Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 3 Статистические характеристики законодательной деятельности Государственной Думы второго созыва (1996-1999 гг.)


Обобщенные характеристики законодательного процесса

На рис. 1 представлено распределение числа законопроектов, внесенных в Государственную Думу и принятых Советом Государственной Думы к рассмотрению палатой, по группам субъектов права законодательной инициативы.     
   

Рис. 1. Распределение законопроектов, внесенных в Государственную Думу и принятых Советом Государственной Думы к рассмотрению палатой, по группам субъектов права законодательной инициативы  
 


     А - Президент Российской Федерации;
    Б - Совет Федерации и члены Совета Федерации;
    В - депутаты Государственной Думы;
    Г - Правительство Российской Федерации;
    Д - законодательные органы субъектов Российской Федерации;
    Е - Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
    
     Можно видеть, что среди всех субъектов права законодательной инициативы самую большую активность проявлял депутатский корпус, который инициировал около половины всех внесенных законопроектов. На долю Президента и Правительства Российской Федерации, а также представителей субъектов Российской Федерации (в лице их законодательных органов и членов Совета Федерации) приходится по одной четверти от всего объема законодательных инициатив.
     На рисунке 2а представлены данные о прохождении законопроектов, внесенных в Государственную Думу.

Рис. 2а. Прохождение законопроектов,
внесенных всеми субъектами права законодательной инициативы

 

     
     А - количество законопроектов, внесенных в Государственную Думу и принятых Советом Государственной Думы  
     к    рассмотрению палатой;
     Б - количество законопроектов, рассмотренных Государственной Думы в первом чтении;
     В - количество законов, принятых (одобренных) Государственной Думой;
     Г - количество законов, подписанных Президентом России.

    
     Из всех внесенных в Государственную Думу и принятых к ее рассмотрению законопроектов (около 3300), рассмотрено в первом чтении около половины, принято (одобрено) Думой в качестве законов - около трети, а подписано Президентом Российской Федерации около четверти.
     Однако, эти соотношения существенно отличаются для различных субъектов права законодательной инициативы (рис. 2б-2ж).
    

Рис. 2б. Прохождение законопроектов,
внесенных Президентом Российской Федерации

 
Рис. 2в. Прохождение законопроектов, внесенных Советом Федерации и его членами


Рис. 2г. Прохождение законопроектов,
внесенных депутатами Государственной Думы

Рис. 2д. Прохождение законопроектов,
внесенных Правительством Российской Федерации



Рис. 2е. Прохождение законопроектов,
внесенных  законодательными органами субъектов Российской Федерации

Рис. 2ж. Прохождение законопроектов, внесенных Конституционным Судом,
Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации

 

     Можно видеть, что Государственной Думой рассматривается наибольшее число законодательных инициатив Правительства и высших судов Российской Федерации (примерно по 80 %), а также Президента России (более 75 %), наименьшее число - законодательных инициатив, внесенных законодательными органами  субъектов Российской Федерации (менее 25 %). Сходные соотношения характерны для законов, принятых Думой и подписанных Президентом России. Наибольшую вероятность стать законами имеют законопроекты Президента (свыше 60 %), Правительства и высших судебных органов Российской Федерации (примерно 50 %). Наиболее сложная судьба у законодательных инициатив представителей регионов. Законами становятся лишь 4-5 % законопроектов, вносимых законодательными органами субъектов Российской Федерации, Советом Федерации и его членами.
     На рисунке 3 отображены результаты рассмотрения Советом Федерации и Президентом Российской Федерации законов, принятых Государственной Думой.

(См. Приложение 2 - рис. 3)

     Из представленных данных можно видеть, что хотя число законов, отклоняемых Советом Федерации и Президентом России, достаточно велико, все же 75% законов, принимаемых Государственной Думой, в итоге вступают в силу. При этом свыше 80 % подписанных законов вступают в силу в редакции, принятой Государственной Думой, в том числе 76 % - без отклонений и около 5 % - в результате преодоления вето Совета Федерации или Президента России. И около 20 % законов вступают в силу в редакции, согласованной Государственной Думой с Советом Федерации и (или) с Президентом Российской Федерации.     
     Для анализа содержания законодательной деятельности может представлять интерес структура массива принимаемых законов по характеру и предмету регулирования. Распределение законов, принятых Государственной Думой и вступивших в силу, по характеру регулирования представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение законов  по характеру регулирования

 

   

      

А - законы о введении в действие или отмене норм иных актов (в т.ч. законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации);
Б - законы о внесении отдельных изменений в действующие законы;
В - законы самостоятельного характера, в т.ч.:

Г- законы, заменившие ранее действовавшие законы или их части;
Д - самостоятельные новые законы;
Е - законы периодического характера (принимаемые на каждый год или с иной установленной регулярностью);

Ж - законы точечного характера, содержащие решения частных вопросов.
    Можно видеть, что среди всего массива вновь принятых законов лишь относительно небольшое число (около 20 %) посвящено закрытию белых пятен в системе законодательного регулирования общественных отношений. Основные же усилия законодателя были направлены на модификацию действующего законодательства. Характеристики массива новых законов, вступивших в силу, по предмету регулирования представлены на рисунках 5 и 6.


Рис. 5. Тематическая структура законов,
принятых Государственной Думой второго созыва и вступивших в силу

 

         
 А - законодательство по вопросам государственного строительства и конституционных прав личности;
_________________________
основы конституционного строя, законодательство о суде и судоустройстве, о прокуратуре, адвокатуре и нотариате, о государственной службе;


Б - законодательство в экономической сфере;
_________________________
гражданское законодательство, законодательство по общим вопросам хозяйственной деятельности, о предприятиях  и предпринимательской деятельности, об отраслях хозяйства; о природных ресурсах и природопользовании; гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;


В - законодательство в социальной сфере;
_________________________
семейное законодательство, законодательство о труде, трудоустройстве и занятости населения, о социальном страховании и социальном обеспечении; жилищное законодательство, законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве, об образовании, науке и культуре, об охране здоровья населения, о физической культуре и спорте, об охране окружающей среды;


Г - бюджетное, налоговое, финансовое и банковское законодательство;
_________________________
в т.ч. таможенное законодательство;


Д - законодательство по вопросам обороны и безопасности, обеспечению режима законности;
_________________________
в т.ч. уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство.


Е - законодательство по общим вопросам внешней политики и международных отношений (без учета актов отраслевой направленности).
    Внутри указанных групп распределение законов по характеру регулирования различается существенным образом.
    

Рис. 6.  Распределение законов различных тематические массивов
на группы с разным характером регулирования

  

     
     А - законодательство по вопросам государственного строительства и конституционных прав личности;
    Б - законодательство в экономической сфере;
    В - законодательство в социальной сфере;
    Г - законодательство по вопросам внешней политики и международных отношений (без учета актов
    отраслевой           направленности);
    Д - законодательство по вопросам обороны и безопасности, обеспечению режима законности;
    Е - бюджетное, налоговое, финансовое и банковское законодательство.

    
     Из представленных данных можно видеть, что по количеству законов, направленных на устранение белых пятен , лидируют сферы экономики, социальной политики и конституционного права. В той или иной степени, но в любом случае наиболее значительную долю законодательной работы по всем тематическим направлениям составили изменения и дополнения действующих законов. Причем изменения вносились не только в законы, принятые до 1994 года, и в законы, принятые (одобренные) Государственной Думой первого созыва, но и в законы, принятые (одобренные) Государственной Думой второго созыва.
     С позиций стабильности действующего законодательства одной из наиболее значимых характеристик является  частота изменений самостоятельных законов с неопределенным периодом действия.
     За 1996-1999 годы вступило в силу 157 таких законов, из них за тот же период изменены или утратили силу 30 (почти каждый пятый), всего внесено 42 изменения и дополнения. Общую картину за 4 года существенно улучшают законы, принятые в 1999 году, т.к. в них еще не успели внести изменения. Из законов, принятых в 1996-98 годах, изменен более чем каждый четвертый. Распределение по годам показано в таблице 1.
_________________________
Было принято 42 законодательных акта о внесении изменений и дополнений в законы, принятые за этот период, или об утрате последними силы. Информация о наличии изменений  приведена по состоянию на 17.01.2000.     

Таблица 1

Показатели изменчивости законов
самостоятельного характера с неопределенным периодом действия


Показатели

1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

     Всего принято и вступило в силу самостоятельных законов


29

27

51

50

     Доля законов, измененных или утративших силу в настоящее время


37,9 %

29,6 %

21,6 %

0

     Среднее число изменений (дополнений)  на 1 рассматриваемый закон


0,72

0,37

0,20

0

     Изменения или утрата законом силы последовали:
    менее чем через год                         - в 12 случаях,
    в период от года до двух лет             - в 17 случаях,
    более чем через 2 года                    - в 1 случае.