Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 3 Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса


 

Информационная политика в аналитическом обеспечении
законодательной деятельности


     Проблема информационно-аналитического обеспечения законодательной деятельности Парламента России является относительно новой для науки конституционного права. Толчком к ее активному изучению явилась информатизация общества, формирование единого информационного пространства. Несмотря на имеющиеся работы, так или иначе затрагивающие проблемы организации и деятельности органов законодательной власти, фактически, за небольшим исключением, не были комплексно исследованы тенденции в развитии и функционировании системы информационно-аналитического обеспечения законодательной деятельности на современном этапе, особенно в свете обновленного российского законодательства.
    На современном этапе развития российского общества, характеризующемся сложными и противоречивыми процессами в социально-экономической и государственно-правовой сферах, большинство российских правоведов - как теоретиков, так и практиков - сходятся во мнении, что на сегодняшний день наиболее слабым звеном законодательной деятельности является несогласованность социальных интересов в рамках правообразующего процесса, отсутствие последствий прогнозирования принятия законопроектов. Законодательная (представительная) власть, являясь одним из важнейших уровней организации публичной власти, обеспечивает, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе ее органов негативным образом сказываются на состоянии всего общества.
_________________________
См.: книги серии Конфликт закона и общества ; Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества / Науч. ред. Э.Б.  Гилинская, С.Н. Смирнов. - М., 1999; Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. - Нижний Новгород, 2000; Просвирин Ю.Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. - Воронеж, 2000; Скурко Е.В. Некоторые вопросы интеграции экспертного знания в законодательную деятельность //Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002, 2-3.


     В современном демократическом государстве парламенты играют важнейшую роль по обеспечению институционального баланса исполнительной власти и представлению интересов и точек зрения избирателей. Существует три взаимосвязанных аспекта деятельности законодательной власти: парламент в качестве законодательного органа; парламентский контроль над деятельностью исполнительной власти (что позволяет измерить легитимность работы правительства); парламент как представительный орган, выражающий интересы народа. Без сильного парламента невозможно реализовать основные принципы успешного управления, такие как контроль, прозрачность, уважение к плюрализму. Эффективный парламент в свою очередь нуждается в квалифицированной интеллектуальной поддержке в обеспечении выполнения своих функций.
    На рубеже нового тысячелетия в России, как и во всем мире, произошли изменения на фундаментальном уровне, бурно развиваются информационные системы. Россия стала открытой страной в мировом информационном  пространстве. Ученые мира предсказывают, что в наступившем веке будут происходить мощные цивилизационные сдвиги во всех сферах жизни. Процесс этот сложный, противоречивый и затронет  фундаментальные основы общественного бытия различных социумов. В основе этих глубинных преобразований все большую, практически определяющую роль играют знания и информация как субстраты информационного общества.
    В условиях построения информационного общества информация становится основным неотъемлемым атрибутом социального управления в целом, информационное управление - его частью. Но есть особая сфера, связанная с управлением самой информацией, то есть с управлением информационными процессами, составляющими ядро информационной политики.
    Понятие информационная политика служит одним из базовых как в научном, так и в общественно-политическом лексиконе. С одной стороны - оно довольно широко используется в разных отраслях знания: философии политики, теоретической и сравнительной политологии, социальной и политической психологии, политическом менеджменте, коммуникативистике и т.д. С другой стороны - данное понятие весьма часто присутствует в различных политических декларациях, концепциях и тому подобных документах. Вместе с тем, несмотря на сравнительно продолжительный опыт употребления термина информационная политика в политической теории и практике, в академической и общественно-политической среде не прекращаются дискуссии о содержании этого важнейшего научного понятия. Исходные условия эффективного проведения государственной политики, направленной на удовлетворение потребностей и интересов общества в определенной сфере - это формируемые самой государственной властью: концепция государственной политики, определяющая краткосрочные, среднесрочные и долговременные перспективы развития данной сферы жизнедеятельности общества и государства; законодательная база - обязательные для всех в демократическом правовом государстве правила, условия и необходимые ограничения деятельности в данной сфере; организационно-технологическое обеспечение практической реализации и контроля процессов государственного регулирования данной сферы как объекта государственного управления.
    Поэтому содержание информационной политики государственных органов управления составляет набор разнообразных мероприятий административно-управленческого характера. С точки зрения политологического подхода, технологии проведения политики государственных органов управления, в том числе информационной, определяются в зависимости от состояния объекта регулирования, возможностей государственных органов управления и ряда других факторов. Вместе с тем, как подчеркивает А.И. Соловьев, универсальными технологическими звеньями принятия решений, лежащими в основе разработки политики государственных органов управления и направленными на согласование интересов, соотнесение целей, средств и т.д. являются политическое прогнозирование (разработка концептуально обоснованных суждений о состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках осуществления этого состояния), планирование (определение перспективы состояния объекта в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния) и программирование (принятие мер по достижении запланированного состояния объекта в будущем с учетом установленных альтернативных путей и сроков достижения этого состояния). Подчеркнем, что без формирования осмысленной и проговоренной, документально закрепленной государственной политики в современных государствах не развивается ни один конструктивный процесс. Поэтому формирование и постоянная корректировка государственной информационной политики - главный залог конструктивного развития и оптимального (с точки зрения развития общества и культуры) информационной среды.
_________________________
См.: Соловьев А. И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2001. С. 489.

     Реализация власти на всех уровнях - это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для граждан проблем. И именно здесь мы обязаны наиболее эффективно реализовывать конституционный принцип народовластия. Полагаю, что пришла пора вспомнить это слово и наполнить его реальным практическим содержанием. + демократия именно на местах издавна считается основой гражданственности и народовластия. И потому одной из самых приоритетных задач местной власти является налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия с гражданами .
_________________________
Путин В.В. Местное самоуправление - основа гражданственности и народовластия //Журнал российского права, 2003, 12. С. 3.

    Помимо неизбежных трудностей переходного состояния нашего общества (нестабильное экономическое и политическое положение, низкий уровень политической и правовой культуры, обусловленный посттоталитарным сознанием) многие из причин указанных выше негативных проявлений видятся в концептуальных ошибках правового оформления современной модели российской государственности, ошибках, вызванных, как представляется, нежеланием учитывать реальное, исторически обусловленное состояние российского общества и определяемую последним оптимальную степень его демократизации.
    Однако само по себе усиление государственного контроля за организацией и деятельностью органов власти одновременно может способствовать как укреплению режима законности, так и возрастанию оторванности государственной власти от общества. Выбор разумного баланса между самостоятельностью и контролем, между децентрализацией и деконцентрацией государственной власти - такова главная задача современного этапа реформы. Выбор этот должен производиться в рамках уже существующей модели российской государственности и определяться реально возможным, а не желаемым. Определение же этого реально возможного должно исходить из исторического опыта нашего государства, а именно из общих тенденций его исторического развития.
     

Д.А. Козлов, аспирант кафедры правоведения Коломенского
    государственного педагогического института