АВ 2000г. Выпуск 28 Проблемы законодательного обеспечения региональной безопасности на Северном Кавказе
ОБОБЩЕННЫЕ ОЦЕНКИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Смещение основного источника угроз безопасности России в южном направлении можно считать окончательно сформировавшимся фактом. Угрозы национальной безопасности России на Юге приобретают достаточно реальный характер.
Наличие политической, экономической и социальной нестабильности на Северном Кавказе обусловливается рядом причин, главными из которых являются:
- размывание единого правового пространства России;
- продолжение падения уровня жизни населения;
- осложнение внутриполитической обстановки в Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии и Чечне;
- усиление влияния идей исламского фундаментализма;
- формирование в регионе структур, способных составить опасную конкуренцию федеральным и местным государственным органам и способных расшатать основополагающие принципы общего с Российской Федерацией политического, экономического и территориального пространства.
Наиболее важными вопросами обеспечения безопасности в субъектах Северо-Кавказского региона, требующими первоочередного разрешения, являются:
в Ростовской области - проблемы экономической и социальной стабильности (шахтеры, казаки, другие социальные слои);
для Краснодарского края - проблемы ограничения миграционных потоков и ужесточения пограничного режима;
для Ставропольского края - решение вопроса о статусе приграничных с Чечней территорий и организация защиты от бандформирований;
для республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания - проблемы преодоления осетино-ингушского конфликта и практическая реализация закона о реабилитации репрессированных народов;
для республики Дагестан - жесткое воспрепятствование распространению ваххабизма и его глубокой политизации;
для Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии - сохранение национального мира и территориальной целостности;
для Адыгеи - резкое снижение криминогенности обстановки.
Война в Чечне породила массу новых проблем стратегического и тактического характера, усилила сепаратистский экстремизм, идеологию сепаратистского суверенитета, опасность для российской государственности и федерализма, создала трудности в разрешимости в ближайшее время многих вопросов.
Особую тревогу вызывает деятельность экстремистских исламских группировок (исламистов), пропагандирующих идею выхода республик Северного Кавказа из состава Российской Федерации и объединения их в единое исламское государство. Наибольшему влиянию исламистов подвержена Республика Дагестан, где на сегодня активно действуют до 2,5 тыс. их представителей.
Серьезную угрозу представляет экстремизм фундаментализма (ваххабизм), который считает вполне допустимым использование террора и насилия для достижения поставленных им целей.
Активизация деятельности в странах ближнего и дальнего зарубежья экстремистских мусульманских кругов, усиление позиций воинствующего ислама и его влияние на формирование общественно-политических настроений в ряде южных регионов России за последние годы выросли в реальную проблему, опасность которой недопонимают многие руководители государственного аппарата.
Экспортируемый из-за рубежа ваххабизм в основном является не более как религиозно-идеологической надстройкой основных целей ведущих западных и исламских государств, направленных на развал Российской Федерации, исключение ее влияния на экономические и политические процессы, происходящие на Кавказе, в том числе на участие в распределении энергоресурсов региона.
Кроме того, в политике Запада отчетливо просматривается стремление столкнуть Россию с исламским миром, имеется опасность распространения на Юге России идей пантюркизма и панисламизма.
В последнее время чрезвычайно обострились так называемые "внутренние угрозы", связанные со стремлением местных элитных элементов к власти, материальным выгодам, ресурсам и привилегиям, что порождает рост этнического национализма и конфликтов.
Наличие на руках у населения большого количества оружия и имеющаяся возможность беспрепятственно скрываться на территории Чеченской Республики Ичкерии порождает активизацию преступных группировок.
В регионе по оценочным данным действуют около 30 организованных преступных группировок, занимающихся разбоями, похищениями людей, диверсиями, нападениями на сотрудников и объекты федеральных силовых ведомств. По данным правоохранительных органов 80% террористических актов, каждое пятое бандитское нападение, шестая часть всего изъятого в России огнестрельного оружия приходится на Северный Кавказ. Основными районами действия криминальных структур являются Чечня и прилегающие к ней территории Дагестана, Ингушетии и Ставропольского края.
Все это происходит на фоне системного кризиса в России, ослаблении ее роли в международных отношениях, снижении военного потенциала и правового бессилия. Своеобразным катализатором имеющегося конфликтогенного потенциала является недостаточность нормативно-правовой базы. Во многом устарели действующие законы "О безопасности" (1992 г.), "О чрезвычайном положении" (1991 г.), отсутствуют федеральные законы о военном положении, политическом экстремизме, миграции и натурализации, безопасности в приграничных регионах России.
Значительные трудности в обеспечении эффективной пограничной политики России на Северном Кавказе создает наличие проблемы "разделенных народов", до настоящего времени не выработан действенный механизм обеспечения достаточной открытости для общения через государственную границу этнически однородного населения с учетом особенностей Северо-Кавказского региона.
Неоформленность государственной границы России с Грузией и Азербайджаном в международно-правовом отношении чревата возможными территориальными притязаниями. В настоящее время прохождение границы с Грузией согласовано только на 40 процентов, а с Азербайджаном - на 70 процентов ее протяженности.
Неурегулированность международно-правового статуса Каспийского и Азовского морей, Керченского пролива, отсутствие согласованности в действиях прикаспийских государств по освоению морских биологических и углеводородных ресурсов негативно сказываются на защите интересов России в регионе, создают предпосылки реальной угрозы нарушения морских экологических систем в связи с интенсивным освоением прибрежных территорий и морских акваторий, хищнической добычей морепродуктов, контрабандой и браконьерством.
Проблемы безопасности на Юге России переросли в проблемы общегосударственной безопасности и целостности. Тлеющие очаги конфликтов на Северном Кавказе способны активизироваться в любой момент и взорвать обстановку на Юге и России в целом.
По оценкам специалистов академии проблем национальной безопасности (г. Ростов-на-Дону) общественно-политическая ситуация на Северном Кавказе продолжает ухудшаться. Фактически в регионе утрачен контроль над общественно-политической ситуацией, традиционные рычаги управления не работают, а новые, адекватные ситуации, не выработаны. Именно в этом регионе российская государственность испытывается на прочность.
В последние годы, в целях проведения единой государственной политики в Северо-Кавказском регионе Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой издавались указы, постановления, создавались временные и постоянные комиссии. Однако, положительных по стабилизации обстановки явно не наблюдается.
По мнению ученых Академии, политика в таком взрывоопасном и стратегически важном российском регионе, как Северный Кавказ, должна быть в корне пересмотрена. Она должна приобрести черты продуманной долгосрочной программы, призванной четко определить основные приоритеты развития и подъема жизненного уровня населения и с исчерпывающей ясностью сформулировать стратегические интересы России в этом регионе.
Политическое урегулирование ситуации вокруг Чеченской Республики имеет принципиальное и решающее значение для укрепления безопасности и правопорядка в регионе. Важное значение в этом плане приобретают решения международной научно-практической конференции, состоявшейся в июне 1999 г. в г. Москве с участием видных российских и зарубежных ученых-кавказоведов, конфликтологов, представителей общественных организаций по стабилизации ситуации и мирному развитию на Северном Кавказе. Конференцией подготовлены предложения по мирному разрешению вопроса о статусе Чеченской Республики Ичкерия. Основной целью этих предложений является создание базы для переговорного процесса по подготовке и подписанию полномасштабного соглашения между Чеченской Республикой Ичкерия и Российской Федерацией.
Возобновление полномасштабного переговорного процесса на высшем уровне по комплексу проблем чеченского кризиса является важнейшим условием регионального мира. Согласование взаимоприемлемых условий и интересов в ходе прямых переговоров позволит начать движение в позитивном направлении.
Результаты этих переговоров должны стать основой законодательных инициатив по скорейшему разрешению чеченского кризиса.
По мнению ученых и специалистов Северо-Кавказского региона, только открытый диалог всех политических и общественных сил, заинтересованных в нормализации обстановки на Северном Кавказе, способен обеспечить главное - невозобновление насилия в регионе. Разрушительная потребность любой ценой "восстанавливать конституционный порядок" и "защищать территориальную целостность" должны быть исключены из арсенала политических средств и действий.
Только конкретная и последовательная реализация законодательной, политической, социально-экономической программы возрождения региона позволит добиться долгожданного перелома на Северном Кавказе, обеспечить мир, безопасность и согласие между народами.
Государство не должно быть нейтральным к этническому составу населения и должно отражать в своем устройстве и политике этот важный фактор. В связи с этим Федеральная политика РФ в конфликтах и кризисных ситуациях должна быть предсказуема.
Необходимо завершить создание системы разграничения полномочий между различными федеральными органами, причастными к политике на Северном Кавказе, и органами исполнительной власти субъектов региона, без чего невозможно устранить дублирование функций тех или иных ведомств и наладить четкий контроль за исполнением принимаемых решений. Принимаемые федеральными и местными властями меры в конфликтах и кризисных ситуациях в регионе должны быть адекватны складывающейся обстановке. Применение силы должно быть дозировано и безопасность гражданского населения должна являться естественным ограничителем ее использования. Недопустимо также промедление с использованием силовых вариантов, когда того требует обстановка. Конфликты не могут быть разрешены исключительно военными средствами. Применение силы, если оно необходимо, есть предшествующая стадия или вынужденный компонент процесса политического конфликта.