АВ 2003г. Выпуск 15 Мониторинг объемных характеристик итогов выполнения программ законопроектной работы Государственной Думы в периоды сессий 2000-2002 гг.
5. Сравнительный анализ итогов выполнения примерных программ Государственной Думы и программ комитетов Государственной Думы
Сопоставление показателей доля рассмотренных законопроектов из примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в части, подлежащих первоочередному рассмотрению и доля рассмотренных законопроектов и программы комитетов Государственной Думы показывает, что только весной 2000 года, доля рассмотренных законопроектов из примерной программы превысила в 1,4 раза аналогичный показатель для программы комитетов. В течение остальных пяти сессий доли рассмотренных законопроектов, из примерных программ, были ниже аналогичного показателя для программ комитетов:
осенью 2000 г. в 1,1 раза;
весной и осенью 2001 г. в 1,2 раза;
весной 2002 г. в 1,3 раза;
весной 2002 г в 1,01 раза.
Что касается показателей доля принятых законов из примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в части, подлежащих первоочередному рассмотрению и доля принятых законов из программы комитетов Государственной Думы , то в течение всех шести сессий доли принятых законов из примерных программ превышали аналогичный показатель для программ законопроектной работы комитетов Государственной Думы. И этот показатель рос от сессии к сессии. Так, доля принятых законов из примерной программы превышала долю принятых законов из программы комитетов:
весной 2000 г. в 1,9 раза;
осенью 2000 г. - в 2,1 раза;
весна и осень 2001 г. - в 2,7 раза;
весна 2002 г. - в 3,6 раза,
осень 2002 г. - в 3,7 раза.
Это свидетельствует, что работа над законопроектами, подлежащими первоочередному рассмотрению, ориентирована преимущественно на достижение конечного результата - принятие законов.
Низкий процент отклоненных законопроектов из числа, включенных в примерную программу, который составил в среднем по 6 сессиям 7%, является индикатором того, что в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы, включаются наиболее актуальные, значимые и достаточно хорошо проработанные законопроекты.
Учитывая, что количество пленарных заседаний по сессиям значительно отличаются, а также отличаются объемы примерных программ и программ комитетов для сопоставительной оценки интенсивности законопроектной работы между сессиями рассмотрим следующие показатели, рассчитанные по итогам законопроектной работы каждой сессии:
темп рассмотрения законопроектов - число рассмотренных законопроектов в течение сессии, приходящееся в среднем на одно пленарное заседание Государственной Думы из примерной программы, в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению и из программы комитетов (см. диаграмму 11);
темп принятия законов - число принятых законов, приходящееся в среднем на одно пленарное заседание Государственной Думы) из примерной программы в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению и программы комитетов (см. диаграмму 12).
Диаграмма 11
С наибольшим темпом рассматривались законопроекты примерной программы и программы комитетов в период осенней сессии 2002 г., когда на одно пленарное заседание приходилось в среднем рассмотрение 3,3 законопроектов, из числа подлежащих первоочередному рассмотрению, и 19,7 законопроектов из программы комитетов. С наименьшим темпом рассматривались законопроекты примерной программы и программы комитетов - в период весенней сессии 2000 года, когда на одно пленарное заседание в среднем приходилось рассмотрение 1,6 законопроектов, из числа подлежащих первоочередному рассмотрению и 6 законопроектов из программы комитетов.
На диаграмме 12 представлены темпы принятия законов .
Диаграмма 12
Наибольший темп принятия законов из примерной программы, в части законопроектов подлежащих первоочередному рассмотрению, составил 2,3 принятых законов, приходящихся в среднем на одно пленарное заседание. Достигнут в период осенней сессии 2002 г., наименьший - 0,8 принятых законов - в период осенней сессии 2000 г. При этом наибольшие темпы принятия законов из программы комитетов были в период осенней сессии 2000 г. (3,8). Наименьшие - в период весенней сессии 2000 г. (2,2).