Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 16 Киберпреступность и наркобизнес


Конвенция Совета Европы о киберпреступности

       Глобализация и новые технологии коммуникаций и связи (прежде всего Интернет)  принесли обществу огромные блага в сфере экономики, образования и культуры. Число пользователей Интернета в мире практически удваивается каждые шесть месяцев и, как ожидается, достигнет 700 млн. человек уже к началу  2002 года. Индустрия информационных технологий становится движущей силой повышения благосостояния во всем мире, в чем заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны.
    Современные компьютерные технологии способствовали интеграции экономики в единую глобальную систему, состояние которой в значительной степени определяется функционированием фондовых бирж и рынков капитала. Однако технический прогресс и глобализация в сфере торговли и финансовой деятельности открыли возможности  не только для социального развития, но и для появления новых и развития традиционных форм преступности. В связи с этим появился термин "киберпреступность". Он охватывает различные виды деятельности и используется для обозначения любых нарушений закона,  при совершении которых или содействии совершения которых используются электронные средства.
    Особенность "киберпреступлений" состоит в том, что:
    - при использовании небольших ресурсов для их совершения может быть нанесен огромный ущерб;
    - преступление может быть   совершено в одной юрисдикции (стране), а правонарушитель может находиться под другой юрисдикцией (в другой стране);
    - во многих национальных законодательствах отсутствует четкое определение (или какое-либо определение вообще) таких правонарушений;
    -  опасность, угрожающая правонарушителям и вероятность их выявления довольно низки.
    Во всех регионах мира создаются механизмы для изучения преступлений, связанных с использованием высоких технологий, и принятия соответствующих ответных мер. В некоторых регионах основное внимание уделяется борьбе с мошенничеством, детской порнографией и хакерством, а в других основными проблемами считаются отмывание денег и экономическая преступность. В свете событий, произошедших в последнее время, особое внимание уделяется теперь проблеме использования террористическими организациями новых технологий.
    Связанная с наркотиками преступность с использованием высоких технологий по-прежнему является относительно новым явлением, и лишь немногие страны располагают средствами для оценки ее масштабов или последствий, в связи с этим практически отсутствуют конкретные инициативы в области борьбы с такой преступностью.
     Наиболее значимым на сегодняшний день результатом международного сотрудничества в борьбе с преступностью, связанной с использованием высоких технологий, является Конвенция Совета Европы о киберпреступности . В подготовке текста участвовали 43 государства - члена Совета, а также Канада, Япония, Соединенные Штаты (имеющие статус наблюдателей) и Южная Африка. Конвенция была принята 8 ноября 2001 года и открыта для подписания 23 ноября 2001 года.
_________________________
Council of Europe, European Treaty Series, 185.
    В Конвенции охватываются вопросы юрисдикции, выдачи, перехвата сообщений, а также формирования и сохранения данных. В ней перечисляются деяния, которые должны быть признаны уголовно наказуемыми согласно национальному законодательству, в том числе:
    несанкционированный доступ,
     незаконный перехват данных,
     нарушение целостности данных,
     нарушение целостности систем,
     связанный с использованием компьютеров подлог,
     связанное с использованием компьютеров мошенничество,
    пособничество или подстрекательство к совершению этих преступлений.
     В Конвенции подробно рассматривается механизм налаживания эффективного международного сотрудничества и координации в проведении расследований и уголовного преследования. В частности, стороны этой Конвенции должны будут наделить национальные органы полномочиями производить компьютерный поиск и изымать компьютерные данные.
    В рамках дел, связанных с наркотиками, Конвенция будет применяться в качестве средства обеспечения  взаимной  юридической помощи; например, компетентные органы, стремящиеся получить электронные доказательства деятельности торговцев наркотиками и обнаружить их клиентов или их активы в другом государстве, смогут обращаться к такому государству с просьбой о поиске баз данных, которые использовались подозреваемыми в занятии наркобизнесом лицами, или о перехвате их электронных сообщений, например, электронной почты.
     Тем не менее, частный бизнес и гражданские объединения выступают против некоторых положений Конвенции о киберпреступности. Консорциум ассоциаций, объединяющих предприятия по производству информационных технологий, заявил о своих возражениях в связи с тем, что Конвенция, по его мнению, возлагает на поставщиков услуг в сети Интернет обременительные обязанности по сохранению данных, и ответственность за действия третьих сторон, а также ограничивает масштабы законной деятельности в Интернете. Группы борьбы за гражданские свободы сделали аналогичные заявления о своей обеспокоенности предусмотренными в Конвенции мерами, которые, по их мнению, представляют собой посягательство на неприкосновенность частной жизни. Международный комитет по контролю над наркотиками ООН (МККН) считает, что такой правовой документ может способствовать осуществлению усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими.