Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 20 Представительство субъектов права законодательной инициативы в программах законопроектной работы комитетов Государственной Думы и итогах их выполнения в периоды сессий 2000-2002 гг.


Отклоненные законопроекты

     
     В течение каждой из рассматриваемых сессий наибольшее число отклоненных законопроектов (см. диаграмму 7) было внесено депутатами Государственной Думы (от 176 до 343 законопроектов). Далее в порядке убывания следуют:
    законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации (совокупно от 120 до 318 законопроектов);
     Совет Федерации (совокупно от 25 до 71 законопроекта);
    Правительство Российской Федерации (от 13 дол 30 законопроектов);
    Президент Российской Федерации (от 6 до 12 законопроектов);
    суды Российской Федерации (совокупно от 2 до 4 законопроектов).
     
     Напомним, что законопроект отклонен, если принято одно из решений: возвращен к процедуре первого чтения , возвращен к процедуре второго чтения , снят с рассмотрения , отклонен , не одобрен в.... , не принят в+ . При расчете показателей, характеризующих объемы отклоненных и рассмотренных законопроектов, за последние 4 сессии учитывались и законопроекты, снятые с рассмотрения на заседаниях Совета Государственной Думы, которые в статистике за периоды весенней и осенней 2000 г. не учитывались. Это делает данные за первые 2 сессии и последние 4 сессии не сопоставимыми. В соответствии с этим при анализе распределение по субъектам права законодательной инициативы рассмотренных и отклоненных законопроектах учтены показатели только последних 4 сессий.
     Для оценки равномерности распределения рассмотренных законопроектов по субъектам права законодательной инициативы для каждого субъекта рассчитан показатель: доля отклоненных законопроектов , внесенных субъектом права законодательной инициативы от числа законопроектов этого субъекта в программе комитетов.  Этот показатель характеризует вероятность у законопроектов того или иного субъекта права законодательной инициативы из программы комитетов быть отклоненными. В течение всех рассматриваемых сессий наибольшее значение этого показателя (см. диаграмму 8) было у законопроектов, внесенных  законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и значение этого показателя изменялись в пределах от 63% до 73%.
     Для интегральной оценки распределения долей отклоненных законопроектов по субъектам права законодательной инициативы за весь рассматриваемый период, для каждой группы субъектов рассчитан показатель:   средняя доля отклоненных законо-

Распределение по субъектам права законодательной инициативы отклоненных законопроектов
 


Диаграмма 7
     
Распределение долей отклоненных законопроектов по субъектам права законодательной инициативы
Диаграмма 8

Проектов (см. диаграмму 9). Показатели диаграммы 9 получены путем усреднения по 4 сессиям  показателей диаграммы 8.


Диаграмма 9

     Средняя доля отклоненных законопроектов была наибольшей у законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и составила среднем 69%. (см. диаграмму 6). Этот показатель  был больше, чем у законопроектов, внесенных:
    Советом Федерации и его членами в 1,1 раза;
     депутатами Государственной Думы в 1,6 раза;
    Правительством  Российской Федерации в 4,3 раза;
Президентом Российской Федерации в 5,3 раза;
суды Российской Федерации в 5,3 раза.