АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)
Выступление Дубовицкого В.В., атамана общины казаков "Амударьинская линия" Республики Таджикистан.
Уважаемые граждане России и соотечественники, мы, в частности, в Таджикистане пользуемся определением соотечественников, как этнических выходцев, выходцев с территории России, то есть имеющих какую-то форму государственности на территории России, начиная от республики, и кончая, там, автономным районом, округом и так далее.
Я представляю регион, который второй раз уже за последние 10 лет становится просто опасным для проживания. В Таджикистане, как вы знаете, уже прошла гражданская война, которая длилась с 1992 по 1997 год, в настоящее время, в связи с проведением антитеррористической операции в Афганистане обстановка снова обострилась, да и по сути дела гражданская война в Таджикистане, она носит, так сказать, тлеющий характер до сих пор, кроме того в Киргизии начинаются большие дела и волнения, которые тоже могут вполне, по нашему опыту, вот не даст соврать Вишневский, могут перерасти в крупномасштабные вооруженные столкновения.
На фоне всего этого происходит ослабление влияния России на этот регион, я имею в виду, на его политику и в том числе это отражается, конечно, и на нашей судьбе.
Таджикистан, к счастью, остается единственной из пяти стран этого региона, где сохраняется российское военное присутствие, там стоит 201-ая дивизия Вооруженных Сил России и погранвойска, маленький участок среднеазиатской границы, которая охраняется российскими пограничниками. Нигде этого больше в Центрально-азиатском регионе нету.
А экономическое влияние в этом регионе, к сожалению, почти нулевое России. Это также сказывается на нас.
Единственная, так сказать, связь с Россией в культурном плане, в плане каких-то духовных взаимоотношений, она еще происходит из-за достаточно большой русской и российской диаспоры в этих вот пяти странах.
Но в каком положении мы сейчас там оказываемся. Вот уже полгода мы видим только одну-единственную программу РТР, и то, которая транслируется по сокращенному варианту. Вот, слава Богу, дивизия имеет свое телевидение, 201-ая дивизия, которая транслирует, правда, в радиусе 50 километров свои программы, третью программу, НТВ и так далее.
Единственное российское издание "Вестник славянского союза", которое мы выпускаем на принтере компьютера, вот который по сути дела является золотым, вот я привез сюда, несколько экземпляров раздал, мы до сих пор на свои средства издаем, мы тоже не можем до сих пор найти никакие, в общем-то, средства для его издания.
Иногда, вот Николай Николаевич Беляков закидывает нам "Союзную газету", вот, слава Богу, и господин Сенин, это "Русский вестник", тоже иногда мы получаем военными бортами. Вот и все. Вот и все информационное пространство наше.
Ну, в этой вот обстановке пытаемся выжить, и я скажу, что этот вопрос почти каждым из выступающих поднимался, относительно избирательных округов зарубежных. Он нужен, конечно, не один, потому что везде российские соотечественники, русские диаспоры в существующих странах СНГ, они живут в разных условиях и самые разные проблемы. Один человек это не озвучит и это бессмысленно.
Прибалтика должна, все три прибалтийские республики иметь один округ. Средняя Азия, в которой тоже разница в положении есть между, скажем, Казахстаном и Киргизией, и плюс остальные, два округа нужно иметь. Нужно иметь один округ на Украину и Молдавию. Нужно один округ иметь на Закавказье. И пусть, не будем говорить, и даже тут не надо говорить, учитывая положение наше, если говорить о важности нашего пребывания там, мы один из геополитических факторов присутствия России в регионе, каждый раз заявляется. Вот позаботьтесь об этом факторе, и нужно снизить нормы представительные депутата. Сколько есть в Прибалтике или в Закавказье, вот пусть выберут этого депутата, сколько бы не было, хоть 50 тысяч всего было, но это и будет проявлением геополитической нашей важности для России в месте пребывания.
Ну, еще хочу, знаете, сказать относительно деятельности МИДа, вот сейчас только-только все это развертывается, разворачивается, его, опыта нету и так далее, но у нас модно ссылаться на исторические альтернативы, исторические прецеденты, вернее, в том числе я хочу напомнить относительно такого исторического прецедента защиты соотечественников Россией на территории Средней Азии, это соглашение от 1868 и соглашение от 1873 года с Бухарским ханством и Хивинским ханством, где соотечественники, русско-подданные были выведены из-под юрисдикции стран пребывания, и подчинялись судам и полицейским участкам, которые были там созданы, и все было нормально.
В конце я хочу сказать немножко о деятельности Русской православной церкви на территории Таджикистана. Вот эта статья, вышедшая 17 мая, совсем недавно, несколько дней назад, рассказывает о помощи Патриархии Русской православной церкви афганским беженцам, 100 тонн продовольствия на территорию Таджикистана для афганских беженцев в долине Пянджа было доставлено, это в то время, как наши старики вымирают.
Я не понимаю позицию Патриархии, понимаете, что это значит? Я понимаю, что это в порядке информации, с вас не спросишь.