Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 3 Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса


Аналитический обзор социальной политики
в области пенсионного обеспечения

     Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей российской системы пенсионного обеспечения. Расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих распределительных принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочного демографического прогноза.
    Помимо перечисленных необходимых условий установления трудовых пенсий Закон о трудовых пенсиях определяет механизм исчисления пенсии, условия выплаты. Изменение условий норм пенсионного обеспечения в связи с установлением трудовой пенсии возможно только при условии внесения изменений и дополнений в этот Закон.
    Таким образом, законодателем сформулирована в императивной форме норма о возможности изменения условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий, которая не предполагает применение других пенсионных норм, содержащихся в иных законодательных актах, до внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон о трудовых пенсиях. Такое жесткое регулирование введено законодателем в целях согласованности и единообразного понимания и применения норм пенсионного обеспечения.
    Включение в Закон о трудовых пенсиях определений важнейших понятий имеет огромное значение для упорядочения правового регулирования пенсионного обеспечения, достижения единообразного толкования и применения нормативных правовых актов. Без этого невозможно не только успешное осуществление пенсионной реформы, но и развитие государственной системы социального обеспечения в целом.
    Определение содержит следующие основные признаки трудовой пенсии. Во-первых, право на трудовую пенсию имеют только застрахованные лица , т.е. лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также члены их семей в случае потери кормильца. Перечень таких лиц дается в ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании. К ним относятся граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
    - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
    - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
    - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
    - работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в добровольном порядке в виде фиксированного платежа, порядок и сроки исчисления и уплаты которого устанавливаются Правительством РФ и который не может быть ниже 150 руб. в месяц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
    - иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.
    В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Закона право на обязательное страховое обеспечение, т.е. на страховую и накопительную части трудовых пенсий, реализуется только в случае уплаты страховых взносов за работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера. Пенсионные взносы платят работодатели, заказчики, подрядчики по гражданско-правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг. Это означает, что при неуплате ими по каким-либо причинам взносов или при намеренном занижении их размеров застрахованные лица либо вообще не приобретут пенсионных прав за соответствующий период, либо будут иметь пенсионные накопления в заниженном размере.
    Трудовые пенсии предоставляются при наступлении страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
    Понятие страховой стаж является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. Кроме того, в трудовой стаж включались периоды, которые вообще нельзя отнести ни к какой трудовой деятельности (в частности, проживания супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности; проживания за границей неработающих супругов работников российских учреждений и международных организаций и др.).
     Понятие страховой стаж содержится также в Законе об основах обязательного социального страхования. К сожалению, в формулировках есть расхождения, которые могут затруднить правоприменительную деятельность. Так, в соответствии со ст. 3 указанного Закона страховой стаж определен как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Упоминание о трудовой деятельности отсутствует и возникает противоречие между законами.
    В связи с изложенным комментируемая статья представляется наиболее удачной, поскольку она объединяет положения указанных Законов. Наравне с работой и иной деятельностью в страховой стаж засчитываются периоды, перечисленные в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях.
    Однако и формулировка ст. 2 Закона о трудовых пенсиях не лишена недостатков, поскольку не охватывает всех периодов, включаемых в страховой стаж. Дело в том, что она не согласуется со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с ней физические лица вправе добровольно уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем. Это фактически означает, что пенсионные взносы могут уплачиваться за любое лицо независимо от его участия в трудовой деятельности. В данном случае возникает прямое противоречие с теорией социального страхования и понятием трудовой пенсии.
    Термин расчетный пенсионный капитал впервые употребляется в пенсионном законодательстве. Его появление связано с переходом к принципиально новому механизму исчисления трудовых пенсий. С 1 января 2002 г. трудовые пенсии могут состоять из нескольких частей - базовой, страховой и накопительной. Пенсионный капитал служит базой для исчисления размеров страховой части трудовой пенсии.
    Пенсионный капитал отражает общую сумму страховых взносов в ПФР, внесенных за застрахованное лицо после 1 января 2002. Но поскольку до указанной даты большинство застрахованных лиц занимались трудовой деятельностью, которая засчитывалась в трудовой стаж, и, следовательно, приобрели определенные пенсионные права, эти права переводятся в денежное выражение по установленным правилам и также включаются в расчетный пенсионный капитал.
    Пенсионный капитал учитывается на ИЛС застрахованного лица, открытом в территориальном органе ПФР.
    Выражение установление трудовой пенсии нельзя признать удачным, так как законодатели попытались объединить в нем различные процедуры предоставления пенсий. Практически этого не получилось, поскольку порядок назначения пенсий, их перерасчета, перевода с одной пенсии на другую регулируется различными статьями Закона, в которых термин установление трудовой пенсии не используется. Его внесение в Закон не является необходимым и оправданным с точки зрения юридической техники, применяемой при создании правовых норм.
    ИЛС представляет собой документ, хранящийся в виде электронной формы в органах ПФР. Каждому ИЛС присваивается постоянный персональный номер ("страховой номер"), а застрахованному лицу выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
    Регистрация застрахованных лиц производится территориальными органами ПФР на основании данных, представленных страхователями (работодателями, юридическими лицами, заключающими гражданско-правовые договоры о выполнении работ или оказании услуг, авторские и лицензионные договоры), а также индивидуальными предпринимателями и другими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы в ПФР.
    При проведении начальной регистрации работодатель направляет в территориальный орган ПФР на каждое застрахованное лицо, работающее у него по трудовому договору (контракту), по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или по авторскому договору, анкету застрахованного лица утвержденной формы. Анкета содержит сведения личного характера (фамилию, имя, отчество; пол; дату и место рождения; адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания; номер телефона; серию, номер, дату и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность).
    При приеме новых работников работодатель обязан представить их анкеты в течение 2 недель со дня заключения трудового договора или гражданско-правовых договоров о выполнении работ или оказании услуг.
    Правильность указанных в анкете сведений должна быть заверена личной подписью застрахованного лица. Если застрахованное лицо не может лично заверить анкету из-за длительного (свыше 1 месяца) нахождения в командировке, болезни или по иной причине, работодатель заверяет анкету самостоятельно с указанием причины.
    На основании представленной анкеты застрахованного лица территориальный орган ПФР в течение 3 недель принимает решение об открытии лицевого счета и оформляет страховое свидетельство.
    Территориальный орган ПФР передает работодателю страховые свидетельства и в необходимых случаях запросы об уточнении сведений вместе с сопроводительной ведомостью, по которой свидетельства должны быть выданы застрахованным лицам под роспись в течение месяца. После раздачи страховых свидетельств сопроводительная ведомость возвращается территориальному органу ПФР. Если в страховом свидетельстве неверно указаны фамилия, имя, отчество, дата, место рождения или пол, застрахованное лицо вносит исправления в специальный листок утвержденной формы.
    Территориальный орган ПФР отмечает в лицевых счетах факт выдачи страхового свидетельства, а в случае представления работодателем листков исправлений и заполненных запросов об уточнении сведений переоформляет в течение 3 недель страховые свидетельства с учетом исправленных и уточненных сведений и передает их работодателю для выдачи застрахованным лицам.
    Лица, самостоятельно уплачивающие пенсионные взносы, проходят регистрацию в территориальных органах ПФР одновременно с регистрацией в качестве страхователя. Не работающие на момент проведения начальной регистрации лица могут пройти регистрацию в территориальном органе ПФР по месту жительства самостоятельно.
    Страховое свидетельство хранится у застрахованного лица, оно действительно только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Застрахованное лицо обязано предъявлять страховое свидетельство при приеме на работу по трудовому договору (контракту), при заключении договоров гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг, авторских и лицензионных договоров.
    Работодатель проверяет соответствие предъявленного страхового свидетельства документу, удостоверяющему личность застрахованного лица, и в дальнейшем указывает индивидуальный страховой номер работника при представлении в территориальный орган ПФР сведений о его стаже и заработке.
    Страховое свидетельство подлежит обмену на основании заявления застрахованного лица в следующих случаях: изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного лица; установления неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений; непригодности для использования. Территориальный орган ПФР в течение 3 недель после получения заявления об обмене страхового свидетельства обязан принять по нему решение, которое доводится до сведения работодателя и застрахованного лица. В случае утраты страхового свидетельства выдается дубликат.
    На каждое зарегистрированное застрахованное лицо работодатель ежеквартально представляет в территориальный орган ПФР документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах (в 2001 г. об уплате единого социального налога) по утвержденной форме. Сведения о заработке (вознаграждении) застрахованного лица и начисленных страховых взносах подаются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - приказов и других документов по учету кадров.
    Сведения, представленные в территориальный орган ПФР, в виде копии документа работодатель обязан также вручить застрахованному лицу в целях своевременной проверки правильности поступающих в ПФР данных. В случае обнаружения ошибок работодатель в месячный срок обязан внести необходимые исправления и выдать застрахованному лицу уточненные сведения одновременно с их представлением в территориальный орган ПФР.
    При увольнении работодатель обязан выдать застрахованному лицу его индивидуальные сведения, которые ранее не были представлены в территориальный орган ПФР. В территориальный орган ПФР эти сведения передаются в общем порядке.
    При ликвидации организации работодатель должен сообщить территориальному органу ПФР сведения о застрахованных лицах, которые ранее не были представлены. Работодатель, являющийся юридическим лицом, заверяет их личной подписью руководителя и печатью организации, а работодатель, не являющийся юридическим лицом, - только личной подписью.
    Данные, представленные работодателем с нарушением требований ПФР к форме и правилам заполнения, в ИЛС не вносятся. Копии этих документов территориальный орган ПФР возвращает работодателю с указанием обнаруженных нарушений.
    Территориальный орган ПФР производит сверку индивидуальных данных о заработке (вознаграждении) застрахованных лиц с данными, указанными в расчетной ведомости по уплате единого социального налога. При обнаружении несоответствия ПФР уведомляет работодателя об имеющихся расхождениях. В установленные сроки работодатель должен их устранить. В противном случае территориальный орган ПФР оформляет акт о расхождениях и принимает решение о перерасчете начисленного единого социального налога за отчетный период.
    Индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие единый социальный налог, представляют сведения о доходе в отчетном году лично. ПФР проверяет их в органах ГНС РФ и вносит в лицевой счет.
    Сведения о периодах трудовой и иной общественно полезной деятельности, периодах выплаты пособия по безработице, а также периодах военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемых в страховой стаж, в том числе сведения о трудовом стаже за период до первоначальной регистрации в ПФР, могут представляться застрахованными лицами в территориальный орган ПФР по месту жительства самостоятельно.
    Территориальный орган ПФР может проверить правильность представленных работодателем сведений путем проведения документальных проверок, а также путем запроса дополнительных сведений. По требованию территориального органа ПФР работодатель обязан дать дополнительные сведения, в том числе подтверждающие трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера, на пенсию за выслугу лет, и стаж, учитываемый в льготном исчислении.
    Копии сведений, представленных в территориальный орган ПФР, хранятся у работодателя по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности. Копии сведений о доходе, представленных в территориальный орган ПФР лицами, самостоятельно уплачивающими единый социальный налог, страховые взносы в ПФР, хранятся у этих лиц.
    Орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС), зарегистрировавший смерть лица в возрасте старше 14 лет, в течение месяца обязан направить в территориальный орган ПФР по месту нахождения следующие сведения об умершем лице: фамилия, имя (имена), отчество; пол; дата и место рождения; адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания; серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
    ИЛС имеет контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные в процессе ведения персонифицированного учета. ИЛС застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
    В общей части ИЛС застрахованного лица указываются: страховой номер; фамилия, имя, отчество; фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа; гражданство; дата регистрации в качестве застрахованного лица; периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 11 Закона о трудовых пенсиях; заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством РФ; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов; сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации; сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии; сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
    В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии; сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании); сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим компаниям; сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета; сведения, отражающие учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений; сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений; сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой; сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд; сведения о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в ПФР; суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
    В профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; суммы инвестиционного дохода; продолжительность профессионального стажа; суммы произведенных выплат.
    ИЛС хранится в территориальном органе ПФР в течение всей жизни застрахованного лица. После смерти застрахованного лица лицевой счет закрывается и хранится в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел. Сведения, содержащиеся в ИЛС, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством РФ.
    Все сведения о застрахованных лицах составляются в виде письменных документов и в электронной форме. В последнем случае обязательны гарантии достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Юридическая сила документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается территориальными органами ПФР совместно с конкретными работодателями и застрахованными лицами.
    Копия ИЛС и выписка из ИЛС выдается в 2-недельный срок со дня приема заявления. При этом застрахованное лицо обязано предъявить страховое свидетельство и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Отказ территориального органа ПФР в выдаче копии или внесении в ИЛС необходимых исправлений можно обжаловать в суд.
    К кругу лиц, имеющих право на трудовую пенсию, относятся граждане Российской Федерации, которые являются субъектами по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.
    Реализация права на трудовую пенсию возможна при условии, если граждане Российской Федерации застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования.
    Обязательное пенсионное страхование распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, если они работают по договорам: трудовому, авторскому, лицензионному либо по другому гражданско-правовому, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг.
    В круг застрахованных включены также лица, которые: самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы частной практики, адвокаты); являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств либо родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйства (п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании).
    Этот Закон предусматривает еще две возможные категории застрахованных.
    Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, являются застрахованными, если добровольно уплачивают за себя страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа по правилам, установленным ст. 28 и 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.
    Впервые в текст закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации введены математические формулы определения размера пенсии.
    Условия пенсионного обеспечения по старости остались без изменения. Возраст - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а необходимый стаж снижен до 5-ти лет - это минимальный стаж, который требовался и раньше для назначения пенсии при неполном стаже.
    Добавилось дополнительное условие - граждане России должны быть застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования.
    Виды пенсий (их три - по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Нет больше пенсий за выслугу лет (которые назначались педагогам, медикам, артистам, летчикам и др.), поскольку Федеральный закон Об основах обязательного социального страхования не содержит такого страхового случая. Теперь пенсии за выслугу лет будут именоваться досрочными пенсиями по старости.
    Сохранены права на досрочную пенсию за всеми прежними льготниками , предусмотренные старым законодательством, инвалидам войны, многодетным матерям и т.д.).
    Однако право на досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 01.01.2003 года будет иметь не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии будут устанавливаться по правилам и нормам обязательной профессиональной системы (готовится соответствующий проект федерального закона, введение которого предусматривается с 01.01.2003 г.).
    Конвертация их пенсионных прав в пенсионный капитал может осуществляться по их выбору (с применением общего или специального стажа).
    Изменилась структура пенсий. Трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять из 3х частей (базовой, страховой - уже с 01.01.2002 г., и накопительной - с 01.01.2013 г.), а по случаю потери кормильца состоит из 2х частей (базовой и страховой). Базовая часть финансируется непосредственно за счет федеральных налоговых поступлений, а страховая и накопительная - за счет средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных).
    Изменились правила исчисления трудового стажа. В отношении всех трех видов трудовой пенсии существует одно общее условие назначения - наличие определенной продолжительности страхового стажа. Однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.
    Различаются периоды работы и другой деятельности, которые включаются в страховой стаж (связаны с уплатой единого социального налога), а также периоды, которые засчитываются в страховой стаж (нестраховые периоды).
     Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий: работа должна выполняться на территории Российской Федерации и чтобы за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
    К иным периодам (кроме работы и творческой деятельности), засчитываемым в страховой стаж, относятся: любая военная служба; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3х лет в общей сложности; период получения пособия по безработице; период содержания под стражей необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
    Все перечисленные периоды засчитываются в страховой стаж при обязательном условии - им должна предшествовать (либо за ними следовать) работа (независимо от её продолжительности - достаточно одного дня).
    Перечень нестраховых периодов претерпел изменения. Это вызвано сокращением требуемой продолжительности страхового стажа и тем, что теперь он не будет оказывать какого-либо влияния на размер пенсии, а должен определять только наличие либо отсутствие права на трудовую пенсию.
    Основные правила подсчета страхового стажа:
     1.     Только в календарном порядке (без применения льготного исчисления),
    2.     При совпадении по времени нескольких периодов (например, работа и одновременный уход за ребенком-инвалидом) учитывается один из таких периодов.
    Кроме того, в законе содержится понятие общего трудового стажа, с учетом которого определяется размер пенсионного капитала. Пенсия будет зависеть от суммы фактически уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и установленного Законом ожидаемого периода её выплаты (период дожития).
    Размер базовой части всех видов пенсий  установлен в твердой сумме и дифференцируется в зависимости от категории пенсионеров. Он зависит от возраста (более высокий для лиц, достигших 80-ти лет), от степени ограничения способности к трудовой деятельности (более высокий для инвалидов I группы), от наличия нетрудоспособных иждивенцев (наиболее высокий при 3х и более иждивенцах).
    Размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от величины расчетного пенсионного капитала за счет взносов по обязательному пенсионному страхованию и ожидаемого периода выплаты пенсии.
    Накопительная часть может устанавливаться только к пенсиям по старости и по инвалидности. Если у кормильца, умершего до назначения ему самому накопительной части пенсии по старости, имелись накопленные на индивидуальном лицевом счете средства, то они одномоментно выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного (при отсутствии заявления - родственникам, при отсутствии родственников - списываются в пенсионный резерв).
    Введение выплаты накопительной части пенсии предусмотрено в  отдаленной перспективе, начиная с 01.01.2013 года, поскольку новый порядок уплаты взносов (на страховую и накопительную часть трудовой пенсии) коснется тех лиц, которым до назначения пенсии осталось 10 и более лет (т.е. мужчины - 1953 г.р. и моложе и женщины - 1958 г.р. и моложе).
    Четко зафиксировано, что размер пенсии определяется по состоянию на день назначения пенсии и по нормам, действующим на этот день (несмотря на то, что пенсия может быть назначена с более раннего срока - по инвалидности и по случаю потери кормильца).
    Основания перерасчета пенсии различны для каждой её части:
    -     Базовой - при достижении 80 лет, изменения группы инвалидности и числа иждивенцев;
    -     Страховой - при условии, что после назначения страховой части пенсии, либо со дня её перерасчета, отработано не менее 12 полных месяцев.
    Размер страховой части пенсии может быть скорректирован (1 раз в год- с 1 июля) с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных сведений о сумме страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Индексация базовой части пенсии зависит от темпов роста инфляции (в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год).
    Наряду с индексацией, размеры базовых пенсий, в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера, могут быть повышены отдельными федеральными законами.
    Накопительная часть трудовой пенсии индексируется ежегодно с 1 июля года, следующего за годом её назначения или перерасчета, и зависит от доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и  от изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости. Продолжающим работу пенсия перерасчитывается 1 раз в 3 года.
    Отменяется ежегодное истребование сведений о неполучении ими доходов от трудовой деятельности.
    Лицам, работавшим и подлежащим пенсионному страхованию до 01.01.2002 г., производится оценка и конвертация (преобразование) их пенсионных прав за прошлое время в пенсионный капитал.
    Расчетный пенсионный капитал - общая сумма (является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии):
    1. Страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо (от 8% до 14% заработка).
    2. Пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01.01.2002 г.
    Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал будет идти одновременно с назначением пенсии, но во всех случаях не позднее 1 января 2013 года.
    Вторая пенсия может быть установлена в соответствии с Федеральным законом О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации .
    Федеральный закон О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации содержит определение государственного пенсионного обеспечения, являющегося частью пенсионной системы, в соответствии с нормами которого отдельным категориям граждан предоставляются пенсии за счет федерального бюджета.
    Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению возникает в связи с длительным выполнением гражданами особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства; в целях частичной компенсации вреда, нанесенного здоровью человека радиационными и техногенными катастрофами; предоставления гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.
    Законом четко определен круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.
    Определен круг лиц, которым предоставляется право на одновременное получение двух пенсий (полностью совпадает с теми категориями, которым предоставлялось аналогичное право по ранее действовавшему пенсионному законодательству, т.е. по ст.5 Закона Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации и по Чернобыльскому закону). При этом одна пенсия может быть трудовой (назначена по Федеральному закону О трудовых пенсиях в Российской Федерации ), а другая - пенсия по государственному пенсионному обеспечению.
    Некоторые категории пенсионеров могут получать две пенсии в рамках Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации . Одновременное получение двух трудовых пенсий не предусматривается.
    Так, инвалидам вследствие военной травмы может устанавливаться пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом   О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и трудовая пенсия по старости.
    Виды пенсий связаны с  категорией их получателей:
    1.     За выслугу лет (назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим).
    2.     По старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф).
    3.     По инвалидности (военнослужащим, участникам ВОВ, а также гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф).
    4.     По случаю потери кормильца (семьям военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф).
    5.     Социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам).
    Условия назначения пенсий различны и зависят от категории граждан. Предусмотрено два обязательных условия, определяющих право на пенсию за выслугу лет: наличие стажа государственной службы не менее 15 лет, увольнение с государственной службы по следующим  5-ти основаниям (ликвидация органов государственной власти и управления, сокращение штата; увольнение с определенных должностей в связи с прекращением полномочий; достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы; обнаружившееся несоответствие замещаемой должности вследствие состояния здоровья; увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию).
    При наличии права на трудовую пенсию, социальная пенсия по государственному пенсионному обеспечению не устанавливается (несмотря на то, что размер социальной пенсии может быть более высоким).


     В.А. Самойленко, аспирант кафедры правоведения
    Коломенского государственного педагогического института