Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)


Выступление Силаева Б.И., заместителя руководителя Департамента международных связей Правительства Москвы.
    Уважаемые друзья, я не буду говорить о том, как важен тот вопрос, который сегодня вынесен на парламентские слушания. И вот первые выступления, они, в общем-то, говорят о том, что действительно проблемы есть. Проблемы есть не только там, где живут граждане Российской Федерации, но и проблемы есть и здесь, в самой России, когда они приезжают сюда. И, конечно, цель наша сегодняшняя - посмотреть, что же надо сделать? Я согласен с этим.
    Москва серьезно этим вопросом занимается. Правда, я не буду говорить, что мы отдельно работаем с гражданами и с не гражданами, поскольку есть программа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Это несколько шире, чем граждане Российской Федерации, но в своей работе мы не делим на граждан и не граждан и, в общем-то, ведем системную, целенаправленную работу.
    Наша информация, что мы сделали в прошлом году по этому вопросу, у вас есть. Я не буду на ней останавливаться. Хочу только сказать, что в настоящее время разрабатывается комплексная, целевая, среднесрочная программа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2003-2005 года.
    И бы хотел бы несколько моментов отразить.
    Во-первых, в июле месяце будем рассматривать на заседании Правительства комплексную программу поддержки соотечественников. Сейчас идет процесс обсуждения этой программы на межведомственной комиссии при Московском правительстве и в июле месяце мы ее рассмотрим.
    На что мы обращаем внимание? Во-первых, мы в этой программе предусматриваем уже средства, которые пойдут на поддержку среднего, малого бизнеса российского, бизнеса в странах СНГ и Балтии. В этом году мы не предусматривали эти деньги, хотя сегодня только даем, даем и даем. Вот на следующие годы мы уже серьезные средства предусматриваем, чтобы помочь русским гражданам там, где они проживают, если они конечно захотят этого. Значит, помочь им там осесть, сделать свой бизнес и создать рабочие места, и так далее... Это тоже очень важно и на это выделяются приличные деньги.
    Еще один момент я хотел бы отразить. Мы думаем и тоже предусматриваем средства на создание Московского дома соотечественников. Мы думаем, здесь можно было бы разместить, и сосредоточить и различные направления работы. Это могут быть, например, и общественные фонды, юридические конторы, редакция журнала "Соотечественник", телевизионных программ, бизнес-клуб деловых людей российского зарубежья, направления по оказанию медицинской помощи, поддержка русского языка, культуры, музей истории русского зарубежья, Интернет-портал и так далее, и так далее... Значит, это тоже очень серьезно и, я думаю, что, создавая такой Московский дом соотечественников мы приглашаем к совместному сотрудничеству всех, кто в этом деле заинтересован.
    Получает дальнейшее развитие стипендия мэра Москвы в странах Балтии. Вы знаете, есть такая программа. Мы предусматриваем увеличение средств на эту программу и думаем начать распространять эту программу уже не только на страны Балтии, но и на другие страны СНГ.
    И еще один момент. Недавно мы проводили "круглый стол" и рассматривали вопрос о том, как идет обучение, вузовское образование в этих странах у наших соотечественников. Там были интересные рекомендации, которые мы попытались в нашу программу включить. Например, во-первых, мы предусматриваем в программе доведение до одного процента, как это и ставит Владимир Владимирович Путин в своем Послании, число обучающихся в российских вузах из стран СНГ. Мы предусматриваем при этом сегодня средства для того, чтобы этим студентам предоставлялась медицинская страховка, чтобы они могли получать и какие-то социальные льготы, поскольку сегодня мы квоты даем студентам, приглашаем, но они приезжают сюда как иностранные граждане и всеми этими правами не пользуются. Мы это предусматриваем.
     Опять я хочу сказать, что это пока разработки. Последнее слово будет за Правительством Москвы, но, тем не менее, в этом направлении мы работаем.
    Разрабатывается механизм привлечения внебюджетных средств, для поддержки соотечественников за рубежом. Это тоже, в общем-то, интересный момент. Вы знаете, конечно, тех денег, которые Москва выделяет - 120 миллионов рублей в этом году, в последующем будет не меньше этого с учетом и инфляции. Конечно, их не хватает, но в этой связи я хотел бы перейти уже к предложениям.
    Вы знаете, если рассматривать средства, которые выделяет Правительство - там 135 миллионов, по-моему, конечно, мало. Если рассматривать средства Правительства и средства Москвы - это уже 250 миллионов, это уже, в общем-то, не совсем плохо. А если рассматривать те средства, которые могли бы выделить регионы России на все эти дела, то было бы, наверное, здорово. Поэтому я о чем хотел сказать. По-видимому, надо активнее привлекать к работе с соотечественниками все регионы России. Вы знаете, и Москве не хватает опыта, мы бы с удовольствием поделились бы и переняли бы то, что делают некоторые регионы России с соотечественниками. Не одна Москва, мы знаем, в этом направлении работает. Вот этого не хватает сегодня.
    И, конечно, и правительственная комиссия, и Совет соотечественников при Государственной Думе, и государство, могли бы выступить каким-то координатором.
    Я думаю, что на такие парламентские слушания надо обязательно приглашать представителей субъектов Федерации. Если мы этого не будем делать, то так и будем крутиться в собственном соку, и дело дальше не сдвинется. Хотя, может быть, я и не прав.
    Вы знаете, в прошлом году, в октябре месяце состоялся Конгресс соотечественников. Вы знаете, и все, что сегодня здесь говорят, там уже говорилось, там даны соответствующие рекомендации. А что дальше? Кто отвечает? Кому эти рекомендации были даны? Кто отслеживает их? Кто контролирует, куда мы движемся? И этот же вопрос можно задать и к сегодняшним парламентским слушаниям. Если они просто закончатся сегодня, мы разойдемся до следующих парламентских слушаний, то эффекта, наверное, не будет. А если те рекомендации, которые мы сегодня дадим, будут как-то отслеживаться, и на следующих парламентских слушаниях, может быть, мы послушаем информацию, как они выполнялись, то наверное, будет лучше.
    Я бы еще один вопрос хотел бы отметить. Все-таки, наверное, нам необходимо больше учить наших граждан. К сожалению, те граждане, которые за рубежом живут, они, как привило, не знают своих прав. А то, что идут нарекания на наше консульство, это и нам об этом говорили. Я недавно приехал из Севастополя, встречался с российской диаспорой в Севастополе и в Крыму. Там камня на камне не оставили на консульстве. Правда, я встречался с консулом, там неплохие ребята. Они пытаются что-то сделать, но их там мало. Было раньше консульство и в Севастополе, и какие-то проблемы там решались. Сейчас это консульство убрали из Севастополя. Сейчас оно в Симферополе и всё, пошли проблемы.
    И люди прямо говорят: "Вы бросили нас".
    В докладе просили нас высказаться по отдельному избирательному округу. Ну, а чего высказываться? Вот на том же Конгрессе это попало в рекомендации практически всех секций, что такой округ надо, надо создавать его, чего мы его не создаем? Непонятно. Наверное, надо просто создавать, кому-то засучить рукава и сделать.
    И еще один вопрос. Интересно, по-моему, выступил представитель МИДа. Я с удовольствием его послушал. Значит, они обратились к соотечественникам, чтобы те как-то помогли, в частности, присутствующие здесь. Я тоже месяц назад к ним обратился, и говорю:
    "Вот Москва выделила деньги. Мы сейчас эти деньги, хоть они и малые, но мы их не до конца используем". У нас еще не отработан механизм, у нас нет нормальных еще и заявок от вас. Месяц прошел, думаете, хоть один какую-то заявку дал?
     Мы с вами находимся в Москве и Москва этим вопросом занимается. Если до кого-то не дошло, ну, давайте теснее работать в этом направлении.