Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)


  Выступление Гармонина С.В., заместителя директора Департамента консульской службы МИД РФ.
    Вопросы защиты прав и интересов российских граждан остаются приоритетным направлением деятельности Департамента консульской службы, в адрес которого и МИДа в целом зачастую звучит критика в том, что мы недостаточно в полной степени, недостаточно активно защищаем права и интересы наших граждан, наших соотечественников. Вместе с тем поступают иногда, должен сказать, не так уж часто и благодарность в адрес сотрудников наших диппредставительств и консульских учреждений, когда удается решить конкретный вопрос конкретного гражданина, конкретного лица в дальнем и ближнем зарубежье.
    Хочу сказать, что в последнее время руководство Министерства иностранных дел уделяет консульской службы самое пристальное внимание, требует полной отдачи в работе. А свидетельство повышения требовательности ко всем сотрудникам службы является то, что уже вопрос о деятельности консульской службы рассматривался в конце прошлого года на коллегии министерства. Планируется еще раз обсудить вопрос о совершенствовании деятельности консульской службы на одной из ближайших коллегий министерства.
    В ходе этих коллегий, на которых присутствовали представители министерств, ведомств также было немало критических замечаний по совершенствованию всей работы консульской службы российской за рубежом в первую очередь, о чем тематика нашей сегодняшней встречи по защите прав и интересов наших граждан и соотечественников.
    Мы работаем не только с письмами, заявлениями граждан, которые поступают в наши консульские учреждения непосредственно в странах, но также с теми заявлениями, обращениями, письмами граждан, которые поступают к нам из Администрации Президента, от депутатов Государственной Думы с их многочисленными запросами.
    К сожалению, приходится констатировать тот факт, что наши ответы вынужденно запаздывают. Поскольку часть вопросов, с которыми обращаются наши граждане, прежде всего пенсионного обеспечения, касающиеся жилищного обеспечения, требуют согласования, выяснения ситуации в различных наших министерствах и ведомствах.
    Общая болезнь российского чиновничества, на мой взгляд, личный взгляд, - это затяжка, волокита. И зачастую вопрос, который можно было бы решить и на который можно было бы ответить в течение очень короткого времени из-за того, что мы не получаем ответы со стороны многих ведомств и министерств, затягивается на месяц.
    Весьма  справедливая   критика  раздавалась   в   сегодняшних выступлениях о том, что зачастую тяжело обслуживать интересы наших граждан соотечественников в виду недостаточно развитой сети консульских учреждений за рубежом или отдаленности наших консульских учреждений от мест компактного проживания наших граждан и соотечественников. В этом направлении хочу сказать, что мы делаем все, что возможно.
    Недавно открыли генеральное консульство в Оше, в Гюмри, консульство в Уральске. Планируется в ближайшее время наладить консульское обслуживание наших граждан соотечественников путем организации выезда представителей посольства для работы в Аджарии, в Батуми.
    Вторая тема касается вопросов гражданства, паспортизации наших граждан. Хочу сказать, что только в прошлом году нашими консульскими учреждениями в странах СНГ и Балтии было выдано более 508 тысяч паспортов. Тем не менее, по имеющимся у нас данным и информации, в ряде консульских учреждений, прежде всего центрально-азиатских государствах, очереди растягиваются на месяцы. Нет, запись идет уже на месяцы, а вопросы рассмотрения на годы.
    Я хочу сказать, что вопрос здесь требует комплексного подхода. Это не вина МИДа, а беда МИДа, что наши люди не справляются с огромным потоком обращений по вопросу гражданства. Мы поднимали и поднимаем эти вопросы в комиссии по гражданству, требуем увеличить штат сотрудников, которые могли бы обрабатывать все эти заявления и документацию.
    Несмотря на то, что наши сотрудники, то, что мне удалось увидеть на днях, побывав в Латвии, стараются снять вот эту остроту и работают даже в праздничные, выходные дни, когда здесь мы, в России, дружно гуляем почти неделю, там консульские сотрудники работали без выходных и перерывов.
    Но вопрос состоит в том, что нужно значительно усиливать наше консульское присутствие, штат наших консульских работников. И в этом мы рассчитываем на большую помощь со стороны наших депутатов Государственной Думы, поскольку это упирается в финансирование, в увеличение штатов.
    Я хотел бы еще отметить, что основное - расширение консульских учреждений - я затронул. Сейчас постараюсь ответить на вопросы.
    "Почему увеличился срок приема в гражданство России в порядке регистрации до шести месяцев? Ранее штамп ставили сразу. И почему даже в шесть месяцев не успевают?"
    По действующему пока еще Закону "О гражданстве" предусматривается, как вы знаете, приобретение гражданства в порядке ходатайства и в порядке регистрации. По рекомендациям комиссии по гражданству, документы направляются в Москву. Я имею в виду о порядке регистрации. После получения соответствующих согласовании они отсылаются обратно в консульское учреждение. Но зачастую диппочта идет раз в месяц и ответ соответственно тоже диппочтой поступает, которая направляется раз в месяц. Поэтому бывают задержки и сдвиги на месяц, полтора, два. Это о порядке регистрации.
    "Часто приходится слышать жалобы на то, что наши консульства в странах СНГ взимают с соотечественников, граждан России за границей и прочих лиц непропорционально и неоправданно с точки зрения закона деньги под видом консульского сбора. Пример Львов. Что делает МИД для прекращения такой практики?"
    Действительно раздавались справедливые нарекания в адрес многих консульских учреждений в странах СНГ и Балтии о высоких сборах за оформление гражданства, за оформление паспортов. Этот вопрос был рассмотрен и тарифы сборов скорректированы. Сейчас за получение паспорта платится не более 10 долларов.
    Из зала. Уже 40 долларов.
    Гармонии С.В. Тогда в этом случае мы должны разобраться, потому что нами даны циркулярные указания во все наши консульские учреждения в странах СНГ и Балтии о том, что тариф за оформление паспорта не должен превышать 10 долларов.
    Из зала. А можно дату и номер этого указания?
    Гармонии С.В. Я на память не могу номер вам сейчас вспомнить. Я могу сказать, что такой циркуляр был направлен в августе прошлого года. Если вы позвоните мне, потом я вам дам номер.
    "Будет ли открыт консульский пункт во Владикавказе для соотечественников Южной Осетии? Член Совета соотечественников".
    Пока, насколько мне известно, вопрос об этом не стоит.
    От Эстонии представитель консульской службы. "Почему такие дорогие паспорта? 230 крон".
     Из зала. Я вношу поправку, что 240 крон.
    Гармонии С.В. 240 крон. Сколько в долларах?
    Из зала. Это 15 долларов. Дорого, если учесть, что основная масса пенсионеры...
    Из зала. Оформление гражданства в паспортах 95 долларов стоит официально.
    Гармонии С.В. Сейчас как раз готовятся новые тарифы. Мы внимательно проверим вот эти все данные, которые будут утверждаться в Минюсте и все будет приведено в соответствие.