подготовиться к новым операциям;
перекрытие путей снабжения партизан оружием, боеприпасами, продовольствием и снаряжением;
подавление партизанской сети сбора информации и разведки, который осуществляется через дружественно настроенных гражданских лиц, подслушиванием, перехватом радио и телефонных переговоров, наблюдением, допросом пленных;
нарушение каналов связи партизан.
Курсанты отрабатывают задачи разведки территории, контролируемой партизанами, для выявления целей авиационных налетов и артиллерийских ударов, а также для рейдов своих войск. Проводятся занятия по отработке вопросов налета на пункты управления партизанскими силами, захвата и удержания на короткие сроки ключевых точек на местности, пленения или уничтожения партизанских лидеров, помощи подразделениям своих войск оказывать постоянное давление на партизан, проводя налеты и разведывательные рейды.
Демонстрационные (показные) дневная и ночная разведывательные операции.
Данные темы проводятся с целью показать правильность выполнения приемов и действий командира, его заместителя и других членов группы при выполнении различных боевых задач в дневных и ночных условиях.
Во время отработки вышеперечисленных тем группу сопровождают три инструктора, основная задача которых - показать, разъяснить и научить. Инструкторы показывают и объясняют правильность и неправильность действий членов группы, за что начисляются штрафные баллы. На этих занятиях закладываются базовые навыки, необходимые для дальнейшей учебы на курсах.
На полигоне имитируются оборонительные позиции своих войск, нейтральная полоса, инженерные препятствия и оборонительные сооружения и позиции противника.
При проведении занятий по вышеуказанным темам курсант должен:
научиться незаметно, проникать в тыл противника, просачиваясь через его боевые позиции, передвигаться в ближнем тылу противника, в составе группы нападать и уничтожать объекты противника (командный пункт, узел связи, склад, мост и другие), применять знания подрывного дела, нарушать коммуникации противника и возвращаться на свои позиции через его линию обороны;
совершенствовать технику передвижения на местности ночью, быстро ориентироваться на местности ночью, в любых погодных условиях, своевременно сосредотачиваться на сборных пунктах, базах, организуемых при передвижении в тылу противника, качественно применять приборы и прицелы ночного видения, совершенствовать тактику и приемы действий из засад днем и ночью;
десантироваться в глубокий тыл противника с самолета, вертолета и плавательного средства, учиться быстро выдвигаться к объекту, при необходимости организовывать базу отдыха, организовывать и вести разведку объекта, готовить встречу своего агента и получать от него информацию, участвовать в захвате объекта, оборонять объект, отражать атаки противника, получать снаряжение и боеприпасы по воздуху, участвовать в действиях по соединению со своими войсками или по эвакуации;
при захвате языка научиться: определять слабое место в обороне противника, организовывать отсечной артиллерийский налет, преодолевать инженерные заграждения и препятствия (минные поля, колючая проволока, электронная сигнализация и другие), атаковать противника в траншее, захватывать пленного и организовывать отход на свои позиции.
Все зачисленные на курсы военнослужащие направляются в лагерь Кемп-Дерби для прохождения периода учебы, который называется "начальная фаза подготовки рейнджера", в ходе которого на базе 4-го учебного батальона рейнджеров проверяется уровень боевой, физической подготовки и психологической устойчивости курсантов.
Нормативы физической подготовки:
52 отжимания от пола за 2 мин.;
62 подъема туловища за 2 мин. из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях под прямым углом;
16 подтягиваний на перекладине;
бег на 3,2 км за 14 мин. 55 сек.;
умение держаться на воде. Курсант должен проплыть 15 м в полном боевом снаряжении, с оружием и в обуви, затем снять, не выходя на берег снаряжение и проплыть еще 15 м.
Испытания на психологическую устойчивость:
курсант должен в полном боевом снаряжении с оружием в руках, с завязанными глазами пройти по трамплину для прыжков в воду на высоте 3м, упасть в воду, снять повязку и доплыть до берега, не потеряв при этом элементов снаряжения и оружия;
курсант должен держась за каретку на тросовой горке соскользнуть с платформы на высоте 30 м, проехать по тросовой горке, отпустить каретку и упасть в воду, обязательно выкрикивая при этом девиз рейнджеров: "Рейнджеры всегда впереди", выбраться из воды, преодолеть полосу из 25 высотных препятствий, которую курсанты называют "Королева Дерби".
Как считают инструкторы эти упражнения позволяют отсеять тех, кто не может выдержать дальнейшие испытания.
Тесты по боевой подготовке:
сборка из перемешанных деталей карабина М4 и пулемета М240В;
пристрелять карабин, обстрелять и поразить мишень;
зашифровать и расшифровать донесение, используя код;
передать и принять радиограмму;
оказать первую помощь на поле боя при ранениях различной тяжести;
выполнить упражнения по дневному и ночному ориентированию на местности;
спуститься по тросу с зависшего вертолета.
Одновременно с проверкой уровня подготовки курсантов по боевой и физической подготовке отрабатываются темы основной программы подготовки рейнджеров, которые на первоначальном этапе включают следующие вопросы:
изучение тактики действий и оценка боевых возможностей вероятного противника;
планирование, подготовка боевого приказа, организация взаимодействия, порядок и техника выполнения разведывательно-диверсионной операции;
сбор, обработка и сообщение разведывательной информации командованию;
способы выживания;
ориентирование на местности днем и ночью, в любых погодных условиях;
порядок проведения засады и контр засадных действий;
порядок снабжения вооружением, боеприпасами и другими материальными запасами по воздуху, аэромобильные операции;
форсирование водных преград;
горная подготовка;
подрывное время;
побег из плена и выход к своим войскам;
физическая подготовка, которая включает три кросса на 2 (3,2 км), 3 (4,8 км) и 5 (8 км) миль, курс рукопашного боя - 12 часов.
По мере необходимости проводятся занятия по темам соответствующим предстоящим занятиям. Перед парашютным прыжком в болотистой местности читается лекция по выживанию, так как пребывание в таких условиях, является наиболее опасной для жизни фазой обучения.
По окончанию "начальной фазы подготовки рейнджера" начинается основной курс занятий, который больше напоминает непрерывный сплошной бой с типичной для боевых действий нерегулярностью и недостатком сна и пищи. Главное в обучении курсантов в этом периоде заключается в том, что с ними разыгрывают план боевых действий на каждый день и каждое последующее задание - это продолжение предыдущего. Основным учебным элементом является разведывательно-диверсионная операция рейнджеров, которую планируют, подготавливают и выполняют сами курсанты. Все их действия проходят под постоянным наблюдением квалифицированных инструкторов-офицеров (сержантов).
Боевую задачу (учебное задание) все члены группы получают одновременно. Сначала они готовят предварительный приказ (предварительные распоряжения), проводят командирскую разведку (оценивают противника, местность, погодные условия, определяют порядок преодоления линии фронта, маршрут выдвижения к объекту, порядок и пути отхода после выполнения задачи) и составляют боевой приказ.
Один из курсантов в роли командира начинает руководить группой при подготовке ее к операции, организует отработку на местности наиболее ответственных этапов операции в дневное и ночное время, завершает подготовку группы к операции и ведет группу к исходному пункту. Командование группой при организации перехода и переходе группы через линию фронта (обороны) осуществляет другой курсант. При отработке каждого элемента операции члены группы исполняют различные обязанности, каждый из них не знает, какая должность будет у него в очередной раз: командира, его заместителя, дозорного, бойца штурмовой группы или группы огневого прикрытия. Это позволяет держать курсантов в напряжении в ходе всего учения, заставляет их вдумчиво относится к выполнению элементов операции, а не просто автоматически выполнять приказы.
Перед началом основного периода обучения курсанты получают по 1000 балов и эту сумму в ходе учений они должны увеличить. Действия каждого из них постоянно находятся под наблюдением двух опытных инструкторов. Инструктора снабжены радиостанциями, компасами и картами и все время следуют с группой. Они должны давать вводные задания, оценивать действия курсантов, следить за выполнением группой правил безопасности при преодолении различных препятствий, остановить группу в случае их нарушения, вызвать скорую помощь, если кто то получил травму, помочь восстановить ориентировку, если группа заблудилась. Каждое учебное место для отработки учебных вопросов и преодоления препятствий выбирается с учетом возможности эвакуации раненого, то есть возможности посадки вертолета или прибытия машины скорой помощи. Инструкторы вмешиваются в процесс принятия тактических решений и действий группы только на первых двух-трех занятиях, а затем лишь фиксируют неправильные действия. После проведения занятия они заполняют специальные карточки на каждого курсанта и в баллах оценивают его командирские качества, тактическую грамотность, уверенность дисциплинированность, выносливость, уровень знания оружия и снаряжения. Все неправильные действия группы курсантам разъясняют при разборе выполнения задания. При этом им объявляют, сколько положительных или отрицательных очков заработал каждый.
Курсантам необходимо постоянно зарабатывать у инструкторов зачетные баллы, грамотно действуя во всех возникающих эпизодах и по вводным ситуациям. Они должны правильно выполнять любые обязанности в группе, что довольно сложно при постоянном недосыпании и недоедании. Им необходимо в ходе всех операций набрать в сумме не менее 50% баллов из 100 возможных. Отдельные темы являются зачетными, в ходе их прохождения, обучаемые должны заработать определенное (зачетное) количество очков. Некоторые из курсантов прекращают подготовку, когда понимают, что в оставшееся до окончания курса время не смогут набрать нужную сумму баллов, даже если физически выдержат испытания до конца. При этом они лишаются права поступать на курсы повторно в течение их срока службы. Те, кто были вынуждены прервать обучение из-за травмы, получают право окончить курс, пройдя его повторно.
Численный состав групп изменяется в зависимости от выполняемой задачи, так разведку объекта проводит группа из 5-6 человек, а налет на партизанский лагерь из 30-50 человек. Местность, на которой проводятся занятия, постоянно меняется. Это делается с целью, чтобы развить у курсантов умение не теряться и быстро ориентироваться на незнакомой местности.
Интенсивность учений такова, что курсанты спят по 4 часа, питаются сухим пайком, пища готовая к употреблению в сумме составляет 3000 ккал. Только перед совершением парашютных прыжков, согласно требованиям наставления по парашютно-десантной подготовке, в ходе учений они могут спать по 8 часов. Курсанты должны совершить по три парашютных прыжка, один из них болотистую местность.
В процессе этапа горной подготовки курсантов обучают скало лазанию, подъему по веревке с помощью само завязывающихся узлов, спуску с гор, в том числе вместе с раненым, вязанию узлов и другим элементам горной подготовки. Контрольными тестами по горной подготовке являются:
два дневных спуска в полном боевом снаряжении с 10 м и 20 м;
один ночной спуск с горного обрыва высотой 60 м.
Во время горной подготовки продолжительность сна курсантов 5-6 часов, чтобы дать возможность восстановиться после нагрузок. Они обеспечиваются трехразовым питанием, получая дважды в день горячую пищу. Повышение калорийности рациона связано с большими энергетическими затратами и пребыванием в условиях высокогорья.
По своему характеру подготовка рейнджера реалистична, сурова и в некоторой степени опасна. Основная ее цель - развить в индивидууме уверенность, чувство лидера, обучить действиям и закрепить практические навыки при отработке основных дисциплин курса. Во время подготовки курсанта обучают преодолевать психологические и физические нагрузки, создавая близкие к реальным учебные ситуации, операции проводятся в основном в ночное время, на незнакомой местности, в любых погодных условиях. У курсантов воспитывают уверенность опытного воина, заставляя его действовать в условиях, когда нужно выживать на поле боя, воевать, передвигаясь на большие расстояния в тылу противника. Боевая уверенность воспитывается путем преодоления страха, усталости, чувства голода и при действиях в критических ситуациях. Их настраивают на получение максимума информации и навыков в самых неблагоприятных условиях, развивают желание достигнуть результата и прогресса в обучении. Им прививают бережное отношение к обмундированию, снаряжению, боевой технике, вооружению и боеприпасам в течение всего курса обучения, инструкторы учитывают эти факторы при подведении итогов занятий.
Несмотря на принимаемые меры безопасности во время обучения рейнджеров есть случаи получения серьезных травм и даже со смертельным исходом. Угроза получения травмы и гибели существует при совершении прыжков с парашютом, в ходе горной подготовки, при форсировании рек и болот, от укусов ядовитых змей, от экстремальных природных и сложных погодных условий, существующих в тех районах, где проводятся учения.
Командование Сухопутных войск США воспринимает риск гибели как необходимый элемент подготовки, о котором извещают будущих курсантов и который помогает выявить военнослужащих, годных для службы в особых условиях.
Создание на курсах рейнджеров в ходе процесса обучения обстановки, максимально приближенной к боевой, является важнейшим фактором, позволяющим превратить необстрелянного курсанта в профессионала, сравнимого по своей подготовке с ветераном боевых действий. Обеспечивают учебный процесс четыре учебных батальона рейнджеров, численность личного состава каждого около 400 человек. Для обозначения действий противника учебные батальоны используют тактику действий, штатную структуру и форму одежды подразделений Российской армии. Имитация боевой техники и вооружения противника производится образцами боевой техники и вооружения российского производства. Инженерные сооружения созданы в строгом соответствии с российскими боевыми уставами, оборудованы командные пункты, узлы связи, склады боеприпасов и горючего, позиции пусковых установок ракет и артиллерийских систем. Каждая учебная тема отрабатывается на заранее определенной местности, закрепленной за подразделением, оснащенным вооружением, боевой техникой и оборудованием, позволяющим создать обстановку приближенную к боевой и разыграть необходимый сценарий учения. Данные подразделения постоянно выполняют один и тот же замысел боевых действий, отлично знают свой район и своими действиями заставляют обучаемых действовать с полной отдачей сил. В случае обнаружения обучаемой группы подразделение, обозначающее противника старается окружить ее и взять в плен. "Пленных" помещают в специальный лагерь, где подвергают испытаниям на психологическую устойчивость. После окончания учений "пленных" освобождают, если они сохранят желание не прекращать обучение, то продолжают занятия с соответствующей потерей зачетных очков. По отзывам ветеранов боевых действий "противником" создается предельно реальная обстановка, соответствующая боевым действиям.
Программа подготовки рейнджеров в сухопутных войсках вооруженных сил США пользуется достаточным авторитетом в армиях их союзников и перенимается для создания их собственных программ подготовки подразделений войск специального назначения. Командование сил специального назначения стран НАТО, ряда стран Латинской Америки, Азии и Африки старается направлять своих военнослужащих для обучения на этих курсах.
Боевая подготовка отряда боевых пловцов "Юбер" (Франция).
Организационно отряд "Юбер" (общей численностью более 70 человек) состоит из штаба, группы управления и боевого обеспечения, трех боевых групп и группы тылового обеспечения.
В состав штаба входят: командир (капитан-лейтенант), его заместитель (лейтенант), помощник командира по боевой подготовке (младший лейтенант - лейтенант), помощник командира по работе с личным составом (капитан-лейтенант), помощник по вопросам тылового обеспечения и секретарь.
В группе управления и боевого обеспечения 15 человек - радистов, врачей и других специалистов.
Группа тылового обслуживания насчитывает 20 человек и является единственным подразделением, личный состав которой не имеет разведывательно-диверсионной подготовки.
Боевые группы включают от 8 до 15 человек, возглавляются офицерами и имеют определенную специализацию:
первая - проведение диверсий с использованием сверхмалых подводных лодок;
вторая - организация борьбы с терроризмом, захвата береговых объектов, кораблей в море и на стоянках;
третья - воздушное десантирование с парашютами в сложных условиях.
Боевые пловцы оснащены водолазным снаряжением, позволяющим находиться под водой в течение 5-6 часов, на глубинах до 60 м при температуре до 0 С, не выдавая своего присутствия посторонними шумами и воздушными пузырями. Для борьбы против водолазов противника они вооружены многозарядными пистолетами, стреляющими небольшими гарпунами на дальность до 10 м и специальными ножами. При выполнении задач на берегу, разведчики-диверсанты используют различное стрелковое оружие с глушителями, оптические прицелы, в том числе и ночного видения, средства лазерной подсветки целей, радиомаяки, а для связи с базой - спутниковые и коротковолновые радиостанции. Диверсии проводятся с применением взрывных устройств различной мощности и модификации.
В район проведения операции диверсанты могут перебрасываться на кораблях и судах, подводных лодках, самолетах и вертолетах, что делает радиус их действия практически неограниченным. Десантирование осуществляется на управляемых парашютах различных типов и паропланах. Доставка к цели на конечном участке проводится индивидуальными буксировщиками водолазов, байдарками и надувными катерами с подвесными моторами, развивающими скорость до 45 узлов, оснащенными радиолокационными станциями и приемниками навигационной системы. В отряде имеются также сверхмалые двухместные подводные лодки "мокрого типа", не изолирующие экипаж от водной среды, оснащенные стационарными дыхательными аппаратами и электродвигателями, позволяющими передвигаться под водой со скоростью хода до 5 узлов, в течение 6 часов.
Отряд "Юбер" комплектуется выпускниками школы боевых пловцов, курсантами которой, как правило, могут стать только военнослужащие других специальных подразделений ВМС, имеющие разведывательно-диверсионную подготовку. На предварительном отборе кандидатов для обучения в школе особое внимание уделяется таким качествам, как психологическая устойчивость, выносливость, способность рационально распределять свои силы в течение длительного времени. Предпочтение отдается лицам, которые еще до поступления на военную службу серьезно занимались парашютным спортом, боевыми единоборствами, бегом на длинные дистанции.
Программа подготовки в школе рассчитана на семь месяцев и предусматривает обучение использованию различных дыхательных аппаратов, подводному ориентированию, противодействию мероприятиям противодиверсионной борьбы, взрывному делу, основам водолазной медицины. Выпускникам школы вручается диплом и нагрудный знак с индивидуальным номером. О напряженности учебной программы говорит тот факт, что за 50 лет существования школы количество выданных дипломов не достигло даже одной тысячи.
Получение квалификации боевого пловца дает право на зачисление в отряд "Юбер", дальнейшее совершенствование подготовки бойцов осуществляется в процессе службы в подразделении. Независимо от того, что каждая боевая группа в подразделении имеет определенную специализацию, командование отряда стремится организовать подбор и подготовку военнослужащих таким образом, чтобы обеспечить максимальную штатную взаимозаменяемость. После 5-6 лет пребывания в отряде спецназовцы овладевают 10-15 смежными специальностями, а по некоторым из них получают звание инструктор.
Значительное внимание уделяется парашютной подготовке, программа которой является одной из самых сложных в вооруженных силах Франции. Личный состав совершает дневные и ночные прыжки на воду, осваивает технику затяжных прыжков, прыжков с малых высот (100-150 м), использования "парашютов-тандемов".
При проведении занятий по огневой подготовке военнослужащим прививаются навыки владения различными видами стрелкового оружия, принятого на вооружение во Франции и других странах, снайперской стрельбы, в том числе на вспышку и звук.
Ежегодно личный состав подразделения участвует в трех специальных учениях. Первое из них проводится в январе на Атлантическом побережье Франции с целью отработки действий групп боевых пловцов при минировании кораблей в базах и на якорных стоянках в условиях противодействия со стороны противника, а также проверки готовности личного состава и техники к выполнению задач в холодной воде.
Для проведения второго учения отряд вылетает в Гвиану (Южная Америка), где в течение 10-15 дней отрабатываются навыки ведения разведывательно-диверсионных действий и выживания в джунглях.
Третье учение проводится в Альпах или в Пиренеях и предполагает совершение в течение 15 дней перехода по горам на лыжах и с использованием альпинистского снаряжения. Специалисты считают, что зимние тренировки на высокогорье позволяют выработать у личного состава устойчивость к кислородному голоданию и холоду, что очень важно для боевых пловцов.
Периодически командование ВМС организует для отряда учения с участием подразделений национальной жандармерии, полиции и контрразведки. Группам ставится задача скрытно проникнуть на территорию реально охраняемых объектов с целью проведения диверсионных действий. В свою очередь "противник" информируется о приблизительном месте и времени операции. По данным французской прессы, в 90% случаев отряд "Юбер" выходил победителем.
Подразделения отряда регулярно привлекается к учениям ВМС и других видов национальных вооруженных сил, в ходе которых отрабатываются вопросы высадки морского десанта, эвакуации французских граждан из зоны военного конфликта, освобождения заложников и другие. Кроме того, боевые пловцы из его состава участвуют в совместных учениях сил специальных операций со своими коллегами из США, Великобритании, Израиля и ЮАР, принимают у себя иностранных стажеров и периодически направляются на практику за границу. Это позволяет непрерывно обмениваться опытом, значительно упрощает разработку новых приемов ведения разведывательно-диверсионной деятельности и испытания специальной техники и оружия.
В отряде существует особая схема прохождения службы, обеспечивающая сохранение ценных специалистов и постоянное обновление кадров. Для матросов и старшин продолжительность службы в отряде не превышает девяти лет (три этапа по три года). В период между этими этапами они переводятся на два-три года в другие подразделения спецназа ВМС или в качестве инструкторов направляются в центры парашютной подготовки, школы боевых пловцов и рукопашного боя.
Срок службы на офицерских должностях, как правило, значительно меньше. После двухлетнего пребывания в должности командира группы офицер переводится в другое подразделение и возвращается обратно только при наличии вакантной должности заместителя командира отряда, которую также освобождают через два года и после очередного перевода могут вернуться в отряд лишь в качестве командира, но не более чем на трехлетний срок.
Большое внимание в отряде уделяется поддержанию у личного состава высокого боевого духа, постоянной морально-психологической готовности к выполнению специальных задач. В отряде предусмотрена должность помощника по работе с личным составом, на которую назначаются офицеры, прослужившие длительное время в спецназе ВМС и имеющие звание не ниже, чем у командира. Помощник командира по работе с личным составом является начальником для всех матросов и старшин отряда, отвечает за поддержание нормального морально-психологического климата в подразделении, сохранение его традиций, работу с ветеранами, связи с общественностью и прессой.
Боевые операции с участием отряда "Юбер" готовятся и проводятся в обстановке строжайшей секретности. Однако командование вооруженных сил иногда специально идет на то, чтобы предать гласности их результаты. Это объясняется стремлением показать обществу роль, которую силы специальных операций играют в защите национальных интересов Франции.