Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)


 Выступление Михайлова В.П., председателя Республиканского славянского движения "Лад" Республики Казахстан.
    Слава Богу, в Казахстане нет премии Юрия Михайловича Лужкова, и я думаю, что по этому поводу спора у нас не будет возникать.
    Я хочу сказать, что сегодняшний вопрос и сегодняшнее обсуждение в Государственной Думе вопроса о статусе граждан и их положении в ближнем зарубежье является неотъемлемой частью судьбы и жизни соотечественников за рубежом. Поэтому я не хотел бы, чтобы мы разделяли и тех, кто носит у сердца частичку России, может быть, те, кто носит просто паспорт и не делают того, что делают те, кто не имеют этого паспорта, в части поддержки соотечественников за рубежом.
    В Казахстане проживает более 4,5 миллионов русских, из них около 30 тысяч российских граждан. Вот согласно, почему так мало? Я могу сразу ответить. Потому, что их гораздо больше чем 30 тысяч, но это около 30 тысяч только зарегистрированных официально в посольстве. Большинство людей, российских граждан имеют как бы двойное гражданство, имеют казахстанский паспорт и паспорт России, и боятся регистрироваться в посольстве в связи с тем, что фактически в том же Казахстане идет преследование их, ну не открыто, будем так говорить, не прямо, не прямолинейно, а вся государственная машина направлена на удовлетворение потребностей только одной титульной нации, и отсюда все вытекающие последствия. И я согласен с теми выводами и анализом, который сделал Комитет по делам соотечественников, определив перечень тех неудобств и унижений, которые испытывают российские граждане, проживая за рубежом.
    По-разному оценивают ситуацию в Казахстане отношение к России, российским соотечественникам разные политологи, есть такой доктор Масанов, в своем исследовании он приходит к выводу, что 90 процентов русских, живущих в Казахстане, желали бы переехать в Россию. Хотя официальная статистика и те социологические исследования, которые провело Министерство по делам культуры и общественного согласия, они говорят о том, что только 11 процентов. В общем-то, если быть объективным, то где-то должна быть истина посередине, я думаю, что это 50 процентов граждан сегодня, вернее, россиян, живущих в Казахстане, желают выехать в Россию. И Республиканское славянское движение на основе своих собственных микроисследований пришли к выводу, что все равно в Казахстане из тех 6-7 миллионов, которые там жили, останутся 2-2,5 миллиона русских. Конечно, социальный статус их несколько будет однороден, и это большей частью останутся крестьяне, это большей частью останутся рабочие, которых по своей психофизической возможности, их меньше интересует государственность русского языка, их меньше интересует занятие должности, продвижение по службе, они занимаются своим конкретным непосредственным делом, и легко меняют одну профессию на другую. Как сказала одна из избирательниц на встрече со мной, кандидатом в депутаты мажилиса - парламента: "Я готова говорить на японском языке, лишь бы были сыты мои дети".
    Ну главной причиной переселения русских и российских граждан в Россию, называют экономические причины. Но я думаю, что не учитывается все-таки психофизический аспект этой стороны дела. Потому что и экономические, и политические, и социальные причины, они зиждутся на состоянии самого человека, насколько комфортно он себя чувствует в этом государстве. Поэтому создание таких условий и должны преследовать в своей политике не только государства-пребывания, но и государства, прежде всего. Российская Федерация. К сожалению, в последнее время показывает, что и последний закон о гражданстве, и концепция миграционной политики показывает о том, что Россия, для нас непонятно, выходит на какие-то позиции европейских рамок, европейских стандартов, а слезы и страдания своих соотечественников во внимание не принимаются.
    Мы сторонники того, чтобы законы и договора, двухсторонние соглашения, которые создаются между государствами, они, прежде всего, должны отражать интересы не только государства в целом, ну может быть, не столько государства в целом, а интересы людей, живущих в государстве. И если есть граждане России, а их один миллион, как здесь говорили, живущие за пределами России, то они должны быть уверены в том, что они всегда получат со стороны России поддержку и защиту.
    По этой части уже говорили здесь, и о том, что невозможно иметь русскому гражданину своего адвоката, адвоката из России. Почему-то в Соединенных Штатах и в Швейцарии Бородин имеет такую возможность, а в Казахстане почему-то не имеет. Хотя между Америкой и Россией нет договора о вечной нерушимой дружбе и любви. Почему этого нет?
    Вот я думаю, что, здесь очень хорошо выступал представитель МИДа, и я, эмоционально, красиво он говорил, но я сидел и думал, что все, что он говорит, это касается фактически сейчас того отдела, который он возглавляет, и все, чем он болеет, это является его и работой. Поэтому, ну может быть, потому, что только начинается работа, но тем не менее, уверенность в том, что это нужно делать и можно это сделать, я думаю, что они должны быть обращены вовнутрь, чем вовне.
    Я, кстати, вот Республиканское славянское движение "Лад" в апреле проводили "круглый стол" о проблемах межнациональных отношений в Казахстане. Мы обратились в этот новый департамент с просьбой направить специалистов, даже никто не ответил, там, дорогие товарищи, мы не можем вам помочь или что-то такое, мы вас поддерживаем - никто даже не ответил. Поэтому вот из этих мелочей и складываются дела и результаты целых департаментов.
    Между Казахстаном и Россией есть очень много договоров двухсторонних, и четырехсторонние они подписывали, и в рамках СНГ это и по проблемам культуры, и по проблемам просвещения, образования, и все. Но как это ни странно, все это остается на бумаге, это все остается в большей части декларацией, как и стал декларативным Закон "О соотечественниках". И здесь, господа депутаты, мне кажется, большая доля вины в вас, в том, что с таким трудом приняв этот закон, вы не смогли все-таки настоять на том, чтобы он заработал, и заставить российское правительство работать на государство российское и народ российский.
    Поэтому, конечно, тут у меня много написано, я может быть, спутанно говорю. Всё, уже меня сгоняют с трибуны. Единственное, что я в заключение хотел бы сказать, что, там и о средствах массовой информации можно говорить, сейчас ОРТ, есть такое ОРТ в Казахстане. Но судя по тому, как заменяются российские программы на казахстанские программы, и порой примитивные, кустарные, мы скоро можем говорить ни ОРТ в Казахстане, а - Казахстан в ОРТ. И поэтому там скоро и российского-то ничего присутствовать не будет. Сокращается информационное поле, и в телевидение сейчас принят специальный закон о СМИ, поправка, вернее, о том, что 20 только процентов может идти ретрансляция.
    Ну к сожалению, мы ограничены во времени, но я думаю, что в заключение нужно сказать, что в отличие от прочих иностранцев российские соотечественники и граждане России выстрадали уже за эти 10 лет свое право особого отношения к себе как на территории стран проживания, так и в самой России.