Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)


Выступление Мишина Ю.А., председателя Эстонского республиканского Союза граждан России.
    Сегодня мы собрались именно исключительно по теме российских граждан за рубежом. Но смешение этих понятий, постоянно присутствует с самого начала слушаний, соотечественники - российские граждане. И мы, в общем-то, о соотечественниках поговорили вдоволь на конгрессе, в октябре прошлого года. И, в общем-то, сегодня мы хотели конкретно говорить о тех людях, у которых у сердца частичка России, это российский паспорт, о тех людях, которые Россию никогда не предали и не предадут, о тех людях, которые свои должны быть в Росси, потому что они еще и избиратели. Они на последних выборах продемонстрировали стремление к укреплению России. Более 70 процентов проголосовали за нынешнего Президента России. Вот об этом надо говорить больше и конкретно.
    В отношений граждан России, постоянно проживающих за рубежом, сегодня действует положение Конституции Российской Федерации, ей исполняется в этом году 9 лет, устанавливающая:
    Первое, равенство прав и обязанностей граждан вне зависимости от места жительства.
    И, второе, устанавливающая защиту и покровительство граждан России, проживающих за рубежом.
    Действует также два закона прямого действия: десять лет в этом году исполняется Закону "О гражданстве". И вот уже, по-моему, четыре года, как вступил в силу Закон "О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом". Но отнюдь и эти два закона полностью не выполняются, и, к сожалению, мы сегодня можем констатировать, и законодательный совет власти, и исполнительный совет власти, зачастую забывают о российских гражданах, проживающих за рубежом. Сегодня уже об этом говорилось. Но я бы хотел очень конкретно привести эти примеры.
    Понимают ли некоторые чиновники и законодатели в России причины массового принятия российского гражданства за рубежом? Я подойду очень просто. Я перечисляю "горячие точки" на территории бывшего Советского Союза: Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Северный Казахстан, Севастополь. Это территории массового принятия российского гражданства. Таджикистан и можно продолжать.
    Из трех Прибалтийских республик, которые гарантировали всем своим постоянным жителям еще в 1991 году при заключении договоров с Ельциным свободное волеизъявление при принятии местного гражданства, только Литва более-менее выполнила этот договор. Но Эстония и Латвия до сих пор так и не приступили к выполнению этого договора.
    И я сразу делаю упор: а где же здесь российская принципиальность российских властей? Где борьба за выполнение этих договоров? Вот отсюда первые наши беды - из-за слабого этого стремления, чтобы работали международные договора.
    По международному праву. Приоритет над местным законодательством имеет международный договор государства. Увы, отнюдь. Националисты в Латвии и Эстонии просто упиваются своей независимостью и, по ходу дела, плюют на Россию.
    Да, я чувствую, есть конфликт интересов, конфликт интересов в МИДе России. Они должны налаживать добрососедские отношения с государством своего пребывания, налаживать хорошее отношение России с этим государством. А, с другой стороны, сегодня им поручено защищать не только соотечественников, но и защищать и покровительствовать российским гражданам.
    Относительно соотечественников. Это добрая воля. Это принципы международного права, положение национальных меньшинств. А отношение российских граждан - это Конституция, это закон "О гражданстве", это закон "О соотечественниках".
    Вот здесь конфликт интересов я предлагаю решать очень просто. У нас есть организованные российские граждане в большинстве государств. Так вот через них можно выполнять эту функцию, ставить вопросы об их положении, помогать им отстаивать свои интересы юридическим способом, способом через международные организации. Но сегодня у нас зачастую конфликт в том, что мы, российские граждане, стараемся защищать свои права, но не находим должного понимания в тех же дипломатических и консульских представительствах. Потому что у них своя цель поставлена выше. Сегодня Константин Федорович это очень ярко сказал.
    Хотелось бы сказать о зарубежном избирательном округе. Много мы об этом говорим, аж с 1993 года. В 1993 году я баллотировался от "Конгресса русских общин" в депутаты, в 1995 баллотировался по одномандатному избирательному округу. Ну что такое, 40 тысяч было тогда на северо-востоке Эстонии граждан России и 400 тысяч избирателей в Волховском избирательном округе. Конечно, они отдали за "своего" голоса, и здесь пройти эту стадию практически невозможно.
    Я доложу присутствующим, что 18 января этого года через Комитет по международным делам Государственной Думы Президенту России Путину было представлено письмо, которое из присутствующих здесь 7 человек подписали в октябре прошлого года, по созданию зарубежного избирательного округа. Владимир Владимирович внимательно отнесся к нашему письму и сделал поручение Вешняков. Ну, вот ждем, как Центризбирком в этом отношении повернется. Я сейчас заканчиваю.
    Относительно российских граждан за рубежом. Не работают многие законы внутригосударственные. Я просто перечисляю: закон "О ветеранах" так он и не работает относительно участников войны, относительно тыловых тружеников, относительно блокадников, относительно афганцев, чернобыльцев, членов семей репрессированных. А просто конфликт в чем? Не может разобраться Минобороны и Министерство социальной защиты: а кто будет выдавать это удостоверение российскому гражданину за рубежом? Тут вот, наверное, нужно чтобы такой запрос был просто депутатский.
    Сегодня вопрос возникает с трудоустройством российских граждан за рубежом. Сразу как нерезидент он должен 33 процента зарплаты отчислять на налоги в России. Конфликт возникает сегодня при получении в сберегательных кассах своих вкладов - тоже налагаются дополнительные налоги.
    Конфликт сейчас возник у моряков загранплавания. Приходит он в российский порт, российский гражданин, его не выпускают на территорию России, потому что у него нет российского паспорта моряка. Но у него есть международный паспорт моряка и у него есть загранпаспорт российского гражданина.
    Сегодня возник конфликт, и он уже около 10 лет длится, по оплате российским гражданам за рубежом вещевых облигаций, которые у нас были выданы еще Правительством Рыжкова. Вот Латвия и Эстония их никак не оплатила, сегодня в этом вопрос. Еще масса примеров, которые...
    Поэтому первое предложение. Это создание института уполномоченного по конституционным правам российских граждан, проживающих за рубежом. Я думаю, что при высшей исполнительной власти, при Президенте России такой институт должен работать.
    Второе предложение. Необходимо, чтобы все министерства и ведомства, наверное, тут эту работу должна возглавить Валентина Ивановна Матвиенко, проанализировала их работу именно с российскими гражданами за рубежом. И не только МИД, но и все остальные министерства и ведомства.
    Третье. Назрела необходимость создания Международной организации российских граждан, проживающих за рубежом. Нас миллион, даже больше, но мы никак не объединены. Я предлагаю сегодня после этих парламентских слушаний остаться в зале российским гражданам, чтобы мы такое мероприятие провели.
    И последнее. Мы в Эстонии сегодня собираем подписи против двойных стандартов в политике. Всем участвующим роздано это обращение. Я могу сегодня доложить, что собрано уже 15 тысяч подписей за то, чтобы на Латвию и Эстонию распространили так называемое Охридское соглашение по Македонии и чтобы двойные стандарты именно не действовали в отношении российских граждан и российских соотечественников за рубежом.