Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 19 Постоянные комитеты и комиссии в парламентах мира


3. Функционирование постоянных комиссий (комитетов)

     
     Прежде всего необходимо отметить, что постоянные комиссии работают весьма интенсивно. Так, например, со 2 октября 1995 г. по 30 сентября 1996 г. постоянные комиссии Национального Собрания Франции провели 346 заседаний, общая продолжительность которых составила 517 часов 22 минуты; специальные комиссии - 21 заседание (40 часов 40 минут); а комиссии по расследованию - 39 заседаний (97 часов).
    Конечно, сравнение в данном случае со специальными комиссиями и с комиссиями по расследованию не вполне правомерно, ибо и те и другие являются органами временными и, следовательно, уже в силу этого не могут соперничать с постоянными комиссиями. Кроме того, постоянные комиссии нижней палаты французского парламента представляют ежегодно около 300 различных докладов, что в общей сложности составляет более пятнадцати тысяч страниц.
    До 1994 года в Национальном Собрании Франции действовало правило, согласно которому в начале сессии и на всю ее продолжительность утреннее время одного дня в неделю отводилось по решению Конференции председателей - одного из руководящих органов палаты, для работы постоянных комиссий (на практике это было - утро каждого четверга). В действительности же в период проведения сессий постоянные комиссии собирались на заседания в любой день недели. Когда Национальное Собрание заседает, комиссии могут собираться только для обсуждения вопросов, направленных им нижней палатой для срочного рассмотрения или для обсуждения вопросов повестки дня Собрания.
    Комиссии созываются по просьбе Председателя Национального Собрания, когда этого требует правительство. Во время сессии они созываются также их председателями. В межсессионный период комиссии могут созываться либо Председателем Собрания, либо председателями комиссий, но лишь с согласия их бюро.
    Заседания постоянных комиссий (комитетов) парламентов зарубежных стран, по общему правилу, не являются публичными. Протоколы заседаний носят конфиденциальный характер. Безусловно, любой депутат и сенатор имеет право ознакомиться как с самими протоколами, так и с прилагаемыми к ним документами, но только на месте. В некоторых странах (США, Великобритания) стали допускаться открытые заседания парламентских комиссий.
    Во Франции бюро постоянной комиссии Национального Собрания, предварительно проконсультировавшись с самой комиссией, вправе придать гласности всё проведенное в ней  слушание или его часть. Для этого оно использует средства по своему выбору. Оно может, в частности, допустить в зал заседания представителей прессы, телевидения и радио. Впервые описанная процедура была применена в ноябре 1988 года (в год ее законодательного введения) комиссией производства и обмена, собравшейся для обсуждения проблемы дорожной безопасности. В январе 1989 года комиссия финансов провела открытое слушание министра экономики, которое получило значительный резонанс в средствах массовой информации. В декабре 1989 года количество такого рода заседаний уже превысило цифру 10. За период со 2 октября 1995 года по 30 сентября 1996 года постоянными комиссиями Национального Собрания было проведено 21 "открытое" для прессы заседание. При этом на трех из них заслушивались члены правительства.
    С 1994 года  Регламент Национального Собрания предусматривает возможность производства, передачи или распространения аудиовизуального отчета о работе комиссии.
    Оригинальная практика работы комиссий сложилась в Японии. Проводимые ими заседания бывают двух видов: общие и рабочие. Не столь значительные вопросы, как правило, обсуждаются на общих заседаниях. В них обычно  принимают  участие  парламентские  секретари  (заместители министра, функция которых заключается в представительстве члена правительства в парламенте). На рабочих же заседаниях, напротив, дебатируются наиболее существенные с точки зрения обеспечения национальных интересов проблемы. В их работе нередко участвуют министры, а иногда и Премьер-министр.
    В силу того, что каждая из постоянных комиссий (комитетов) в зарубежных парламентах специализируется в строго определенной области государственной политики, время от времени возникает необходимость в их сотрудничестве. Одной из форм такого сотрудничества является процедура совместных заседаний. Её цель состоит в том, чтобы объединить членов двух или нескольких комиссий (комитетов), заинтересованных в рассмотрении одного и того же вопроса или одного и того же законодательного текста.
    Другая форма сотрудничества - так называемая процедура расширенных или открытых комиссий. Во Франции впервые она была применена в ноябре 1975 года по инициативе бывшего Председателя Национального Собрания Э.Фора и тогдашнего Председателя комиссии конституционных законов, законодательства и общего управления Республикой Ж.Фуайэ. В связи с рассмотрением названной комиссией кредитов Министерства внутренних дел в целях подготовки заключения было принято решение о том, что в этом рассмотрении может принять участие любой член нижней палаты парламента. В дальнейшем депутаты ни раз прибегали к использованию этой процедуры.
    Ее основной смысл заключается в том, чтобы сэкономить время публичного заседания Собрания, дав возможность парламентариям, входящим в различные постоянные комиссии, всесторонне обсудить вопрос или законодательный текст до его передачи в палату. Необходимо отметить, что эта процедура не получила широкого применения. Дело в том, что депутаты из других комиссий, как правило, не заинтересованы в работе в открытой комиссии по той простой причине, что деятельность последней практически не освещается средствами массовой информации. Они поэтому предпочитают излагать свои соображения на публичных заседаниях палаты.