Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 16 Киберпреступность и наркобизнес


4.Использование новых электронных технологий правоохранительными органами и спецслужбами

     Специальные компьютерные программы судебной экспертизы. Они позволяют применять компьютерную технику и технологии для обработки информации об изъятиях и доказательствах и извлекать из компьютерных систем требуемую информацию для следственных или оперативных целей. Компьютерные программы могут отслеживать массивы данных по ключевым словам или выражениям или выявлять отдельные элементы электронных сообщений, которые отвечают заданным параметрам фильтра, установленного в соответствии с решением суда, например, сообщения, адресованные определенному счету или пользователю или исходящие от такого счета или пользователя. При обновлении программ функции контроля целостности фиксируют режим сбора данных, который использовался в отношении доказательств, и показывают, что применявшиеся параметры фильтра и полученная информация не изменились. Такие функции являются дополнительным подтверждением аутентичности и неприкосновенности "цепи процедур обеспечения сохранности данных".
     Специальные компьютерные модели для выявления в он-лайновом режиме отклонений в финансовых операциях и разработка программного обеспечения для высокоскоростных компьютеров.  Эти технические средства  позволяют устанавливать личность торговцев наркотиками по отпечаткам пальцев. С их помощью создаются информационные сети, дающие возможность компетентным органам делать перекрестные ссылки между данными регистрации прав собственности и другими данными, к примеру, налоговыми декларациями.
     Усовершенствование средств досмотра. В настоящее время таможенные органы и органы, занимающиеся инспекцией грузов, располагают различными средствами досмотра, которые позволяют проводить досмотр без применения мер принуждения. Для этого используются усовершенствованные методы обнаружения при помощи рентгеновского и гамма-излучения. Также создаются переносные/передвижные устройства для поиска наркотиков на судах, в каютах и контейнерах любых размеров в процессе досмотра на море и в портах. Вполне оправдывают себя методы быстрого досмотра пассажиров и их багажа, которые позволяют не создавать излишних неудобств для граждан.
    Сотрудничество с правоохранительных органов и спецслужб с частным сектором. Такое сотрудничество является основой организации более эффективного отпора преступности, связанной с использованием высоких технологий, и защиты от нее. Поставщики услуг в Интернете создают международные сети сотрудничества с правоохранительными органами на основе так называемых "ассоциаций линий экстренной связи". Эти сети в основном  взаимодействуют с целью борьбы с детской порнографией в сети Интернет. В случае обнаружения материала, который квалифицируется как детская порнография, "линия экстренной связи" устанавливает местонахождение сайта и - если он расположен в непосредственной близости - уведомляет об этом полицию и/или поставщика услуг в Интернете. Затем выявленный материал устраняется посредством четко сформулированного уведомления и процедур ликвидации. Многие страны применяют аналогичные национальные системы. По такой схеме можно выстраивать взаимодействие с частным сектором для пресечения распространения незаконной информации о наркотиках в Интернете.
    В США взаимодействие частного сектора (владельцев или операторов важных объектов инфраструктуры, например, электростанций) с государственным позволяет правоохранительным органам и спецслужбам обмениваться информацией о кибернетических вторжениях, об угрозе со стороны преступников "уязвимым местам".
    Регулирование доступа и контроль за содержанием. Web-сайты могут быть полностью заблокированы с помощью средств цензуры, как это происходит в странах, где правительство контролирует доступ к Интернету. В некоторых государствах поставщики услуг в сети Интернет или администраторы Web-сайтов привлекаются к уголовной ответственности, если они сознательно распространяют материалы, которые считаются незаконными или вредными согласно действующим национальным законам (в том числе и о наркотиках). Поставщики услуг в сети Интернет как правило  регламентируют содержание Web-сайтов, работу которых они обеспечивают, используя добровольные кодексы поведения, как это делается в Италии или Японии. Для этих целей используются и соглашения между поставщиком услуг и администраторами Web-сайтов, имеющие юридическую силу. В этих документах оговариваются юрисдикция и место предъявления иска. Например, это имеет место в Канаде.  Пользователи Web-сайтов  уведомляются политике, проводимой владельцами сети.
    Отдельные пользователи также располагают возможностями регулировать содержание поступающей через Интернет информации с помощью имеющихся на рынке компьютерных программ. Последние блокируют или отфильтровыват нежелательную информацию в соответствии с установленными критериями. Так, одна из компаний по производству программного обеспечения в Соединенных Штатах отфильтровывает содержание проходящей через Интернет информации на основании перечня зарегистрированных сайтов, который постоянно обновляется. Эта американская компания составила "черный список", насчитывающий свыше 60 000 сайтов, которые признаны неприемлемыми по разным причинам, включая поощрение незаконного потребления наркотиков.