АВ 2003г. Выпуск 20 Представительство субъектов права законодательной инициативы в программах законопроектной работы комитетов Государственной Думы и итогах их выполнения в периоды сессий 2000-2002 гг.
Отклоненные законопроекты
В течение каждой из рассматриваемых сессий наибольшее число отклоненных законопроектов (см. диаграмму 7) было внесено депутатами Государственной Думы (от 176 до 343 законопроектов). Далее в порядке убывания следуют:
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации (совокупно от 120 до 318 законопроектов);
Совет Федерации (совокупно от 25 до 71 законопроекта);
Правительство Российской Федерации (от 13 дол 30 законопроектов);
Президент Российской Федерации (от 6 до 12 законопроектов);
суды Российской Федерации (совокупно от 2 до 4 законопроектов).
Напомним, что законопроект отклонен, если принято одно из решений: возвращен к процедуре первого чтения , возвращен к процедуре второго чтения , снят с рассмотрения , отклонен , не одобрен в.... , не принят в+ . При расчете показателей, характеризующих объемы отклоненных и рассмотренных законопроектов, за последние 4 сессии учитывались и законопроекты, снятые с рассмотрения на заседаниях Совета Государственной Думы, которые в статистике за периоды весенней и осенней 2000 г. не учитывались. Это делает данные за первые 2 сессии и последние 4 сессии не сопоставимыми. В соответствии с этим при анализе распределение по субъектам права законодательной инициативы рассмотренных и отклоненных законопроектах учтены показатели только последних 4 сессий.
Для оценки равномерности распределения рассмотренных законопроектов по субъектам права законодательной инициативы для каждого субъекта рассчитан показатель: доля отклоненных законопроектов , внесенных субъектом права законодательной инициативы от числа законопроектов этого субъекта в программе комитетов. Этот показатель характеризует вероятность у законопроектов того или иного субъекта права законодательной инициативы из программы комитетов быть отклоненными. В течение всех рассматриваемых сессий наибольшее значение этого показателя (см. диаграмму 8) было у законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и значение этого показателя изменялись в пределах от 63% до 73%.
Для интегральной оценки распределения долей отклоненных законопроектов по субъектам права законодательной инициативы за весь рассматриваемый период, для каждой группы субъектов рассчитан показатель: средняя доля отклоненных законо-
Диаграмма 8
Проектов (см. диаграмму 9). Показатели диаграммы 9 получены путем усреднения по 4 сессиям показателей диаграммы 8.
Диаграмма 9
Средняя доля отклоненных законопроектов была наибольшей у законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и составила среднем 69%. (см. диаграмму 6). Этот показатель был больше, чем у законопроектов, внесенных:
Советом Федерации и его членами в 1,1 раза;
депутатами Государственной Думы в 1,6 раза;
Правительством Российской Федерации в 4,3 раза;
Президентом Российской Федерации в 5,3 раза;
суды Российской Федерации в 5,3 раза.