АВ 2005г. Выпуск 3 Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса
Аналитическое обеспечение законопроектной работы по ратификации международных договоров Российской Федерации
В последние годы неизмеримо выросли парламентская составляющая внешнеполитической деятельности российского государства, участие Федерального Собрания Российской Федерации в реализации единого внешнеполитического курса нашей страны на международной арене.
Международные договоры Российской Федерации, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, являются неотъемлемой составной частью ее правовой системы, важным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными государствами.
Важнейшей конституционной прерогативой Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов. Ратификация и денонсация международных договоров в соответствии с конституционной процедурой осуществляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в форме федерального закона, принимаемого одновременно в трех чтениях и направляемого впоследствии на рассмотрение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а затем на подписание Президенту Российской Федерации. Федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации служат основополагающей международно-правовой базой развития многопланового сотрудничества России с зарубежными государствами.
Для нас общей проблемой является реализация международно-правовых идей в российском законодательстве, которую мы решаем через непосредственное их заимствование, освоение, переработку и внедрение в законодательство, иными словами - имплементацию.
После окончания Второй мировой войны и выработки новых норм и принципов международного права встал вопрос об их соотношении с национальными правовыми системами. Целый ряд государств, принимавших в то время конституции, закрепили приоритет норм международных договоров, к которым они присоединились, перед национальным законодательством. Однако многие страны такого приоритета до сих пор не признают, в этих странах общепризнанные принципы международного права, заключаемые международные договоры, к которым они присоединяются, должны быть имплементированы в национальное законодательство.
_________________________
Сказанное относится не только к такой стране, как Норвегия, где до сих пор действует Конституция 1814 г., хотя и со значительными изменениями и дополнениями, но и к странам, где конституции приняты в послевоенное время (Конституция Дании в 1953 г., Форма правления Швеции - в 1974 г., Основной закон Финляндской Республики - в 1999 г.). См., подробнее: Могунова М.А. Имплементация норм международного права и региональных организаций в национальные правовые системы стран Северной Европы // Журнал российского права. 2002. 5.
В настоящее время Россия прилагает усилия для дальнейшей интеграции в мировое сообщество, продолжается работа по приведению законодательства Российской Федерации и ее субъектов в соответствие с нормами международного права. Международные договоры оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на законотворческий процесс, правоприменительную практику в России.
_________________________
См.: Комаров С.А., Титенков Д.И. Реализация идеи права человека в российском законодательстве (международно-правовой аспект) . СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2003. С. 66-67.
В связи с этим одним из направлений работы Отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности является анализ законодательной деятельности Государственной Думы в сфере ратификации международных договоров Российской Федерации. Экспертно-аналитическая оценка международных договоров проводится с учетом примерного перечня ряда вопросов.
В первую очередь выясняются предпосылки инициирования данного законопроекта, определяются его цели, задачи. Необходимо отразить в наиболее доступной форме сущность основных положений законопроекта, новизну предлагаемых положений, ответить на вопрос об имеющейся нормативной базе по рассматриваемой проблеме. И, наконец, самое главное - определить максимально достоверно последствия принятия законопроекта.
При экспертно-аналитической оценке международных договоров широко используются информационно-правовые ресурсы Государственной Думы, уникальные фонды Министерства иностранных дел Российской Федерации.
В арсенале технических возможностей отдела имеются в электронном виде все основные документы международно-правового характера, имеющие обязательную силу для Российской Федерации. В настоящее время переведены и размещены на сайте Правового управления конвенции Совета Европы (около 200), выпущен CD-rom Международные правовые акты .
Перевод на русский язык международных договоров, имеющих для Российской Федерации важное значение, их доступность широкому кругу юристов Российской Федерации позволит реализовать норму Конституции Российской Федерации о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью нашей правовой системы.
А.А. Смирнова, ведущий специалист отдела
аналитического обеспечения законодательной деятельности
Правового управления Аппарата Государственной Думы