Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 21 Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации


3. Современный уровень законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

     Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности могут быть разрешены лишь в течение длительного времени и благодаря целенаправленным усилиям всех государственных органов и общественных организаций. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной системой законодательного базиса в области национальной безопасности. Вместе с тем, многие определяющие законодательные акты в этой сфере уже действуют, подготовка других заканчивается, идет активный процесс законотворчества.
    Принятые законодательные акты в области национальной безопасности в основном концептуально касаются частных угроз. В частности, были разработаны и изданы законопроекты по отдельным аспектам международной безопасности, экономической, экологической, демографической, ядерной, пожарной, продовольственной, о безопасности или защите свидетелей и других составляющих национальной безопасности.
     Отсюда видно, что законотворческий процесс в области национальной безопасности развивался в условиях, когда при формировании правового поля не в полной мере учитывались основные положения концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. 24. Проведенный анализ действующего в России законодательства (более 1500 законов) на соответствие задачам, сформулированным в Концепции национальной безопасности, подтверждает слабое нормативно-правовое обеспечение основных её положений.
    Кроме того, проведенные оценки согласованности и стыковки положений и задач концепций и доктрин "второго уровня", в том числе Военной доктрины, доктрины информационной безопасности,  Концепции внешней политики  и других документов с основными положениями и задачами Концепции национальной безопасности показывают, что и в Концепции национальной безопасности и в законодательном поле по обеспечению её основных положений и в концептуальных документах "второго уровня" имеются отдельные нестыковки.
    Так, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сформулировано всего лишь девять сфер деятельности государства - международная, внутриполитическая, экономическая, социальная, военная, пограничная, информационная, духовная, экологическая
    Можно согласиться с такой постановкой вопроса, но если в Концепции разделены и специально выделены военная и пограничные сферы, то было бы целесообразно выделить также правоохранительную и региональную сферы деятельности государства. В этом случае можно было бы более детально сформулировать задачи в этих всегда актуальных сферах деятельности и особенно на этапах переходного периода, формирования и становления новых институтов государственного управления. Например, таких как институт Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с соответствующими аппаратами силовых министерств и ведомств.
    Следует подчеркнуть, что Концепция не содержит требований о том, что для детализации задач по каждой из девяти сфер в обязательном порядке разрабатываются и законодательно утверждаются государственные документы "второго уровня", увязанные с основными положениями Концепции. Поэтому и появляются  ведомственные концепции, доктрины и другие государственные документы. Взаимоувязка этих документов недостаточна, так как их разрабатывали различные министерства и ведомства, что привело к различным толкованиям, формулировкам,  неоправданным повторам и противоречиям. В настоящее время не в полной мере проведена проработка классификации документов, разрабатываемых на базе утвержденной Концепции национальной безопасности. Часто термины "концепция", "стратегия", "доктрина", "концептуальное направление", "федеральная программа" и другие используются без должного обоснования, а их взаимная увязка  и ранжировка пока ещё не осуществлена.
     
     Так, например, в Военной доктрине Российской Федерации, на наш взгляд, неоправданно усилены, в отличие от Концепции, задачи военной организации по локализации внутренних угроз. Этим самым снижается главная цель обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.
    В то же время ряд угроз, изложенных в Концепции национальной безопасности в военной  сфере, и имеющих непосредственное отношение к военной организации России, в Военной доктрине в должной степени не раскрыты. К ним можно отнести угрозы, связанные  с технологическим отставанием в военной сфере,  затяжкой военной реформы, низким уровнем боевой подготовки и неукомплектованностью войск, несовершенством правовой базы.
    
     Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего общественно-политического и экономического развития, ставит перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию существующего и разработке нового законодательства в интересах укрепления национальной безопасности страны.
    
     Первостепенной среди этих задач является законодательное закрепление положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации пакетом нормативных правовых актов, конкретизирующих и развивающих положения этой Концепции по всем сферам деятельности государства.
    
     В соответствии с требованиями Концепции формирование законодательной базы  в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание Российской Федерации по представлению Президента и Правительства Российской Федерации. Предложения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации по подготовке законопроектов в интересах ряда аспектов национальной безопасности пока не нашли должной поддержки в Правительстве Российской Федерации.
     Подготовленные депутатами  проекты законов "О национальной безопасности", "О Совете  Безопасности", "О продовольственной безопасности", "О военной реформе", "О  борьбе с коррупцией" и ряд других законопроектов по ряду причин не были выпущены.