Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 3 Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса


Опыт организации аналитического обеспечения парламентов
стран СНГ и Балтии


     Становление парламентаризма в странах СНГ и Балтии создало необходимость формирования систем аналитического обеспечения деятельности законодательных органов. Как правило, при их построении за основу брался опыт парламентов США, Канады, стран ЕС, имеющих крупные исследовательские подразделения в составе своих аппаратов. В то же время в существующей организации аналитической работы в аппаратах парламентов постсоветских государств имеется ряд особенностей, обусловленных различными причинами, такими как: специфика политического развития государств, наличие материальных ресурсов, отношение руководства парламентов и их аппаратов к аналитическому обеспечению законодательной деятельности и т.д.
    В настоящее время в парламентах странах СНГ и Балтии созданы различные информационно-аналитические службы как на уровне управлений (Информационное управление Аппарата Верховной Рады Украины, Информационное управление Аппарата Национального Собрания Республики Армения), так и на уровне отделов (Отдел аналитической работы Аппарата Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Информационно-аналитический сектор Центра по парламентским исследованиям и связям с общественностью Парламента Республики Молдова, Отдел информационного обеспечения Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской республики, Отдел информационно-аналитической работы Аппарата Мажилиса Республики Казахстан, Отдел экономической и социальной информации Канцелярии Рийгикогу Республики Эстония, информационно-аналитические отделы канцелярий Сеймов республик Литва и Латвия и др.).
_________________________
Подробнее см.:  Аналитический вестник Государственной Думы ФС РФ. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти.  - 2004. - Вып. 20.

    Для многих из вышеперечисленных информационно-аналитических подразделений характерно отсутствие четкого разграничения исследовательских, информационно-справочных, организационно-технических функций, функций правовой экспертизы и т.д. Так, в перечень задач Информационного управления Аппарата Верховной Рады Украины, помимо собственно аналитической работы, входят информационно-библиотечное обслуживание деятельности парламента, а также публикация информационных сообщений о деятельности Верховной Рады; в Аппарате Жогорку Кенеша Киргизской Республики одно подразделение (отдел информационного и программно-технического обеспечения) реализует и аналитические, и информационно-технологические функции и т.д.
    Однако в аппаратах парламентов некоторых государств удалось достигнуть четкого разделения функций информационно-аналитического обеспечения. Например, в Канцелярии Рийгикогу Республики Эстония имеются юридический отдел, отдел прессы и информации, отдел информационных систем и техники, отдел экономической и социальной информации и т.д. В задачи собственно аналитического подразделения - отдела экономической и социальной информации - входит подготовка печатных работ исследовательского и компилятивного характера по вопросам социально-экономического развития, бюджетно-налоговой политики и государственного управления; подготовка ответов на информационные запросы комитетов и фракций Рийгикогу, касающиеся экономической, финансовой, социальной, административно-управленческой проблематики; анализ экономических, социальных и административных последствий принятия законопроектов, находящихся на рассмотрении в Рийгикогу; организация проведения социологических опросов по вопросам государственного бюджета, законодательства, знания населения о деятельности парламента, отношения к евроинтеграции и т.д.
    Аналитические службы парламентов стран СНГ и Балтии имеют значительные различия в статусе, количестве сотрудников и внутренней структуре. Так, отдел информационного анализа Канцелярии Сейма Литвы непосредственно подчиняется руководству Канцелярии, имеет в штате 30 сотрудников и включает следующие 7 подразделений: группу анализа правовой и политической информации; группу парламентских исследований; группу исследований проблем Европейского союза; группу анализа экономической и социальной информации; группу исследований проблем региональной безопасности и евроатлантической интеграции; группу общей информации (осуществляющую информационно-справочное обслуживание); группу библиографической информации.
    Наличие значительного числа штатных единиц и рациональной структурно-функциональной организации аналитической службы позволяет Канцелярии Сейма  осуществлять широкий спектр аналитических услуг, достигать их высокого качества и оперативности.
    В то же время, например, в Республике Молдова парламентская аналитическая служба имеет статус сектора Центра по парламентским исследованиям и связям с общественностью и штат всего 7 человек; аналогичная ситуация имеет место во многих государствах СНГ.
    Содержание деятельности сотрудников аналитических служб во многом определяется требованиями к содержанию информационно-аналитических документов - результата их работы. В большинстве парламентских исследовательских служб стран СНГ и Балтии сформулированы стандартизированные требования только к содержанию периодических обзоров, бюллетеней и подобных им документов; другие же формы (в первую очередь малые) представления результатов аналитической деятельности, хотя и применяются, но остаются нерегламентированными с точки зрения объема и содержания. Исключение составляет Информационное управление Аппарата Национального Собрания Республики Армения, где используются различные стандартные форматы информационно-аналитических документов. Аналитический отчет - содержит результаты исследования определенной проблемы, прогноз развития ситуации и предложения по ее решению; сравнительное исследование - представляет проблему и пути ее разрешения в разных странах; информационный листок - документ аналитического или обзорного характера, представляющий наиболее общую информацию по определенному вопросу; информационная записка - краткий доклад, предназначенный для конкретного депутата.
    Такая стандартизация аналитических документов позволяет повысить качество обслуживания информационных запросов, а также более точно оценивать эффективность работы аналитических служб и отдельных сотрудников.
     Особое значение в организации деятельности парламентских аналитических служб имеет взаимодействие с аналогичными подразделениями аппаратов парламентов других государств (регулярные встречи руководителей, обмен информационными и методологическими материалами, совместный выпуск аналитических материалов и др.). Такого рода сотрудничество позволяет повысить качество информационно-аналитической работы за счет расширения информационной и методологической базы парламентских исследований. Следует отметить, что в настоящее время постоянное взаимодействие налажено только между аналитическими службами парламентов стран Балтии; контакты аналитических структур аппаратов парламентов государств СНГ носят эпизодический характер. Помимо этого, аналитические службы парламентов стран Балтии взаимодействуют с Европейским центром парламентских исследований и документации, получая от него методическую и информационную поддержку; в СНГ подобные задачи способен решать Секретариат Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, однако формы такого рода взаимодействия, несмотря на его очевидную востребованность, остаются нерегламентированными и, соответственно, неиспользуемыми.
    
 

Д.А. Яковлев, экономист лаборатории
организационно-экономических проблем управления
                                                                   Государственного университета управления (г. Москва)