АВ 2003г. Выпуск 25 Зарубежный опыт правового регулирования лоббистской деятельности в органах законодательной власти
4. Лоббизм и коррупция - проблема отношений власти и бизнеса
В развитых демократиях и на наднациональном уровне процессы неформального согласования интересов превалируют над их институционализированными формами; вместе с тем существующие институты согласования интересов включены в систему функционального представительства, обеспечивая дополнительный канал доступа гражданского общества к влиянию на процесс разработки решений.
Именно в этом принципиальное отличие коррупции как от цивилизованного лоббизма, убеждающего чиновников в рамках отлаженного и в целом рационального механизма принятия решений, так и от вытесняющего лоббизм искусства public relations, убеждающего уже не чиновников, но общественное мнение, которое оказывает растущее влияние на последних в демократическом обществе.
Поэтому, если лоббизм - институт представительской, парламентской демократии, а public relations - элемент всеобщей демократии, взятка - принципиально антидемократический инструмент. Он не только не способствует балансированию интересов, но, напротив, объективно ведет к разрушению механизмов этого балансирования и максимальной дезорганизации процесса управления.
Считается, что условия, порождающие коррупцию, существенно сужаются путем узаконивания системы передачи интересов бизнеса в представительные органы и правительственный аппарат. Полагают, что лоббизм ограничивает возможности коррумпирования аппарата, так как вводит процесс консультирования иностранных фирм и доведения их интересов до представительной и исполнительной власти в определенные законом рамки. По американским данным, при Конгрессе США зарегистрированы более 7 тыс. лоббистов иностранного бизнеса. В их числе оказались десятки бывших высокопоставленных чиновников, которые получают гонорары за представление интересов зарубежных фирм. Существует мнение, что действительное число лоббистов на 30-60 % больше.
В числе средств борьбы с экономической коррупцией - более четкое определение прав бизнеса, а также гарантий его защиты. Закон о лоббизме является неотъемлемой частью экономического законодательства (например, конгресс США принял такой закон в 1946 г.). В качестве примера можно привести принятый в США Билль о правах американского бизнеса , состоящий из следующих семи пунктов:
необходимо, чтобы точка зрения бизнеса была услышана и учитывалась в тех аспектах внешней политики, которые затрагивают его интересы;
базисные принципы международной торговли должны быть справедливыми и недискриминационными;
бизнесу нужно гарантировать помощь квалифицированных специалистов в каждом зарубежном представительстве США;
бизнес вправе рассчитывать на разумный профессиональный совет с учетом местных политических и деловых условий;
ему должно быть гарантировано содействие в установлении контактов с ведущими деятелями общественного и частного секторов;
следует обеспечить активное продвижение американских компаний на международных торгах, а если в них участвует более одной американской фирмы, им должна быть оказана одинаковая поддержка;
необходимо помогать в достижении мирного урегулирования инвестиционных и торговых споров, а в случае экспроприации и других подобных акций добиваться быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
Считается, что подобное поведение поможет бизнесу избегать дачи взяток.
Этические нормы, законодательно принятые во многих зарубежных странах, подробно регламентируют возможные доходы конгрессменов, сенаторов, государственных служащих в федеральном правительстве и т. п. Так, американские законодатели стараются избегать зарубежных поездок даже за счет всякого рода "частных фондов" в собственной стране, поскольку пользование услугами этих фондов чревато нежелательными последствиями для репутации членов конгресса в глазах избирателей как своего рода "платных лоббистов"'.
Важную роль играет национальное законодательство. В американской практике имеются два закона, запрещающие использование взяток: о подкупе государственных служащих и свидетелей; о практике коррупции за рубежом.
Так, Постоянные правила Сената США предусматривают, что "ни один сенатор... не должен: а) поступать на службу в какую-либо фирму, компанию, ассоциацию или корпорацию с целью предоставления за вознаграждение своих услуг как сенатора; б) позволять использовать свое имя подобной фирме, компании, ассоциации или корпорации либо; в) заниматься какой-либо деятельностью за вознаграждение в установленные часы работы в Сенате". Аналогичный подход характерен и для пользующейся Кодексом этики государственной службы Палаты представителей Конгресса США.
Определенные ограничения правил этики накладывают на членов Конгресса США и в отношении их деятельности после окончания сроков полномочий. В течение года после пребывания в Конгрессе им запрещается заниматься лоббистской деятельностью, представлять чьи-либо интересы, включая интересы иностранных государств, перед правительственными или законодательными органами.
"Слово "коррупция" указывает на нечистоплотность и непорядочность, и когда оно встречается в уголовном законе, оно означает безнравственные или в огромной степени ненадлежащие действия", - так описывается понятие коррупции в классическом американском пособии Роллина Перкинса по уголовному праву. Именно необходимость в защите органов государственной власти от коррупции побудила Конгресс США рассмотреть в 1962 году вопрос о создании официальных норм поведения выборных должностных лиц, в частности членов палат конгресса. В 1964 году Сенат США создал Комитет по нормам и поведению, а затем и Палата представителей учредила Комитет по нормам официального поведения. Палата и Сенат создали свои кодексы поведения для членов и служащих конгресса. В целях поддержания в обществе доверия к должностным лицам государственной власти Конгресс США в 1978 году принял закон об этике в правительстве, задача которого, как об этом сказано в законе, "сохранясь честность государственных чиновников и учреждений и способствовать таковой".
Кроме того, в США предусмотрено уголовное наказание за действия, содействующие незаконному оплачиваемому лоббистскому воздействию. Закон, в частности, предписывает уголовные санкции в отношении тех, кто прямо или косвенно вручает, предлагает или обещает какие-либо ценности должностному лицу, либо предлагает должностному лицу вручить какие-либо ценности другому лицу или организации с намерением повлиять на какое-либо официальное решение или действие, побудить должностное лицо к совершению противозаконного деяния, склонить должностное лицо к совершению действий или к воздержанию от совершения действий в отношении своих законных должностных обязанностей. Кроме того, уголовное наказание предусмотрено также и в отношении должностного лица, которое прямо или косвенно просит, требует, домогается, принимает или соглашается принять какие-либо ценности для себя или другого лица, или организации в обмен на согласие совершить какое-либо официальное действие, помочь в совершении или допустить совершение противозаконных действий, нарушить свод законные должностные обязанности. Преступными также считаются действия официального выборного или замещающего по назначению на пост лица, представляющие собой "продажу политической поддержки и торговлю особым влиянием".
В законе о зарубежной практике коррупции (Foreign Corrupt Practies Act), подписанном в 1977 г. Дж.Картером, говорится, что все фирмы, контролируемые Комиссией по ценным бумагам и бирже, и другие американские национальные концерны не имеют права с коррупционной целью предлагать, осуществлять или разрешать выплату какой-либо ценности иностранному официальному лицу или иностранной политической партии с целью воздействовать на официальные решения ради получения конкурентного преимущества. Закон обязывает эти компании вести и хранить бухгалтерские книги, отчеты и счета, которые достоверно с необходимой детализацией отражают трансакции и размещение активов, а также разработать и поддерживать систему внутреннего учета, достаточного для обеспечения разумных гарантий того, что трансакции должным образом выполнены и записаны.
Кроме этого, принимаются дополнительные меры против сомнительных зарубежных платежей. Так, по закону о налоговой реформе суммы, выплаченные иностранным официальным лицам американскими корпорациями за рубежом, перестали исключаться из сумм, подлежащих налогообложению. Закон о помощи в целях международной безопасности и контроля за экспортом оружия поставил под контроль выплату вознаграждений агентам в связи с зарубежными военными продажами, а также обязал отчитываться о платежах, сделанных в целях обеспечения продаж вооружения за рубежом.
Практику коррупции затрагивают и некоторые другие законы США. Так, закон о ценных бумагах 1934 г. с добавлениями 1979 г. запрещает какие-либо выплаты в секретном порядке. Любое бесконтрольное распоряжение фондами корпорации считается серьезным нарушением. Требуется доведение такой информации до сведения акционеров, так как речь идет в конечном счете об их дивидендах. Из-за нежелания сообщать о подкупах как обычном методе ведения дел фирмы утаивали информацию о взятках, в том числе и от аудиторской проверки. В результате окружному суду федерального округа Колумбия пришлось в свое время принять к рассмотрению жалобы ЕС о нарушениях, допущенных рядом американских компаний.
Закон 1954 г. о внутреннем годовом доходе разрешил исключать необходимые расходы, связанные с обеспечением торговли или бизнеса, из суммы дохода, подлежащего налогообложению. Используя это, компании стали исключать данные на сторону взятки из сумм налогообложения, т.е. пытались установить для себя льготный режим. Поэтому во избежание нарушений закона необходимо доказать, что, во-первых, платежи иностранным консультантам и советникам являются платой, а не подарком, и, во-вторых, что эта плата может быть отнесена к разумной. Известен случай, когда суд не признал разумной плату, достигшую 50 % чистой прибыли фирмы. Закон определяет круг лиц, дача взятки которым считается незаконной.
Наряду с законодательной деятельностью ведется работа и по линии добровольных ограничений со стороны самого бизнеса в виде кодексов фирм.
В середине 70-х годов предпринимались попытки выработать международный кодекс по борьбе с коррупцией, при этом главным движущим мотивом было стремление унифицировать конкурентные правила на рынке. Поводом для этого послужил уотергейтский скандал.
Международная торговая палата (МТП) высказалась за всеобъемлющую систему мер на национальных уровнях, сотрудничество и юридическую помощь на международном уровне. Позиция МТП базируется на трех китах :
усилить национальное законодательство против взяточничества;
установить, что фирмы обязаны сообщать правительству по конкретному запросу о платежах, совершенных в ходе взаимоотношений с любым органом любого правительства;
заключить международное соглашение с целью обеспечить эффективность мер, предпринимаемых против взяточничества и вымогательства.
На внутреннем рынке компании отстаивают свои интересы согласно этическим нормам, которые, тем не менее, не всегда правильны с точки зрения общественной морали. Речь идет о лоббизме и о политическом спонсорстве, осуществляемых торгово-промышленными палатами и разнообразными предпринимательскими ассоциациями. Суть работы таких организаций - легальный лоббизм. Объединение формулирует интересы своих членов и на том основании, что они важные налогоплательщики и работодатели, настаивает, чтобы правительство выполняло их пожелания. Как правило, компании вне таких ассоциаций не могут влиять на законотворчество.