АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)
Выступление Замота А.П., руководителя Адвокатского бюро по защите прав соотечественников "Мир".
Рассматриваемый сегодня вопрос имеет на данном этапе развития российской государственности чрезвычайно важное значение. С удовлетворением можно констатировать, что национальное самосознание, уважение к себе, к своему государству, к своей Конституции и к своим гражданам, где бы они не находились и где бы не проживали, становится с большими-большими усилиями потребностью нашей жизни.
Профессионально, как многие из вас знают, я занимаюсь этой проблемой уже более десяти лет и непосредственно как адвокат уже восемь лет и поэтому проблемы защиты прав и законных интересов наших соотечественников, уже теперь и граждан России, то, чего не было в начале девяностых годов, на сегодняшний день приобретают все более и более активное значение.
Вот в первой половине нашего заседания вы видели целый ряд выступающих. Действительно, мы на этом нашем поприще на сегодняшний день стали профессионалами. И, действительно, я прослушал все выступления, люди, которые кровно заинтересованы в решении этой проблемы, кровно заинтересованы в том, чтобы Россия действительно была процветающим государством, уважающем себя, своих граждан и так далее... Активно, я вам могу сказать, действительно, я восемь лет непосредственно общаюсь с Государственной Думой. Наш Комитет по делам СНГ - это, действительно, комитет сподвижников, комитет высоких профессионалов, которые хотят на том уровне, который они... теми возможностями, которыми они обладают, делают все для того, чтобы эта проблема каким-то образом решалась и решалась положительно.
На сегодняшний день мы знаем, что департамент МИДа, Цепов Борис Анатольевич выступал. С ними мы тоже плотно общаемся. Это тоже коллектив единомышленников. Люди, которые хотят, желают и могут работать в этом плане.
Я не совсем согласен с предыдущим выступающим, уважаемым нами Константином Федоровичем Затулиным, который критикует это направление, что вот МИД, разные... Да, возможно. Возможно, есть в этом что-то и объективное. Но закон есть, значит, закон нужно выполнять. И сейчас спорить о том, хорошо ли это, плохо ли это, нам не стоит. Тем более, настраивать тех, ради которых мы работаем - наших соотечественников, граждан, что это плохое решение, нехорошее решение, я думаю, нельзя и не стоит. Будет другое решение - будем его выполнять. Сегодня такое решение, в таком плане выполнено, и, слава Богу, что сегодня эта ниша закрывается и закрывается людьми, которые заинтересованы в этой работе.
Но ближе, как говорится, к теме, потому что я не политик, я - адвокат и все вопросы, которые... рассуждения - это не моя епархия. Я могу сказать, что за шестилетний опыт нашей работы, наше бюро, и уже есть, в нашем зале уже есть и клиенты наши непосредственно, которым мы оказывали помощь, проделала достаточно большая работа.
Но, к сожалению, к сожалению, наша работа была бы более активной и более целенаправленной, и более результативной, если бы мы имели правовую базу, работая на сопредельных территориях.
На сегодня можно констатировать только одно, что наиболее активно мы работаем в Эстонии. Вот, к счастью, в судах первой инстанции наши адвокаты работают, и имеют довольно неплохие результаты.
Наверное, это еще и роль господина Мишина и вообще нашей русской общины, которая там очень активно работает, и, в общем-то, создает вот такие условия и с посольством хороший контакт происходит. Там мы работаем достаточно активно и целенаправленно.
Работа вообще в Прибалтике, если касаться вот Риги, вот, вы знаете, вчера начался, продолжается, по-моему, начался, продолжение процесса над Кононовым. Там еще есть дело Тесса, еще целый ряд наших соотечественников, граждан России, стариков, которых пытаются привлечь за геноцид.
В данном случае мы в этом плане усматриваем далеко идущую мысль тех властей, которые это делают. Если на удавалось обвинить Россию в геноциде в целом как государство, теперь пытаются это сделать через отдельных лиц, которые когда-то служили в государственных органах России. Обвинить их в геноциде, даже есть такие у нас, такая информация. Их даже склоняют к тому, чтобы они признали свою вину. Потому что, ну, старые люди, как бы к вам никаких больше претензий не будет, условно получите. Им главное - властям тех государств, получить прецедент. То есть приговоры, когда конкретные лица были осуждены, лица, граждане России, были осуждены за геноцид. Чтобы потом, в общем-то, каким-то образом и эти проблемы выставить России.
Я хочу сказать, что действительно к нам, я не скажу, что много обращений. Если бы мы бы работали более активно, были, имели эту возможность, то к нам было бы очень много обращений.
Но сегодня, исходя из материальных ограниченных наших ресурсов, потому что наши ресурсы, в основном, исчерпываются это нашим нищим карманом. Потому что вот на сегодняшний день у нас оплачена была только одна командировка в Ригу. Все командировки и все, как говорится, остальные расходы наши адвокаты берут на свой счет, и работают непосредственно, исходя из тех финансовых возможностей, которыми они обладают.
Это, конечно, сильно сдерживает, хотя я не хочу сказать, что мы, как сказать? Большие патриоты. Но, наверное, все-таки у нас собирается коллектив и собрался такой коллектив, у нас уже 80 человек работает, в который входят лица разной национальности. И много очень и переселенцев, и беженцев из разных государств и стран СНГ, которые бескорыстно работают в этом направлении.
В этом, в нашей работе большую помощь оказывает Московское правительство. Достаточно сказать, что мы провели "круглый стол" в декабре 2000 года "О выработке механизма защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом". Потому что мы вот тыкаемся и никак вот, допустим, Усть-Каменогорское дело, которое я вел в Казахстане. Когда меня не допустили ни на предварительное следствие, ни в судебное заседание, ну, об этом вообще много уже говорили и слышали.
И вот, набирая такой опыт, мы пришли к выводу, что нам непосредственно нужен механизм реализации наших возможностей, как адвокатов в странах СНГ. И в этом плане есть нормативная база, маленькая, небольшая, но она есть. Мы знаем много соглашений и договоров заключено и в частности Закон "О государственной поддержке соотечественников за рубежом" 5 марта 1999 года принятый.
Но, к сожалению, он не имеет механизма своей реализации. И вот Московская мэрия пошла навстречу, и мы провели тогда большой круглый стол" в этом плане, в плане выработки механизма защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом.
Был создан Центр оказания правовой помощи "Москва. Россияне". Сегодня большую помощь нам оказывает Московский дом национальностей. Нам предоставлен офис. Мы сейчас занимаемся и второй частью этой проблемы, то есть, отрабатываем проект защиты прав и законных интересов национальных меньшинств на территории Москвы в данном случае.
То есть мы берем под защиту граждан других государств стран СНГ, работающих на территории и живущих на территории Москвы или проживающих, или находящихся. Тем самым, значит, показывая и, защищая интересы соотечественников за рубежом, чтобы был единый подход в правовом плане. Чтобы нас не упрекали: вот там, значит, в России плохо относятся, а вот, что вы хотите здесь?
Поэтому мы взяли на себя ответственность защищать права и интересы граждан стран СНГ и на территории России.
Таким образом, как бы сегодня, на мой взгляд, много лет находясь в этой проблеме, мы говорим о том, что сегодня, я думаю, что "лед тронулся" и довольно серьезно. Но на сегодняшний день нам нужен механизм защиты прав наших соотечественников за рубежом.
Вот мы, как говорится, со своими малыми силами предлагали, предложили парламентским слушаниям Конвенцию, которую вы все получили. Договор двухсторонний для того, чтобы начать эту работу. Иначе, если у нас не будет правового механизма, то, естественно, мы с вами не сможем эту работу проводить, как бы мы ни хотели, что бы мы ни делали. Хотя можно, там еще есть формы работы, но нам на сегодняшний день нужен механизм, нам - адвокатам, нужен механизм для того, чтобы мы могли ездить в страны СНГ и защищать.